Церковная жизнь в Патриаршество Алексия II

Фрагмент статьи из 1-го т. "Православной энциклопедии", с. 698-720

Внутрицерковная жизнь в Патриаршество Алексия II

В годы Предстоятельства Алексия II прошли 8 Архиерейских Соборов, на к-рых были приняты важнейшие для жизни РПЦ решения. 25-27 окт. 1990 г. в Даниловом мон-ре заседал первый Архиерейский Собор, прошедший под председательством А. В центре внимания Собора были 3 вопроса: церковная ситуация на Украине, раскол, инициированный Синодом Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), а также правовой статус РПЦ, обусловленный 2 новыми законами о свободе совести и вероисповедания. По инициативе Святейшего Патриарха Архиерейский Собор в своем воззвании к архипастырям, пастырям и всем верным чадам РПЦ выразил позицию священноначалия Русской Церкви по тем вопросам, к-рые получали превратную трактовку в полемических выступлениях представителей РПЦЗ: «Отдавая дань глубокого уважения памяти Патриарха Сергия и с благодарностью вспоминая его борьбу за выживание нашей Церкви в тяжелые для нее годы гонений, мы тем не менее вовсе не считаем себя связанными его Декларацией 1927 г., сохраняющей для нас значение памятника той трагической в истории нашего Отечества эпохи... Нас обвиняют «в попрании памяти святых новомучеников и исповедников»... В нашей Церкви никогда не прерывалось молитвенное поминовение страдальцев за Христа, преемниками которых довелось стать нашему епископату и клиру. Сейчас, чему весь мир свидетель, у нас разворачивается процесс их церковного прославления, который в соответствии с древнецерковной традицией должен быть избавлен от суетного политиканства, поставленного на службу меняющимся настроениям времени» (ЖМП. 1991. № 2. С. 7-8). Архиерейский Собор принял решение о предоставлении Украинской Православной Церкви независимости и самостоятельности в управлении при сохранении юрисдикционной связи с Московской Патриархией.

31 марта 1992 г. в Даниловом мон-ре открылся Архиерейский Собор РПЦ, заседания к-рого продолжались до 5 апр. Во вступительном слове Святейший Патриарх сделал обзор программы Собора: канонизация новомучеников Российских и святых родителей прп. Сергия Радонежского; вопрос о статусе Украинской Церкви и о церковной жизни на Украине; взаимоотношения Церкви и об-ва. Архиерейский Собор принял решение о канонизации преподобных схим. Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского, а также о канонизации новомучеников митр. Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского), митр. Петербургского и Ладожского Вениамина (Казанского) и иже с ним убиенных архим. Сергия (Шеина), Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, вел. кнг. Елисаветы и инокини Варвары. В деянии о канонизации было сказано, что это только начало церковного прославления новомучеников и исповедников, пострадавших в годы революционной смуты и послереволюционного террора.

Архиерейский Собор обсудил ходатайство укр. архиереев о предоставлении Украинской Церкви автокефального статуса. В своем докладе на Соборе митр. Филарет (Денисенко) обосновывал необходимость предоставления Украинской Церкви автокефалии политическими событиями: распадом СССР и образованием независимого Украинского гос-ва. Началась дискуссия, в к-рой участвовали многие архиереи, слово брал и Святейший Патриарх. Большинство выступавших отвергли мысль об автокефалии, виновником церковного кризиса на Украине, выразившегося в возникновении автокефалистского раскола и отпадении большинства приходов в унию, назван был митр. Филарет. Архипастыри потребовали его ухода со своего поста. Митр. Филарет дал обещание, что по возвращении в Киев созовет Собор и сложит с себя обязанности митрополита Киевского и Галицкого. Однако, вернувшись в Киев, митр. Филарет заявил, что он не намерен оставлять свой пост. В сложившейся ситуации Святейший Патриарх принял необходимые меры по спасению канонического единства Русской Церкви - по его инициативе Свящ. Синод поручил старейшему по хиротонии архипастырю Украинской Церкви митр. Харьковскому Никодиму (Руснаку) созвать Архиерейский Собор Украинской Церкви, для того чтобы принять отставку митр. Филарета и избрать нового Предстоятеля Украинской Церкви. 26 мая Предстоятель кириархальной Церкви Святейший Патриарх А. направил митр. Филарету телеграмму, в к-рой, взывая к его архипастырской и христ. совести, просил во имя блага церковного подчиниться каноническому священноначалию. В тот же день митр. Филарет собрал в Киеве своих сторонников на конференцию, к-рая отвергла постановление Свящ. Синода РПЦ. Архиерейский Собор, созванный в Харькове 27 мая митр. Никодимом, выразил недоверие митр. Филарету и уволил его с Киевской кафедры, главой Украинской Церкви был избран митр. Владимир (Сабодан). Свящ. Синод РПЦ на заседании 28 мая выразил согласие с решением Архиерейского Собора Украинской Церкви. А. в соответствии с определением «Об Украинской Православной Церкви», принятым Архиерейским Собором в окт. 1990 г., благословил новоизбранного митрополита Киевского на его служение в качестве главы Украинской Церкви.

11 июня 1992 г. в Даниловом мон-ре состоялся Архиерейский Собор под председательством Святейшего Патриарха, специально созванный для рассмотрения дела по обвинению бывш. митр. Филарета в антицерковной деятельности. Рассмотрев все обстоятельства дела по обвинению бывш. митр. Киевского и еп. Почаевского Иакова (Панчука) в тяжких церковных преступлениях, Собор постановил извергнуть из сана митр. Филарета и еп. Иакова.

29 нояб. 1994 г. в Даниловом мон-ре открылся очередной Архиерейский Собор, деяния к-рого продолжались до 2 дек. В первый день соборных заседаний Святейшим Патриархом был зачитан отчетный доклад, в к-ром нашли отражение важнейшие события церковной жизни за 2,5 года, прошедших после предыдущего Архиерейского Собора: возобновление регулярных богослужений в кремлевских храмах и соборе Василия Блаженного, освящение восстановленного Казанского собора на Красной площади, начало восстановления храма Христа Спасителя, всенародное празднование 600-летия со дня кончины прп. Сергия Радонежского. Патриарх отметил в своем докладе повсеместное возрождение монашеской жизни.

18 февр. 1997 г. кратким выступлением Святейшего Патриарха открылся очередной Архиерейский Собор. Первый день соборных заседаний был посвящен докладу Первосвятителя, А. сообщил о трудах Предстоятеля Русской Церкви и Свящ. Синода, о положении епархий, мон-рей и приходов. Касаясь миссионерского служения Церкви, докладчик особо отметил работу по организации миссии среди молодежи. В разделе доклада, посвященном церковной благотворительности, были приведены офиц. статистические данные, свидетельствующие, что в России от 1/4 до 1/3 населения живет за чертой бедности. В связи с этим Первосвятитель сказал, что РПЦ должна стать полноправным субъектом социальной политики, к-рая смогла бы изменить эту драматическую ситуацию. В части доклада, посвященной межправосл. связям, Святейший Патриарх особо остановился на характеристике сложных взаимоотношений с К-польским Патриархатом, явившихся следствием вмешательства К-поля в церковную жизнь Эстонии - захвата неск. эст. приходов и распространения своей юрисдикции на Эстонию. Говоря о положении на Украине, Святейший Патриарх отметил, что, несмотря на все усилия раскольников, поддержанных в нек-рых местах властью и прессой, укр. паства отвергла новый соблазн раскола, не получившего заметного распространения.

