Болгарская Церковь в период 1-го Болгарского царства (IX - нач. XI в.)

Церковь Пантократора в Велико-Тырнове. XIV в.

Фрагмент статьи из т. 5 «Православной энциклопедии». Москва, 2002 г.

Принятие христианства

в Болгарии произошло в правление св. кн. Бориса. Оно было обусловлено ходом внутреннего развития страны. Внешним толчком послужили военные неудачи Болгарии, окруженной сильными христ. державами. Первоначально Борис и поддерживавшая его группировка знати склонялись к принятию христианства от Зап. Церкви. В нач. 60-х гг. IX в. Людовик Немецкий, кор. Восточно-франкского гос-ва, сообщил папе Римскому об обращении в христианство мн. болгар и о том, что сам их князь намерен принять крещение (Jaffé. RPR. N 2084). Однако в 864 г. под военным нажимом Византии кн. Борис был вынужден заключить с ней мир, обязавшись, в частности, принять христианство из К-поля. Болг. послы, прибывшие в К-поль для заключения мирного договора, были крещены и вернулись в столицу Болгарского гос-ва Плиску в сопровождении епископа, множества священников и монахов. Кн. Борис крестился вместе со всем семейством и приближенными, приняв христ. имя Михаил в честь правящего визант. имп. Михаила III (ГИБИ. Т. 4. С. 335; Т. 5. С. 157; Т. 6. С. 137, 238).

Относительно точной даты Крещения Болгарии в историографии существуют различные т. зр. (с 863 по 866). Мн. ученые (В. Златарский, И. Снегаров и др.) относят это событие к 865 г.; такова и офиц. позиция БПЦ. В ряде исследований также приводится 864 г. (см.: История на България. Т. 2. С. 215). Предполагают, что Крещение было приурочено к празднику Крестовоздвижения - 14 сент. (В. Златарский) или к субботе Пятидесятницы (Т. Василевский). Поскольку Крещение болгар представляло собой не единовременный акт, а длительный процесс, различные источники отразили разные его этапы. Решающим моментом стало крещение князя и его двора, что означало признание христианства гос. религией. За этим последовало массовое крещение народа (сент. 865). Вскоре в 10 областях (комитатах) Болгарии вспыхнуло восстание против введения новой религии. Оно было подавлено Борисом, и 52 знатных предводителя мятежа были казнены (март 866).

Крещение болгар усложнило и без того напряженные отношения между Римом и К-полем. Борис в свою очередь стремился добиться независимости Болгарской Церкви и от визант., и от папской администрации. Еще в 865 г. он отправил К-польскому Патриарху свт. Фотию письмо, в к-ром высказал пожелание об учреждении в Болгарии Патриархата, подобного К-польскому. В ответ Фотий направил послание «Славнейшему и знаменитейшему, возлюбленному во Господе духовному сыну Михаилу, от Бога архонту Болгарии» (RegPatr, N 481), фактически отказав болгарам в праве на церковную автокефалию.

В 866 г. к кор. Людовику Немецкому в Регенсбург было отправлено болг. посольство с просьбой прислать епископов и священников. В то же время др. болг. посольство отправилось в Рим, куда прибыло 29 авг. 866 г. (ЛИБИ. Т. 2. С. 196). Послы передали 115 вопросов кн. Бориса папе Николаю I. Текст вопросов не сохранился; об их содержании можно судить по дошедшим до нас 106 ответам папы, составленным по его личному указанию Анастасием Библиотекарем (Responsa Nicolai Papae ad consulta Bulgarorum // PL. 119. Col. 978-1016). Болгары хотели получить не только ученых наставников, богослужебные и вероучительные книги, христ. закон и т. п., но интересовались также устройством самостоятельной Церкви: позволительно ли им поставить себе Патриарха, кто должен рукополагать Патриарха, сколько истинных Патриархов, кто из них является вторым после рим., откуда и как получают миро и т. п. 13 нояб. 866 г. ответы были торжественно вручены Николаем I болг. послам. Папа призывал кн. Бориса не торопиться с поставлением Патриарха и трудиться над созданием прочной церковной иерархии и общин. В Болгарию были отправлены епископы Формоз Портуанский и Павел Популонский. В кон. нояб. папские посланцы прибыли в Болгарию, где развернули энергичную деятельность. Кн. Борис изгнал из своей страны греч. священнослужителей; Крещение, совершенное византийцами, было объявлено недействительным без «утверждения» его лат. епископами. В нач. 867 г. в Болгарию прибыло большое герм. посольство, состоявшее из пресвитеров и диаконов во главе с еп. Германарихом Пассауским, но вскоре оно вернулось назад, убедившись в успехах посланцев Рима (ЛИБИ. Т. 2. С. 45).

