Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский (статья из "Православной энциклопедии", т. 22, с. 159)

ИЛАРИОН (Алфеев Григорий Валериевич; род. 24.07.1966, Москва), митрополит Волоколамский, викарий Патриарха Московского и всея Руси, постоянный член Священного Синода, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор общецерковной аспирантуры. Богослов, патролог, церковный историк, композитор. Автор монографий, посвященных жизни и учению отцов Церкви, переводов с греч. и сир. языков, трудов по истории и вероучению правосл. Церкви. Автор муз. произведений камерного и ораториального жанра.

В 1973-1984 гг. учился в Московской специальной муз. школе им. Гнесиных по классу скрипки и композиции, в 1984-1987 на композиторском факультете Московской гос. консерватории им. Чайковского. В 1984-1986 гг. служил в армии. 19 июня 1987 г. пострижен в монашество, 21 июня рукоположен во диакона, 19 авг.- во иерея. В 1990-1991 гг.- настоятель Благовещенского собора г. Каунас. В 1989 г. окончил МДС, а в 1991 г. МДА со степенью канд. богословия. В 1993 г. окончил аспирантуру МДА. В 1991-1993 гг. преподавал гомилетику, НЗ и греч. яз. в МДАиС. В 1995 г. окончил Оксфордский ун-т со степенью доктора философии. С 1995 г. работал в ОВЦС. С 1996 по 2001 г. - клирик московского храма вмц. Екатерины на Всполье. В 1996-2004 гг. был членом Синодальной Богословской комиссии РПЦ. В 1999 г. Православным богословским институтом прп. Сергия Радонежского в Париже удостоен степени доктора богословия.

14 янв. 2002 г. рукоположен во епископа Керченского, викария Сурожской епархии. 17 июня 2002 г. назначен епископом Подольским, викарием Московской епархии, главой Представительства РПЦ при европейских международных орг-циях. 7 мая 2003 г. назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временно управлять Будапештской и Венгерской епархией. В 2005 г. избран приват-доцентом Фрибурского ун-та (Швейцария). В 2000-2007 гг. выступал с лекциями и докладами на англ., фр., греч. и нем. языках в ун-тах Австрии, Австралии, Венгрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Ирландии, Испании, США, Франции.

Под руководством И. в 2003-2008 гг. произведены масштабные реставрационные работы в Венском кафедральном соборе свт. Николая, осуществлена полная роспись собора. В 2004-2006 гг. произведен капитальный ремонт храма св. Лазаря Четверодневного в Вене. При участии И. судебный процесс с К-польским Патриархатом по вопросу о принадлежности Успенского собора в Будапеште был завершен 13 окт. 2004 г. в пользу РПЦ. В 2007 г. по инициативе И. начат капитальный ремонт собора.

31 мар. 2009 г. решением Патриарха и Священного Синода назначен председателем ОВЦС с титулом епископ Волоколамский. Одновременно назначен ректором вновь образованной общецерковной аспирантуры. 20 апр. того же года в Успенском Соборе Московского Кремля за малым входом на Божественной литургии Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан архиепископа. 1 февраля 2010 г. возведен в сан митрополита.

И.- автор более 600 публикаций по патристике, догматическому богословию, истории Церкви, совр. церковно-общественной проблематике. Пишет на рус. и англ. языках. Труды И. переведены на мн. европ., а также на япон., китайск. языки.

Сферу основного научного интереса И. составляет творчество вост. отцов Церкви, при изучении к-рых необходимо использовать «контекстуальный метод», к-рый «предполагает принятие в качестве исходного пункта того факта, что Отцы Церкви жили и творили в различных церковных, богословских, культурных, исторических, временных и языковых контекстах». Патристическая традиция, по мнению И., «не является единым полем, к-рое все Отцы возделывали вместе»: она «многополярна и включает в себя различные временные, лингвистические и культурные пласты». Поэтому «богословие каждого Отца Церкви должно изучаться с максимально возможным приближением к той исторической, богословской, культурной и языковой обстановке, в к-рой он жил». Кроме того, «не следует прилагать к творчеству того или иного патристического автора критерии, относящиеся к совершенно иному контексту» (Православное свидетельство в современном мире. 2006. С. 47, 50).