В докладе Первосвятителя нашла выражение реакция духовенства и церковного народа на клеветнические публикации ряда газет, посвященные церковной жизни: «Спорить с ними просто бесполезно... Мы не забываем о призыве апостола Павла, обращенном к каждому христианину: От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников (2 Тим. 2. 23-25)» (ЖМП. 1997. № 3. С. 77). Архиерейский Собор 1997 г. явился свидетельством единения епископов РПЦ, совершающих свое служение в разных гос-вах и регионах, вокруг Первосвятителя; за единением архипастырей стоит единство церковного народа в об-ве, раздираемом противоречиями и враждой. 20 февр. участники Архиерейского Собора совершили паломничество к святыням Москвы, посетили кремлевские соборы. В Успенском соборе Кремля совершилось знаменательное событие - Предстоятель РПЦ впервые после Патриарха Адриана взошел на Патриаршее место.

Юбилейный Архиерейский Собор, проходивший в год празднования 2000-летия Рождества Христова, открылся в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя 13 авг. В первый день Собора А. выступил с развернутым докладом, в к-ром глубоко и реалистично проанализировал все стороны современной жизни и деятельности РПЦ. Состояние епархиальной и приходской жизни в Русской Церкви А. охарактеризовал в целом как удовлетворительное. Главным итогом Собора, в деяниях к-рого принимали участие 144 архиерея, стали решения о канонизации 1154 св. угодников, в т. ч. 867 новомучеников и исповедников Российских, среди к-рых св. страстотерпцы - последний российский имп. Николай II и его семья. Собор установил общецерковное почитание 230 ранее прославленным к местному почитанию страдальцам за веру, канонизировал 57 подвижников благочестия XVI-XX вв. Была одобрена новая редакция Устава РПЦ, к-рая, по словам А., «должна явиться основой и программой дальнейшего совершенствования» церковной жизни. «Очень важно,- отметил Патриарх,- чтобы нормы Устава были не только соборно одобрены, но и реально осуществлены в жизни нашей Церкви. Особенно важным представляется упрочение связи каждого прихода со своим епархиальным управлением, а епархий - с центром и между собой».

Важным событием стало принятие «Основ социальной концепции Церкви», где «сформулированы ответы Церкви на вызовы эпохи рубежа столетий». Особые определения Архиерейский Собор принял в связи с положением Православия на Украине и в Эстонии. По окончании Собора состоялись торжественное освящение храма Христа Спасителя и канонизация новопрославленных святых, в к-рых приняли участие Предстоятели поместных правосл. Церквей: патриарх-католикос всей Грузии Илия II, патриарх Сербский Павел, патриарх Болгарский Максим, архиепископ Кипрский Хризостом, архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, митрополит Чешских земель и Словакии Николай, а также представители Поместных Церквей - архиеп. Американский Димитрий (К-польский Патриархат), Митрополит Пилусийский Ириней (Александрийский Патриархат), еп. Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), архиеп. Газский Венедикт (Иерусалимский Патриархат), митр. Калавритский и Эгиалийский Амвросий (Элладская Церковь), архиеп. Вроцлавский и Щецинский Иеремия (Польская Церковь), архиеп. Филадельфийский и Восточнопенсильванский Герман (Американская Церковь), возглавлявшие делегации своих Церквей. Гостем торжеств был Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II.

Очередной Архиерейский Собо проходил с 3 по 8 октября 2004 г. в Москве и Троице-Сергиевой Лавре. В первый день работы Собора А. представил подробный доклад о жизни Церкви за межсоборный период. А. отметил, что изменения в культурной и интеллектуальной сферах жизни ставят перед современной Церковью новые задачи. «Сегодня все мы, православные христиане, призваны если не к мученичеству в буквальном смысле, то к постоянному и неуклонному свидетельству – словом, делами, всей жизнью» (ЖМП. 2004. № 10. С. 33-34). В отношении внешней стороны жизни Церкви А. назвал первоочередной задачей укрепление межправославных связей и особенно преодоление церковного разделения. А. также отметил огромную важность внутренней миссии, т.к. Православие должно стать нормой жизни наших сограждан. А. выразил надежду на уврачевание тех губительных расколов, кот. продолжают существовать на канонической территории РПЦ. Святейший патриарх подчеркнул, что первоочередной задачей должно стать всемерное укрепление внутрицерковных связей. Собором были приняты документы: «Определение…о вопросах внутренней жизни РПЦ», «Определение…о вопросах внешней деятельности РПЦ», «Определение… о взаимоотношениях с РПЦЗ», «Определен… о взаимоотношениях со старообрядчеством и о старообрядческих приходах РПЦ», «Заявление… по вопросам демографии», «Заявление…о противодействии экстремизму и терроризму» и др.

24 июня 2008 г. в Храме Христа Спасителя в Москве торжественно открылся очередной Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Для участия в Соборе прибыли 183 архиерея РПЦ.Знаменательно, что впервые в работе Собора принял участие епископат РПЦЗ. Среди членов президиума был первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митр. Восточно-Американский и Нью-Йоркский Илларион (Капрал), а Мандатную комиссию возглавлял архиеп. Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арднт) Собор почтили своими присутствиями президент РФ Д.А. Медведев и президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Святейший Патриарх, по традиции, выступил с докладом в первый день работы Архиерейского Собора. В докладе А. дал оценку различным аспектам церковной жизни, тем изменениям, которые произошли со времени Архиерейского Собора 1988 г. А. подчеркнул, что это время стало периодом обретения свободы, сопряженной с огромной ответственностью за просвещение миллионов людей. Святейший патриарх начал свой доклад утверждением необходимости развития соборности в управлении церковной жизни, о том, что тема соборности и единства Церкви становится в настоящее время особенно важной. Завершая доклад, А. определил основной целью и задачей РПЦ необходимость упрочения единства Церкви. Документы, принятые Собором: «Определение… о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ», « Определение… о единстве Церкви», «Определение… о деятельности преосвящ. Диомида, еп. Анадырского и Чукотского», «Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека». Для сохранения единства Церкви воссоздан церковный суд.

Доклад Святейшего Патриарха и соборные решения, принятые под его руководством можно с уверенностью считать духовным завещанием Первосвятителя.