Сразу после прибытия рим. духовенства в Болгарию в К-поль направилось болг. посольство, к к-рому присоединились рим. послы - еп. Донат Остийский, пресвитер Лев и диак. Марин. Однако посланцы папы были задержаны на визант. границе во Фракии и после 40 дней ожидания вернулись в Рим (ЛИБИ. Т. 2. С. 185). В то же время болг. послы были приняты в К-поле имп. Михаилом III, к-рый вручил им письмо кн. Борису с осуждением перемены болг. церковной и политической ориентации и обвинениями в адрес Римской Церкви. Соперничество за церковное влияние в Болгарии усугубило обострение отношений между Римской и К-польской кафедрами. Еще в 863 г. папа Николай I отказался признать законность поставления Фотия на Патриарший престол и объявил его низложенным. В свою очередь Фотий подверг резкому осуждению насаждавшиеся в Болгарии догматические и обрядовые традиции Зап. Церкви, в первую очередь учение о Filioque («Окружное послание» Патриарха Фотия 867 г.- ГИБИ. Т. 4. С. 99-103). Летом 867 г. в К-поле был созван Собор, на к-ром были анафематствованы «новшества» Зап. Церкви, а папа Николай был объявлен низложенным.

Тем временем еп. Формоз Портуанский, получивший от кн. Бориса неограниченные полномочия в церковных делах, ввел в Болгарии лат. обряд богослужения. Чтобы получить папское благословение на поставление Формоза предстоятелем Болгарской Церкви, во 2-й пол. 867 г. в Рим вновь были отправлены болг. послы. Однако Николай I предложил Борису выбрать буд. архиепископом одного из 3 епископов, посланных к нему: Доминика Тривентского, или Гримуальда Полимартийского, или Павла Популонского (ЛИБИ. Т. 2. С. 185-187). Посольство папы прибыло в Плиску в нач. 868 г., уже при новом папе Адриане II. Кн. Борис, узнав, что его просьба не удовлетворена и Формозу приказано вернуться в Рим, отправил назад присланных папой кандидатов и Павла Популонского и просил в письме возвести в сан архиепископа и прислать в Болгарию знакомого ему диак. Марина или к.-н. кардинала, достойного возглавить Болгарскую Церковь (ЛИБИ. Т. 2. С. 193-194). Папа отказался рукоположить диак. Марина, решив поставить во главе Болгарской Церкви своего приближенного - иподиак. Сильвестра. В сопровождении еп. Леопарда Анконского тот прибыл в Плиску, однако был выслан назад в Рим с требованием Бориса прислать Формоза или Марина. Адриан II направил письмо Борису, призывая его назвать любую кандидатуру, кроме Формоза и Марина. Однако к этому времени (кон. 868) кн. Борис уже решил вновь переориентироваться на Византию.