Центральное место в богословском творчестве И. занимает тема Свящ. Предания как совокупности духовного, богословского и литургического опыта Церкви, передающегося из поколения в поколение посредством устных и письменных источников. Исследуя природу взаимоотношения между церковным Преданием и личным духовным (мистическим) опытом христианина на примере прп. Симеона Нового Богослова, И. приходит к выводу, что «Краеугольным камнем Предания является не что иное, как личный мистический опыт христианина - опыт непосредственной связи между Богом и человеческой личностью». Предание «не может быть подлинно православным, если в его основе не лежит опыт встречи с Богом «лицом к лицу». Те, кто пытается противопоставить формальную и рационалистическую «традицию» церковного большинства вдохновенному «мистицизму» отдельных энтузиастов, впадают в заблуждение, не понимая самой сути Предания. Такие люди, вне зависимости от их сана или положения в Церкви... стремятся всеми доступными им средствами сохранить и оградить то, что они считают «традиционным», на самом же деле они способствуют искажению и извращению подлинной Традиции». По словам И., «если Традиция лишится своей мистической и пророческой сердцевины, она рискует превратиться в узкий «традиционализм», имеющий мало общего с подлинно христианским Преданием, вдохновенным и мистичным» (Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. СПб., 2001. С. 443-444).

Рассматривая историю и проблематику афонских имяславских споров (см. ст.: Имяславие), И. утверждает, что эти споры «являются одним из витков никогда не умолкающей внутри Православной Церкви полемики о природе церковного Предания». По убеждению И., «все основные догматические споры, имевшие место внутри восточного Православия, вращались вокруг темы Предания, будь то спор об именах Божиих между Каппадокийцами и Евномием в IV веке, спор о почитании икон в VIII-IX вв., паламитские споры XIV в. Речь всегда шла об осмыслении церковного опыта, о наиболее правильном, православном его выражении. При этом защитниками Предания считали себя обе стороны в споре: и та и другая апеллировали к Библии, к авторитету Отцов, к церковной практике. В конечном итоге, однако, оказывалось, что лишь одна сторона защищает истинное и исконное Предание Церкви, тогда как другая экспонирует некий искаженный или извращенный его вариант» (Священная тайна Церкви. 2007. С. 11).

Муз. сочинения И. предназначены как для богослужебного, так и для концертного исполнения. И. пишет для различных составов: для хора а капелла; солистов, хора и струнного оркестра; солистов, двух хоров и симфонического оркестра; голоса и фортепиано. Муз. язык ораториальных произведений И. («Страсти по Матфею», «Рождественская оратория») отличает яркая мелодика, опора на тональную технику, обилие полифонического материала. И.- создатель оригинального жанра рус. духовной вокально-инструментальной оратории на богослужебные тексты с использованием интонаций рус. церковного пения, отдельных элементов муз. стиля барокко и стиля рус. композиторов XX в.

По поручению священноначалия И. представляет РПЦ на разл. международных и межхрист. форумах. Участие в межхрист. диалоге И. рассматривает как возможность свидетельства о Предании древней неразделенной Церкви, сохраненном в богословии и духовном опыте Православия. Выступая на межхрист. форумах, И. указывает на все усиливающееся расхождение между Церквами Предания (Православной и Католической) - с одной стороны, и протестант. общинами, вставшими на путь ревизии догматического и нравственного учения христианства - с другой. Либерализация вероучения и нравственности в протестант. общинах является, по мнению И., основным вызовом совр. христианству изнутри самого христианства (Orthodox Witness Today. Geneva, 1966. P. IX). Считая бесперспективным богословский диалог между протестантами и православными в силу фундаментальных расхождений по мн. вопросам веры и морали, И. призывает к интенсификации православно-католич. сотрудничества: «Мы должны создать некий механизм совместного свидетельства о традиционном христианстве перед лицом расцерковленного мира. Такой механизм особенно необходим в Европе, где... христианство подвергается массированному натиску воинствующего секуляризма... Речь не идет о каком-то догматическом или вероучительном единстве, а... о стратегическом альянсе для совместных действий перед лицом общего противника» (Православное свидетельство в современном мире. С. 337).

Епископ И. награжден медалью Президиума Верховного Совета Литвы «за мужество и самопожертвование» (1992), грамотами патриарха Московского и всея Руси (1996, 1999), медалью блгв. кн. Константина Острожского Польской ПЦ (2003), является лауреатом Макариевской премии (2005).

Изд.: Symйon le Studite. Discours ascйtique / Introd., texte crit., not. H. Alfeyev. P., 2001 (SC; 460); . Исаак Сирин, прп. О божественных тайнах и о духовной жизни / Пер. с сир. СПб., 20073; Симеон Новый Богослов, прп.; Никита Стифат, прп. Аскетические сочинения в новых переводах. СПб., 20072;   Споры об имени Божием: Архивные док-ты 1912-1938 гг. СПб., 2007.