Ближайшими соработниками Патриарха в осуществлении высшего церковного управления являются постоянные члены Свящ. Синода. С марта 1997 по авг. 2000 г. состоялось 23 заседания Свящ. Синода, в к-рых кроме постоянных членов приняли участие 42 епархиальных архиерея. Расширение сферы деятельности РПЦ потребовало создания новых синодальных отделов и учреждений: в 1991 г. были учреждены отделы по религиозному образованию и катехизации и по церковной благотворительности и социальному служению, в 1995 г.- отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и Миссионерский отдел, в 1996 г.- Церковно-научный центр РПЦ «Православная Энциклопедия», в авг. 2000 г. - отдел по работе с молодежью. Были образованы новые комиссии: Библейская (1990), Богословская (1993), по делам мон-рей (1995), по экономическим и гуманитарным вопросам (1997), Историко-правовая (2000). В 1990 г. было создано Всецерковное православное молодежное движение. В последующие годы (авг. 2000-дек. 2008) Свящ. Синод собирался на свои заседания 52 раза.

В 1989-2000 гг. число епархий РПЦ выросло с 67 до 130, количество мон-рей - с 21 до 545, число приходов увеличилось почти в 3 раза и приблизилось к 20 тыс., существенным образом изменилось и число священнослужителей - с 6893 до 19417. За годы своего архиерейского служения А. возглавил 70 архиерейских хиротоний: 13 в сане митрополита Ленинградского и Новгородского и 57 - будучи Патриархом Московским и всея Руси. В 2000 г. РПЦ насчитывала до 80 млн. чел.

В последующие 8 лет патриаршества А. эти тенденции укрепились. К концу 2008 г. Русская Православная Церковь насчитывала 157 епархий, 203 архиерея, из них 149 епархиальных и 54 викарных, кроме того, 14 архиереев пребывает на покое. РПЦ имеет 29 263 прихода, на к-рых несут служение 30 670 священнослужителя их них священников — 27 216, диаконов — 3 454. Количество монастырей увеличилось до 804. Из них в России мужских — 234, женских — 244, в других странах СНГ и Балтии — 142 мужских и 153 женских, в странах дальнего зарубежья — 3 мужскиих и 3 женских монастыря, 16 мужских и 9 женских обители находятся в ведении РПЦЗ. Кроме того, в РПЦ существует 203 монастырских подворья и 65 скитов. (ЖМП. 2008. № 9. С. 19.) В 2000-2008 гг. А. совершил 29 архиерейских хиротоний.

Укрепление единства Русской Православной Церкви. А. считал важнейшей целью своего патриаршего служения восстановление единства Русской Православной Церкви, «уврачевание трагического раскола…, возникшего в первой половине прошлого века» в результате революции и гражданской войны. (ЖМП. 2004. № 10. С. 44) Первой вехой на пути достижения канонического единства Церкви стал Архиерейский юбилейный собор 2000 г., на кот. состоялась канонизация царственных мучеников, Собора новомучеников и испоредников Российских, принятие «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», а также документа об отношениях с инославием. После сложного этапа предварительной переписки и переговоров в мае 2004 г. по приглашению А. в Россию с первым официальным визитом прибыла делегация РПЦЗ во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром. В 2004 г. Московским Патриархатом и РПЦЗ были созданы комиссии, кот. в течении 3-х лет совместной работы, провели 8 заседаний, на кот. обсуждались важнейшие вопросы, связанные с восстановлением единства, вырабатывались соответствующее чинопоследование и текст «Акта о каноническом общении». 16 мая 2007 г. Свящ. Снод утвердил этот документ. На следующий день в праздник Вознесения Господня, во время торжественного богослужения а храме Христа Спасителя А. и митр. Лавр (Шкурла), первоиерарх РПЦЗ, подписали «Акт о каноническом общении». 17 мая 2007 г. единство Поместной Русской Церкви было восстановлено.

Характерная черта Первосвятительского служения А.- многочисленные посещения епархий, начало к-рым было положено поездкой в северную столицу сразу после интронизации. За первый год Патриаршества А. посетил 15 епархий, при этом совершал богослужения не только в кафедральных соборах, но и в отдаленных от епархиального центра приходах, в открываемых мон-рях, встречался с местным руководством, с общественностью, посещал высшие и средние школы, военные части, дома престарелых, тюрьмы, неся радость и утешение людям. И в последующие годы А. не оставлял своим вниманием епархии РПЦ. Так, напр., только за последние 3,5 года А. посетил с пастырскими визитами ок. 30 епархий: в 1997 г.- Элистинскую, Мурманскую, Виленскую, Ярославскую, Казанскую, Одесскую, Венскую и Владимирскую епархии, а также Св. землю, где возглавил торжества по случаю празднования 150-летия Русской духовной миссии в Иерусалиме; в 1998 г.- Тамбовскую, С.-Петербургскую, Минскую, Полоцкую, Витебскую, Калужскую и Воронежскую; в 1999 г.- Краснодарскую, Тульскую, Калужскую, С.-Петербургскую с посещением Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря, Сыктывкарскую, Архангельскую, Ростовскую, Пензенскую, Самарскую и Красноярскую; в 2000 г.- Белгородскую, С.-Петербургскую, Петрозаводскую, Саранскую, Нижегородскую, Челябинскую, Екатеринбургскую, Токийскую, Киотоскую, Сендайскую, Владивостокскую, Хабаровскую епархии, а также Дивеевский мон-рь и Валаамскую обитель. С июня 1990 г. по октябрь 2000 г. А. посетил 77 епархий РПЦ, освятил 168 храмов.

В 2000-2008 гг. А. посетил 44 епархии.

Осенью 2000 года состоялся первый пастырский визит Святейшего Патриарха на Урал - в Екатеринбургскую и Челябинскую епархии. Во время этого визита состоялось посещение монастыря под Алапаевском, построенного на месте убиения преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, урочища Ганина яма, где уничтожались тела Царственных страстотерпцев, была совершена закладка капсулы с памятной грамотой в основание храма-памятника на крови во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, в Екатеринбурге, на месте дома Ипатьева. Предстоятель Русской Церкви также посетил духовную столицу Урала - Верхотурье, побывал в Свято-Николаевском Верхотурском монастыре, где почивают мощи святого праведного Симеона Верхотурского. Визит на Урал продолжился посещением соседней Челябинской епархии.

В 2001 году Святейший Патриарх посетил одиннадцать епархий нашей Церкви. Среди них четыре белорусских епархии: Брестская, Пинская, Туровская и Гомельская. В Тобольской епархии Предстоятель побывал в пяти городах Западной Сибири и освятил построенные там храмы. Состоялись поездки в Санкт-Петербургскую, Чувашскую и Калужскую епархии, а также паломничество в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь и посещение новообразованной Бакинской епархии. Главным событием поездки в Тульскую епархию стала панихида на Куликовом поле.

В 2002 году состоялось посещение десяти епархий: Минской, Гомельской, Брестской, Новосибирской, Томской, Рязанской, Тамбовской, Костромской, Санкт-Петербургской и Астраханской. В дни славянской письменности и культуры Предстоятель возглавил торжества в Новосибирске, где 24 мая 2002 года, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, в крестном ходе участвовало более двенадцати тысяч верующих. Во время поездки в Рязанскую епархию в Вышенский монастырь были перенесены мощи святителя Феофана Затворника. В Рязани и Касимове были освящены кафедральные соборы после их реставрации. В июле того же года, в дни престольного праздника обители, состоялось паломничество на Валаам. В том же году во время визита в Костромскую епархию состоялся крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, в котором участвовали около сорока тысяч верующих.

С 30 июля по 1 августа 2003 года Предстоятель Русской Церкви возглавлял торжества в честь 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского в Сарове и Дивееве, а в сентябре того же года совершил визит в родную для него Эстонию.

В июле 2004 года состоялась поездка в город Тихвин, в Тихвинский Свято-Успенский монастырь, где прошли торжества по случаю возвращения в Россию чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери после 60-летнего пребывания этого святого образа за пределами нашего отечества.

29 августа 2004 года Святейший Патриарх посетил воссозданный Троицкий собор в Завидове (Тверская епархия) и ознакомился с жизнью прихода. В 2005 г. А. посетил Екатеринодарскую епархию (15-16 июля). 20 и 21 июля А. принимал участие в торжествах, посвященных 450-летию Казанской епархии. С 30 июля по 1 авг. Святейший Патриарх совершал поездку по Владимирской и Ярославской епархиям. Программа поездки включала посещение Стефанов Махрищского во имя Св. Троицы ставропигиального жен. мон-ря близ Александрова, Варницкого во имя Св. Троицы муж. мон-ря в Ростове и Никольского мон-ря в Переславле-Залесском. Маршрут паломничества определялся юбилейной датой истории – 625-летием героической Куликовской битвы. В этом же году А. посетил Калужскую епархию, побывал с первосвятительским визитом в Молдавии, принял участие в праздновании 625-летия Куликовской битвы в г. Серпухове и торжествах в честь празднования Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства в Нижнем Новгороде.

В мае 2006 г. состоялся первый за всю историю латвийского Православия визит Предстоятеля РПЦ в Латвию. (29 июля - 2 авг.) А. возглавил торжества в связи с празднованием 300-летия Успенской Саровской пустыни, посетил Мордовию 13 авг. И принял участие в праздновании 5-летии со дня канонизации св. Феодора Ушакова и 15-летия Саранской епархии. Из Мордовии А. отправился в Муром на торжества по случаю 910-летия Муромского Спасо-Преображенского мон-ря.

В 2007 г. А. посетил Удмуртию и Вологодскую епархию, а также побывал во Франции -сС 1 по 4 окт. Святейший Патриарх находился с визитом в Стразбурге и Париже, где встречался с паствой РПЦ, французскими государственными деятелями, представителями Совета Европы.

2008 г. был ознаменован празднованием 1020-летия Крещения Руси. А. принял участие в праздновании этого события в Киеве во время первосвятительского визита на Украину (26-28 июля) и в Белоруссии (23-25 окт.) Также в этом году А. посетил Новгородскую и Санкт-Петербургскую епархии, совершил традиционное паломничество на Валаам.

23 марта 1990 г. впервые после многих десятилетий запрета на крестные ходы вне ограды храма состоялся крестный ход во главе со Святейшим Патриархом по московским улицам от стен Кремля к храму «Большого» Вознесения.

В кон. 1990 г. в одном из служебных помещений Музея истории религии и атеизма, находящегося в Казанском соборе С.-Петербурга, были обнаружены святые мощи прп. Серафима Саровского. 11 янв. 1991 г. Святейший Патриарх прибыл в Петербург и после молебна в часовне блж. Ксении и в Иоанновском мон-ре отправился в Казанский собор. Мощи прп. Серафима были перенесены из Казанского собора в Троицкий собор Александро-Невской лавры и оставались там до 6 февр., за это время тысячи правосл. петербуржцев пришли поклониться святому угоднику Божию. Из С.-Петербурга святые мощи в сопровождении Первосвятителя были доставлены в Москву и крестным ходом перенесены в кафедральный Богоявленский собор. Более 5 месяцев они пребывали в Москве, и каждый день выстраивалась длинная очередь желающих приложиться к ним. 23-30 июля 1991 г. святые мощи крестным ходом в сопровождении Святейшего Патриарха были перенесены в Дивеевскую обитель, возрожденную незадолго до вторичного обретения мощей святого основателя этого мон-ря. Происходили и др. знаменательные события: второе обретение мощей свт. Иоасафа Белгородского (28 февр. 1991), чудесное обретение нетленных мощей св. Патриарха Тихона (22 февр. 1992). В Успенском соборе Московского Кремля, при сохранении в нем музейного режима, стали регулярно совершаться богослужения, и этот древний храм вновь стал Патриаршим собором РПЦ.

Символом возрождения Русской Церкви в 90-х гг. XX в. стало восстановление храма Христа Спасителя, варварски разрушенного в 1931 г. Святейший Патриарх и мэр Москвы Ю. М. Лужков возглавили это поистине всенародное дело. На Пасху 1995 г. А. в сослужении сонма архипастырей и пастырей совершил первое богослужение в восстанавливаемом храме - пасхальную вечерню. 31 дек. 1999 г. Святейший Патриарх совершил малое освящение верхней ц. Рождества Христова, 19 авг. 2000 г. состоялось торжественное освящение храма Христа Спасителя. В крестных ходах, со всех концов Москвы направившихся утром к воссозданной святыне, шли тысячи правосл. священнослужителей и мирян. Патриарху Московскому и всея Руси сослужили Предстоятели поместных правосл. Церквей, а также 147 архиереев Московского Патриархата. Обращаясь к пастве, Патриарх подчеркнул: «Промыслительно, что освящение храма Христа Спасителя совершено в праздник Преображения Господня. Ибо преображается жизнь нашего Отечества, преображаются души людей, которые находят дорогу к Богу и храму Божию. Этот день останется в истории нашей Церкви как торжество Православия» (Правосл. Москва. 2000. № 17 (227). С. 1).

Символом возрождения Православия в России можно считать и торжества, связанные с памятью преп. Серафима Саровского, к-рые состоялись в 2003 и 2004 гг. и в к-рых вместе в Церковью участвовали представители государственной власти, общественности и науки

В выступлениях на Архиерейских Соборах и на московских епархиальных собраниях Святейший Патриарх постоянно обращается к вопросам пастырского служения и нравственного облика священнослужителя, напоминает о трудностях и недостатках совр. приходской жизни, о задачах духовенства, как неизменных и вечных, не зависящих от обстоятельств времени, так и диктуемых злобой дня. В слове на епархиальном собрании в дек. 1995 г. А. с особой озабоченностью говорил о том, что нек-рые клирики не дорожат церковными традициями: «Это приводит к вольным или невольным искажениям всей церковной жизни... Некоторые в последнее время активно пытаются внедрить на приходах религиозно-демократический плюрализм… Правомерно и справедливо говорить о религиозном плюрализме в государстве, но не внутри Церкви... В Церкви - не демократический плюрализм, а благодатная соборность и свобода чад Божиих в рамках закона и святых канонов, которые не стесняют доброй чистоты свободы, но ставят преграду греху и чуждым Церкви элементам» (Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на епархиальном собрании 21 декабря 1995 года. М., 1996. С. 15). «Недопонимание значения церковной иерархии, имеющей Божественное установление, порой приводит клирика или монашествующего к опасному расхождению с каноническим правом, к гибельному для души состоянию» (из доклада на Архиерейском Соборе 2000 г.).