Соч.: Отцы и учители Церкви III века: Антология. М., 1996. 2 т.; Симеон Новый Богослов, прп. Главы богословские, умозрительные и практические / Пер. с греч. М., 1998; Восточные Отцы и учители Церкви IV века: Антология. М., 1998-1999. Т. 1-3; «Ночь прошла, а день приблизился»: Проповеди и беседы. М., 1999; Преподобный Восточные Отцы и учители Церкви V века: Антология. М., 2000; Симеон Новый Богослов и православное Предание. СПб., 20012; Христос - Победитель ада: Тема сошествия во ад в восточно-христ. традиции. СПб., 2001; Человеческий лик Бога: Проповеди. Клин, 2001; Православное богословие на рубеже эпох. К., 20022; Вы - свет мира: Беседы о христ. жизни. Клин, 20042; Во что верят православные христиане: Катехизические беседы. Клин, 2004; О молитве. Клин, 20042; Православное свидетельство в современном мире. СПб., 2006; Священная тайна Церкви: Введ. в историю и проблематику имяславских споров. СПб., 20072; Жизнь и учение св. Григория Богослова. М., 20073; Духовный мир преп. Исаака Сирина. СПб., 20084; Православие. М., 2008. Т. 1: История, каноническое устройство и вероучение Правосл. Церкви; Таинство веры: Введение в правосл. догматич. богословие. СПб., 20086; Симеон Новый Богослов, прп. «Прииди, Свет истинный»: Избр. гимны в стихотворном переводе с греческого. СПб., 20082;

Муз. соч.: «Четыре стихотворения Ф. Гарсиа Лорки» для голоса и ф-но (1984); «Да исправится» для мужского трио (1987); «Ныне силы небесныя» для смеш. хора (1989); «Божественная Литургия» для смеш. хора (2006; то же для муж. хора - 2007); «Всенощное бдение» для солистов и смеш. хора (2006); «Страсти по Матфею» для солистов, хора и орк. (2006); «Рождественская оратория» для солистов, хора мальчиков, смеш. хора и симф. орк. (2007), «Memento» для орк. (2007).

Лит.: Thomas S. [Рец. на кн.:] Hilarion (Alfeyev), hegum. St. Symeon the New Theologian and Orthodox Tradition. 2000 // Eastern Churches Journal. Z., 2001. Vol. 8. N 2. P. 145-150; Наречение и хиротония архим. Илариона (Алфеева) во епископа Керченского, викария Сурожской епархии // ЖМП. 2002. № 2. С. 7-17; Alexander (Golitzin), hierom. [Рец. на кн.:] Hilarion (Alfeyev), hegum. The Spiritual World of Isaac the Syrian. 2000 // SVTQ. 2002. Vol. 46, 2-3. P. 285-290; idem. Hilarion Alfeyev. St. Symeon the New Theologian and Orthodox Tradition // Ibid. P. 291-300; Александр (Голицын), иером. Мир Исаака Сирина: [Рец. на кн:] Иларион (Алфеев), еп. Духовный мир прп. Исаака Сирина. СПб., 20022 // ЦиВр. 2005. № 3 (32). С. 244-249; Гаврилюк Павел, диак. [Рец. на кн.:] Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви // ЖМП. 2003. № 2. С. 90-92; Аверинцев С. Таинство милости // Исаак Сирин, прп. О божественных тайнах и о духовной жизни. СПб., 2003. С. 246-251; Neamюu M. [Рец. на кн.:] Hilarion (Alfeyev), hegum. St. Symeon the New Theologian and Orthodox Tradition. 1994 // Archaevs. Bйcйr., 2003. T. 7. N 3-4. P. 399-404; Благовещенская А. Вечные страсти: От Баха до Алфеева // НГ. 2007. 18 апр. С. 7; она же. Post Scriptum // НГ-Религии. 2007. 3 окт. С. 8; она же. Музыкальная проповедь // Там же. 2008. 16 янв. С. 2; Зиборов О. Господь поможет праведным людям // Международная жизнь. 2007. № 4. С. 78-81; From the Heart of Christ's Passion // Inside the Vatican. New Hope, 2007. Apr. P. 14-17; Бунге Г., свящ. Музыка как средство евангелизации // НГ-Религии. 2007. 21 нояб. С. 7.

Свящ. Димитрий Агеев

 

 
Форумы