А. внимательно относится к духовным чаяниям своей паствы: и тех людей, кто только приходит к вере, и тех, кто уже укрепился в своем служении Богу. «В области устроения приходской жизни важнейшее внимание следует уделять тому, чтобы люди, нашедшие недавно дорогу к храму, не покидали бы его из-за нечуткости и грубости со стороны церковных служащих, что, к сожалению, наблюдается в наших приходах. Каждый пришедший в храм должен оказаться в благожелательной среде, ощутить любовь и заботу верующих. Людей отталкивает от Церкви небрежное отношение священнослужителей к пастырским обязанностям, равнодушие» (Там же). Требования А. совершать таинство Крещения в соответствии с церковными правилами и традицией Русской Церкви, предварять Крещение катехизацией, призыв к отказу от практики общей исповеди - все это свидетельствует о стремлении укрепить каноническую и духовную жизнь прихода.

В общем положительно оценивая труды совр. приходского духовенства, А. обращает внимание на недостаточное богословское образование и отсутствие необходимого жизненного и духовного опыта у многих священников, что является причиной существования «младостарчества», к-рое, по слову А., связано «не с возрастом священнослужителя, а с отсутствием у него трезвого и мудрого подхода к духовнической практике». Оберегая свою паству от духовных соблазнов, А. не раз высказывал серьезную озабоченность «применением некоторыми священнослужителями различных нововведений, противоречащих установившейся православной церковной традиции. Проявляя непомерную ревность, такие пастыри часто стремятся организовывать приходскую жизнь по образцу первохристианской общины, что смущает совесть верующих и нередко приводит к разделению в приходе или к его нарочитому обособлению. Хранение церковной традиции должно строго согласовываться с исторической данностью, ибо искусственная реставрация отживших форм приходской жизни способна серьезно исказить духовный строй общины и внести смуту». А. призывает священнослужителей не ограничивать жизнь общины только богослужением, организовывать в приходе благотворительную, миссионерскую, катехизаторскую работу. «Еще недавно круг деятельности священника ограничивался стенами храма, а Церковь была искусственно отсечена от жизни народа. Ныне ситуация радикальным образом изменилась. Священник стал общественной фигурой, его приглашают на радио и телевидение, в тюрьмы и воинские части, он выступает в средствах массовой информации, встречается с людьми разных профессий, различного интеллектуального уровня. Сегодня от пастыря требуется помимо высокой нравственности, безупречной честности и истинно православной духовности еще и способность говорить языком современного человека, помогать в разрешении самых сложных проблем, которые ставит перед верующими современная действительность». Активизация приходской жизни предполагает, по мнению А., самое деятельное участие прихожан, «возгревание соборных начал в жизни прихода... Рядовые члены прихода должны чувствовать свою сопричастность общему делу и свою ответственность за будущее церковной общины». Важнейшим направлением приходской деятельности А. полагает благотворительность, помощь обездоленным, больным, беженцам. «Русская Православная Церковь должна приложить все усилия, дабы служение милосердия стало одним из приоритетных направлений ее деятельности» (из доклада на Архиерейском Соборе 2000 г.).

Сферой особой пастырской ответственности Патриарх считает окормление лиц, находящихся в местах лишения свободы. А. убежден, что пастырское служение в тюрьмах и колониях - совершение Таинств, оказание заключенным гуманитарной помощи - может и должно содействовать исправлению людей, некогда преступивших закон, наилучшим образом способствовать их возвращению к полноценной жизни. За годы Предстоятельства А. только в Российской Федерации в местах заключения и тюрьмах создано более 1000 мест для богослужений — это храмы, часовни, молитвенные комнаты.

В докладе на Архиерейском Соборе 2000 г. Патриарх подчеркнул: «Влияние иночества на мир и обратное влияние мира на иночество в различные периоды истории приобретало на Руси характер судьбоносный, иногда трагический, связанный с расцветом или оскудением аскетического идеала в народной душе. Сегодня на современное монашество возлагается особая пастырская и миссионерская ответственность, ибо по причине урбанизации жизни наши монастыри находятся в тесном соприкосновении с миром. Мир приходит к стенам обителей, пытаясь найти там духовную поддержку, и монастыри наши своим молитвенным подвигом и доброделанием созидают и исцеляют душу народа, вновь научая его благочестию». Увеличение числа обителей в РПЦ за последнее десятилетие более чем в 25 раз сопровождалось многими трудностями и проблемами, ибо приходилось восстанавливать то, что, казалось, было почти полностью утеряно,- традиции и устои монашеского подвига. И сегодня, по мнению А., «в жизни монастырей по-прежнему имеется немало сложностей. Остается большой проблемой недостаток опытных духовников, что порой отрицательно сказывается как на строе монастырской жизни, так и на пастырском окормлении народа Божия. Поскольку духовник не только принимает покаяние, но и несет ответственность перед Богом за совершаемое душепопечение, он должен употреблять многие усилия, чтобы самому стяжать дар сострадательной любви, мудрости, терпения и смирения. Ибо только собственный духовный опыт, реальное знание того, что есть борьба с грехом, способны уберечь духовника от ошибок, сделать его слова понятными и убедительными для пасомых» (из доклада на Архиерейском Соборе 2000 г.). Священноначалие РПЦ во главе с А. приняло решение об укреплении монашеского устроения, установив минимальный возраст пострига в мантию не ранее 30 лет, за исключением учащихся духовных школ и вдовых священнослужителей. Это сделано для того, чтобы вступающие на путь монашеского делания хорошо обдумали предпринимаемый шаг и под руководством настоятеля и опытного духовника прошли достаточный искус послушничества.

Внешние связи РПЦ в Патриаршество Алексия II

В области внешних церковных связей А. последовательно проводит независимую, ясную и реалистичную политику, основанную на безусловной верности Православию, точном соблюдении канонических установлений, христ. понимании любви и справедливости.

Постоянно заботясь об укреплении братских отношений между Поместными правосл. Церквами, А. с особым сочувствием относится к Сербской Церкви и оказывает ей поддержку в годы страданий серб. народа от внешней агрессии. Патриарх Московский не только неоднократно выступал с протестом против ведения международным альянсом карательных военных действий на территории независимой Югославии, но дважды в эти тяжелые годы (1994 и 1999) посещал многострадальную Сербскую землю, ясно выразив позицию многомиллионной паствы Русской Церкви. Весной 1999 г., в разгар эскалации военной агрессии НАТО против Югославии, Патриарх Московский и всея Руси прилетел в подвергаемый бомбардировкам Белград, чтобы совместной молитвой поддержать братский народ. 20 апр. после Божественной литургии в Белграде А. сказал: «Мы становимся свидетелями вопиющего беззакония: несколько сильных и богатых стран, дерзостно считающих себя всемирным мерилом добра и зла, попирают волю народа, желающего жить иначе. Бомбы и ракеты сыплются на эту землю не потому, что защищают кого-то. Военные действия НАТО имеют другую цель - разрушить оплаченное большой кровью послевоенное мироустройство, навязать людям чуждый им порядок, основанный на диктате грубой силы. Но несправедливость и лицемерие никогда не одержат победы. Ведь, согласно древнему изречению: не в силе Бог, а в правде. Пусть мощь противника превосходит вашу - но на вашей стороне, дорогие мои, помощь Божия. Таков смысл всех исторических уроков» (ЖМП. 1999. № 5. С. 35-36). А. пытался предотвратить бомбовые удары. Сразу, как стало известно о «нелигитимном и несправедливом» решении руководства НАТО, Патриарх в своем заявлении поддержал священноначалие Сербской Церкви, иерархи к-рой считали недопустимым военное вмешательство НАТО в югославский конфликт. От имени Русской Церкви А. обратился к главам стран - участниц НАТО и к руководителям Североатлантического блока с требованием не допустить применения военной силы против суверенной Республики Югославии, поскольку это может вызвать «неминуемую эскалацию военных действий в самом центре Европы». Однако голос разума не был услышан, и Патриарх Московский вновь выступил с заявлением, выражая протест многомиллионной паствы Русской Церкви: «Вчера вечером и сегодня ночью Югославия подверглась многочисленным авиаударам со стороны НАТО... Нам говорят, что вооруженная акция направлена на достижение мира. Не лицемерие ли это? Если «ради мира» убивают людей, попирают право целого народа самому решать свою судьбу,- то не стоят ли за призывами к миру совершенно иные цели? Группа государств, не получив никакой легитимизации со стороны мирового сообщества, присвоила себе право судить, что хорошо, а что плохо, кого казнить, а кого миловать. Нас пытаются приучить к мысли о том, что сила является мерилом правды и морали. Грубое экономическое и политическое давление, которое все последние годы практиковалось государствами Запада для обслуживания своих интересов, сменилось откровенным насилием... То, что делается, есть грех перед Богом и преступление с точки зрения международного права. Многие беззакония совершались якобы во имя мира, якобы ради насаждения «свободы и цивилизации». Но история учит нас, что нельзя лишать суверенную нацию ее истории, ее святынь, ее права на самобытную жизнь. И если народы Запада не поймут этого, суд истории окажется неотвратим, ибо жестокость повреждает не только жертву, но и агрессора» (ЖМП. 1999. № 4. С. 25). По благословению Святейшего Патриарха в храмах Москвы и в др. епархиях РПЦ шел сбор средств в помощь беженцам из Косова. Патриарх Сербской Церкви Павел высоко оценил самоотверженную помощь Русского Первоиерарха.

Твердая позиция Русской Церкви и решительная поддержка А. канонического священноначалия Болгарской Церкви, ее Предстоятеля Патриарха Максима помогли преодолеть раскол в одной из древних правосл. Церквей. А. стал одним из инициаторов встречи в Софии Предстоятелей и иерархов поместных Церквей (30 сент.- 1 окт. 1998) для всеправосл. обсуждения и уврачевания церковного раскола в Болгарии.

В 90-х гг. XX в. имел место острый кризис во взаимоотношениях Русской и К-польской Церквей, вызванный ситуацией в Эстонии. В нач. 90-х гг. националистически настроенная часть эст. духовенства объявила о своем подчинении неканоническому зарубежному «синоду» (см. Александр (Паулус)), после чего при поощрении властей начался захват раскольниками приходов канонической Эстонской Церкви, к-рая была объявлена правительством Эстонии «оккупационной Церковью». Несмотря на это, подавляющее большинство клириков и мирян в Эстонии сохранили верность Русской Церкви. В окт. 1994 г. эст. власти обратились к К-польскому Патриарху Варфоломею с просьбой о принятии в свою юрисдикцию раскольников, связанных со стокгольмским «синодом». Патриарх Варфоломей дал положительный ответ и, уклонившись от переговоров с Московской Патриархией, призвал эст. духовенство перейти под его омофор. 20 февр. Синод К-польской Патриархии, сославшись на «настоятельную просьбу эстонского правительства», принял решение о восстановлении томоса Патриарха Мелетия IV от 1923 г. и учреждении на территории Эстонии автономной правосл. Эстонской митрополии в составе К-польского Патриархата. А., 25 лет посвятивший архипастырскому окормлению Православной Церкви в Эстонии, очень остро переживал раскол в эст. духовенстве. Ответом священноначалия Русской Церкви на раскол в Эстонии было временное прекращение канонического общения с К-польской Патриархией. Этот шаг был поддержан нек-рыми автокефальными правосл. Церквами. В результате переговоров между представителями Русской и К-польской Церквей на встрече 1996 г. в Цюрихе была достигнута договоренность о том, что в Эстонии будут существовать одновременно епархии в юрисдикции 2 Патриархатов, клирики и церковный народ могут добровольно выбрать свою юрисдикционную принадлежность. Также предусматривалось сотрудничество двух Патриархатов в вопросе представления их позиции эст. правительству с целью, чтобы все православные в Эстонии получили одинаковые права, включая право на историческое церковное имущество. Однако со стороны К-поля выдвигались все новые условия вплоть до требования признать епархию в юрисдикции К-польского Патриархата единственной автономной правосл. Церковью в Эстонии.

Отношения между Русской и К-польской Церквами осложнились также из-за не вполне ясной позиции Патриарха Варфоломея в вопросе о церковном расколе на Украине. Со стороны т. н. Украинской автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) предпринимаются активные попытки найти поддержку у К-польского Патриарха. Дабы избежать конфронтации между двумя Патриархатами из-за укр. церковной проблемы, А. благословил вступить в переговоры с К-польским Патриархатом в надежде, что через сотрудничество двух Церквей и при поддержке всей Православной Полноты будет найдено правильное решение, к-рое поможет преодолеть расколы и объединит укр. Православие.

Большое внимание уделяет А. и не урегулированной до сих пор проблеме взаимоотношений с Румынской Православной Церковью, вызванной созданием Румынской Церковью на канонической территории РПЦ структуры под названием «Бессарабская митрополия». Святейший Патриарх считает единственной канонически приемлемой возможностью присутствия Румынского Патриархата на территории РПЦ структуру приходов, объединенных в представительство Румынской Церкви в Молдове.

Год 2000-летия Рождества Христова стал важной вехой в укреплении межправосл. отношений: 7 янв. 2000 г., в праздник Рождества Христова, в вифлеемской базилике сослужением Глав Поместных правосл. Церквей было вновь засвидетельствовано миру единство святой соборной и апостольской Церкви. За время Патриаршего служения А. неоднократно посещал с визитами братские Поместные Церкви, гостями Патриарха Московского и всея Руси были Патриарх К-польский Варфоломей, Патриарх Александрийский Петр, Патриарх-Католикос Грузинский Илия II, Патриарх Болгарский Максим, Патриарх Румынский Феоктист, Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, Предстоятели Церкви Чешских земель и Словакии Митрополиты Дорофей и Николай, Митрополит всей Америки и Канады Феодосий.

Сегодня возглавляемая А. Русская Православная Церковь - наиболее многочисленная по своему составу, количеству епархий и приходов в семье братских Поместных правосл. Церквей. Этот факт налагает немалую ответственность на Предстоятеля Русской Церкви за развитие правосл. жизни во всем мире, особенно в тех странах, где возможно и необходимо правосл. миссионерское служение и где существует рус. диаспора.

Позиция А. в его отношениях с инославными Церквами, религ. и экуменическими орг-циями основывается на 2 принципах. Во-первых, А. полагает, что свидетельство об истине правосл. веры в разделенном христ. мире является одним из важнейших направлений внешнецерковной деятельности, отвечающим на призыв Господа Иисуса Христа преодолеть те средостения, что разделяют верующих в Него (Ин 17. 21-22), препятствуют предустановленному Божественным домостроительством благодатному единству людей в любви Божией. Во-вторых, основой всякого свидетельства на любом уровне межхрист. контактов может быть только ясное экклезиологическое самосознание правосл. Церкви как Церкви единой, святой, соборной и апостольской. «Во все времена,- подчеркнул Патриарх в докладе на Архиерейском Соборе 2000 г.,- наша Церковь оставалась верной заповеди стояния в Священном Предании, которому она научена апостольскими «словом или посланием» (2 Фес 2. 15), следуя завету Спасителя проповедовать всем народам, «уча их соблюдать все», что Он повелел (Мф 28. 20)».

С Вост. правосл. (дохалкидонскими) Церквами Русская Церковь поддерживает связи как в рамках общеправосл. диалога, так и самостоятельно. В двусторонних отношениях важнейшим направлением является ведение сложного и ответственного богословского диалога по христологической проблематике. Святейший Патриарх и Свящ. Синод в определении Синода от 30 марта 1999 г. подчеркнули необходимость активизировать взаимное изучение богословских традиций Русской и Вост. Церквей, сделать результаты совместной работы богословов более ясными для широкого круга верующих. Важным является тот факт, что Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II в сопровождении епископов и клириков Армянской Апостольской Церкви дважды в юбилейном 2000 г. был гостем Святейшего Патриарха Алексия II и РПЦ. В беседах А. с Предстоятелем Армянской Церкви были приняты решения о принципиальном расширении сотрудничества в сферах богословского образования и социального служения.В 2001 г. А. посетил Армянскую Апостольскую Церковь и принял участие в торжествах по случаю 1700-летия христианство в Армении.

На взаимоотношениях с Римско-католич. Церковью в 90-х гг. XX в. негативным образом отразилась ситуация, сложившаяся в западноукр. областях, где правосл. Церковь стала жертвой униатской экспансии (см. Греко-католики). Ватиканская дипломатия стремится к расширению сферы влияния Римско-католич. Церкви в России и др. странах, находящихся на канонической территории РПЦ. Позицию РПЦ в отношении прозелитизма католич. Церкви А. изложил на Архиерейском Соборе 1994 г.: «Восстановление католических структур на нашей канонической территории должно соответствовать реальным пастырским нуждам и способствовать восстановлению религиозной, культурной и лингвистической идентичности народов, имеющих традиционно католические корни». Подход к России как к абсолютной религ. пустыне, подчеркнул Патриарх, свидетельствует о прозелитическом характере путей и методов «новой евангелизации», практикуемой Римско-католич. Церковью в России и странах СНГ. В докладе на московском епархиальном собрании 1995 г. А. говорил об униатском факторе, осложняющем взаимоотношения с Римско-католич. Церковью. Возрождение унии несет опасность для Церкви и народа. «Более 120 католических священников сегодня работают в Белоруссии,- заявил Святейший Патриарх.- Из них 106 являются гражданами Польши и насаждают католицизм и польский национализм, причем занимаются прозелитизмом неприкрыто. И на это взирать успокоенно нельзя».

В докладе на Архиерейском Соборе 2000 г. А. с сожалением отметил отсутствие прогресса в отношениях с Ватиканом, причинами чего является продолжающаяся дискриминация православных со стороны греко-католич. общин в Зап. Украине и католич. прозелитизм на канонической территории РПЦ. Ватикан, по словам Патриарха, отвергает все усилия Русской Церкви нормализовать ситуацию и содействовать справедливому разделению храмов между православными и греко-католиками, вероятно, в надежде на то, что Русская Церковь смирится с существующим положением. Однако позиция А. в этом вопросе тверда: «Мы продолжаем настаивать на восстановлении равных прав для всех верующих в Западной Украине, на предоставлении православным мест для богослужения там, где они лишены этой возможности, на исключении случаев их дискриминации. Боль и слезы православных людей в Западной Украине, которых сегодня вынуждают расплачиваться за несправедливости, совершенные в отношении греко-католиков безбожной властью, должны быть отерты и уврачеваны».

В 2004 г. была создана Совместная рабочая комиссия по рассмотрению проблемных ситуаций, существующих между РПЦ и Римско-католической Церковью. Но, как отметил А. в докладе на Архиерейском Соборе 2008 г., долгожданного улучшения в отношениях пока не наступило. В то же время А. не склонен отвергать возможность сотрудничества с Римско-католич. Церковью в социальной, научной, миротворческой сферах. В том же докладе А. подчеркнул: "В последнее время осуществляется позитивный диалог с Римско-католич. Церковью по целому ряду актуальных вопросов современности, особенно таких, как защита традиционных христианских ценностей, роль религии в жизни об-ва, нравственные проблемы, отношения в семье." (ЖМП. 2008. № 9. С. 43).

В период Первосвятительского служения А. имели место взаимные визиты глав и представителей христ. Церквей, продолжились двусторонние диалоги с Евангелической церковью в Германии, Евангелическо-Лютеранской церковью Финляндии. Диалог с Епископальной церковью в США был приостановлен 2003 г. в связи с возведением в епископский сан открытого гомосексуалиста. В 2005 г. были также приостановленя двусторонние отношения с Церковью Швеции, Генеральный Синод к-торой постановил учредить официальный обряд благословения так называемого зарегистрированного партнерства однополых союзов.

В 90-х гг. XX в. Русская Церковь столкнулась с прозелитической активностью нек-рых протестант. деноминаций, зачастую в своих целях использовавших предоставляемую РФ гуманитарную помощь. Такого рода деятельность, а также дальнейшая либерализация протестант. церквей подорвали доверие правосл. паствы России к экуменическим контактам с протестант. церквами, вызвали сомнения в целесообразности участия Русской Церкви в ВСЦ, где преобладает влияние протестант. церквей. На встрече представителей всех поместных правосл. Церквей в Салониках в апреле-мае 1998 г., состоявшейся по инициативе РПЦ и Сербского Патриархата, было принято решение о кардинальных преобразованиях в существующей структуре ВСЦ, к-рые позволили бы правосл. Церквам осуществлять свое свидетельство неправосл. миру, избегая экклезиологических и канонических коллизий, весьма болезненно воспринимаемых значительной частью правосл. духовенства и верующих.

Важнейшее значение А. придает участию Церкви в миротворческой деятельности. В докладе на Архиерейском Соборе 1994 г. Святейший Патриарх дал позитивную оценку участию Русской Церкви в деятельности КЕЦ, особо отметив большие усилия, предпринятые КЕЦ по примирению враждующих сторон в бывш. Югославии, содействие примирению и устранению пагубных последствий вражды, конфликтов и бедствий в Армении, Азербайджане, Грузии, Молдове, на Украине, в странах Балтии. В мае 1999 г. была создана неформальная межхрист. миротворческая группа, к-рая способствовала окончанию бомбардировок Югославии и выработке справедливого отношения христ. Церквей и орг-ций к проблеме Косова.

В докладе на Архиерейском Соборе 2000 г. А., отметив, что в последнее время ему приходилось неоднократно сталкиваться с непониманием сути контактов с инославными Церквами и межхрист. орг-циями, сказал: «По своему личному опыту могу сказать, что такие контакты важны не только для них, но и для нас, православных. В современном мире невозможно существовать в полной изоляции: необходимо широкое межхристианское сотрудничество в богословской, образовательной, социальной, культурной, миротворческой, диаконической и прочих областях церковной жизни. Недостаточно только заявлять, что православная Церковь является вместилищем полноты Откровения. Необходимо еще и самим свидетельствовать об этом делом, давая пример того, как апостольская вера, хранимая православной Церковью, преобразует умы и сердца людей, изменяет к лучшему окружающий нас мир. Если мы действительно, а не ложно скорбим о разделенных братьях, то имеем своим нравственным долгом встречаться с ними и искать взаимопонимания. Не эти встречи пагубны для православных. Пагубно в духовной жизни безразличие, теплохладность, которую осуждает Священное Писание (Откр 3. 15)».

А. придавал большое значение расширению контактов Русской Православной Церкви с международными организациями, но секулярный характер работы этих организаций долгие годы исключал представительство религиозных традиций. Но именно в годы Патриаршества А. ценой серьезных усилий удалось добиться понимания международными организациями роли религии в жизни народов. РПЦ удалось обеспечить свое присутствие на площадках основных международных организаций. Сегодня она представлена при Европейском Союзе и Совете Европы, а также – через Всемирный русский народный собор – в Организации Объединенных Наций. Уже сейчас некоторые резолюции Генеральной Ассамблеи ООН несут на себе отпечаток работы представителей нашей Церкви. Расширяется ее присутствие в ЮНЕСКО и ОБСЕ. Результатом этого взаимодействия явилось посещение в 2007 году Святейшим Патриархом Страсбурга и его выступление на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы, итогом чего стало широчайшее международное обсуждение подходов Русской Православной Церкви к проблемам прав человека.

Наша Церковь наладила крепкие связи с лидерами и представителями многих государств мира. Святейший Патриарх уделял неизменно много времени встречам с главами государств и правительств, членами парламентов, послами разных стран. Эти встречи привели к улучшению положения наших верующих за рубежом, развили интерес к православной духовности и культурному наследию народов, составляющих паству Русской Православной Церкви.

Имя Патриарха Алексия II занимает прочное место и в церковной науке. До вступления на Первосвятительский престол им было опубликовано 150 работ на богословские и церковно-исторические темы. Всего в церковной и светской печати в России и за рубежом опубликовано ок. 500 трудов Первосвятителя. В 1984 г. А. представил в Ученый совет ЛДА трехтомный труд «Очер¬ки по истории Православия в Эстонии» на соискание степени магистра богословия, Ученый совет решил присвоить диссертанту степень д-ра церковной истории, поскольку «диссертация по глубине исследования и по объему материала значительно превосходит традиционные критерии магистерской работы» и «в преддверии 1000-летия Крещения Руси этот труд может составить особую главу в исследовании об истории Русской Православной Церкви» (Алексий II. Церковь и духовное возрождение России. С. 14). Этот труд информативно насыщен и исключительно актуален в кон. XX в., когда Православие в Эстонии оказалось в трудном положении. В монографии содержатся веские исторические доказательства того, что у Православия в Эстонии — древние корни и взращивались они Русской Церковью, причем без особого покровительства со стороны российского правительства, а часто и при прямом противодействии движению народа к правосл. Церкви со стороны местных чиновников и их влиятельных покровителей в Петербурге. А. является также д-ром богословия (honoris causa) Богословской академии в Дебрецене (Венгрия), Богословского фак-та им. Яна Коменского в Праге, Тбилисской ДА, Богословского фак-та Сербской Православной Церкви и ряда др. богословских учебных заведений, почетным профессором многих ун-тов, в т. ч. Московского и С.-Петербургского, почетным членом СПбДА и МДА, Минской ДА, Критской православной академии, с 1992 г.— действительным членом Академии образования РФ, а с 1999 г. почетным профессором РАН.

Святейший Патриарх удостоен высших орденов РПЦ, в т. ч. орденов св. ап. Андрея Первозванного с алмазной звездой, св. равноап. кн. Владимира (1 и 2-й степеней), прп. Сергия Радонежского (1-й степени), св. блгв. кн. Даниила Московского (1-й степени) и свт. Иннокентия (1-й степени), ордена «Славы и Чести» , ордена свт. Алексия, митр. Московского (1-й степени), ордена свт. Макария, митр. Московского (1-й степени), орден св. блг. вел. кн. Димитрия Донского (1-й степени), орденов др. православных Церквей, а также высоких гос. наград, среди них орденов Трудового Красного Знамени, Дружбы народов (дважды), «За заслуги перед Отечеством» (1-й и 2-й степени) и Андрея Первозванного. А. также удостоен гос. наград Греции, Ливана, Белоруссии, Литвы и ряда др. стран. А. – лауреат Гос. премии, премии за выдающиеся заслуги в области гуманитарных знаний (2006), премии им. прп. Саввы Сторожевского за вклад в будущее России (2007), международной премии «Голубь мира». А.— почетный гражданин С.-Петербурга, Новгорода, Сергиева-Посада, Республики Калмыкия, Республики Мордовия. 6 сент. 2000 г. А. избран почетным гражданином Москвы.

Преставление Алексия II

В праздник Введения во храм Пресв. Богородицы, 4 дек. 2008 г., А. служил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, после этого А. отправился в Донской мон-рь и совершил молебен перед мощами святейшего патр. Тихона. Утром 5 дек. А. скончался в патриаршей резиденции в Переделкино. На следующий день гроб с телом покойного патриарха был доставлен в храм Христа Спасителя. В заупокойном богослужении, которое состоялось 9 дек., принимали участие предстоятели Поместных Православных Церквей – патриархи Константинопольский Варфоломей, Грузинский Илия, Румынский Даниил, архиеп. Афинский и всей Эллады Иероним, архиеп. Тиранский и всей Албании Анастасий, митр.Чешскиих земель и Словакии Христофор. После чина отпевания было совершено погребение покойного патриарха в Богоявленском патриаршем соборе в Елохове. Проститься с А. в эти дни пришли более 100 тыс. человек.

Форумы