Визант. имп. Василий I Македонянин, пришедший к власти в 867 г., сместил с Патриаршего престола Фотия. Кн. Борис повел переговоры с восстановленным Патриархом св. Игнатием, и болгарам дали понять, что пойдут на любые уступки, если Болгарская Церковь вернется под покровительство Византии. На К-польском Соборе 869-870 гг. болг. церковный вопрос не рассматривался, однако 4 марта 870 г.- вскоре после последнего заседания Собора (28 февр.) - иерархи в присутствии имп. Василия I выслушали послов Бориса, задавших вопрос, кому должна подчиняться Болгарская Церковь. Состоялась дискуссия между папскими легатами и греч. иерархами, в результате к-рой болг. послам было передано решение о том, что территория Болгарии находится в церковной юрисдикции К-поля, как бывш. владение Византийской империи. Лат. духовенство во главе с Гримуальдом было вынуждено покинуть Болгарию и вернуться в Рим (ЛИБИ. Т. 2. С. 188-195, 200).

Папа Иоанн VIII (872-882) дипломатическими мерами пытался вернуть под власть Рима болг. диоцез (ЛИБИ. Т. 2. С. 137-138). Однако кн. Борис, не разрывая отношений с Римской курией, не согласился принять предложения папы и по- прежнему придерживался положений, принятых в 870 г. На К-польском Соборе (кон. 879 - нач. 880) папские легаты вновь подняли вопрос о церковной юрисдикции над Болгарией. В итоге было принято решение, имевшее важное значение для истории БПЦ: с этого момента Болгарская архиепископия не должна была фигурировать в списках епархий К-польского Патриархата (Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 4/1. P. 585 sq.). По существу решения этого Поместного Собора были выгодны К-полю и Болгарии, архиепископ к-рой фактически получал права автономии по отношению к К-польской Церкви. Одновременно это означало окончательную неудачу политики Рима в болг. вопросе. Папа не сразу осознал это, поначалу истолковав соборное постановление как уход визант. духовенства из Болгарии и выход Болгарской архиепископии из юрисдикции К-поля. В 880 г. Рим попытался активизировать контакты с Болгарией при посредстве хорват. еп. Феодосия Нинского, но его миссия не увенчалась успехом. Посланное папой в 882 г. письмо Борису также осталось без ответа (ЛИБИ. Т. 2. С. 179-181).

Церковное устройство

Пока вопрос о статусе и титуле главы Болгарской Церкви оставался объектом переговоров между папами и болг. князем, церковное управление осуществлялось епископами, возглавлявшими рим. миссию в Болгарии (Формоз Портуанский и Павел Популонский в 866-867, Гримуальд Полимартийский и Доминик Тривентский в 868-869, единолично Гримуальд в 869-870). Неясно, какие полномочия были даны им папой, однако известно, что они освящали храмы и алтари и рукополагали низшее духовенство болг. происхождения. Поставление первого архиепископа откладывалось из-за разногласий относительно личности конкретного кандидата. Эти разногласия, а также желание рим. первосвященников как можно дольше сохранять полный контроль над болг. диоцезом привели к отказу болгар от принадлежности к рим. церковной орг-ции.

Решение о переходе Болгарской Церкви под юрисдикцию К-поля, принятое 4 марта 870 г., положило начало организационному оформлению Болгарской архиепископии. Традиционно считается, что первый болг. архиепископ Стефан, имя к-рого зафиксировано в «Сказании инока Христодула о чудесах вмч. Георгия» нач. X в. (в одном из списков он назван Иосифом), был рукоположен К-польским Патриархом свт. Игнатием и принадлежал к визант. духовенству; едва ли это рукоположение могло состояться без согласия кн. Бориса и его приближенных (Голубинский. 1871. С. 34-35; История на България. Т. 2. С. 229-230). По новейшей гипотезе, у истоков создания Болгарской Церкви в 870-877 гг. стоял Николай, митр. Гераклеи Фракийской. Возможно, он получил в управление новообразованную болг. епархию в составе К-польского Патриархата и рассылал на места своих представителей, одним из к-рых был его племянник, неизвестный по имени монах и архидиакон, скончавшийся в Червене 5 окт. 870 г. (Beševliev. 1963. N 87. S. 328). В 70-х гг. IX в. в столице Болгарии Плиске развернулось строительство Большой базилики, призванной стать главным кафедральным собором страны. Местом постоянного пребывания Болгарских архиепископов Плиска стала, по-видимому, ок. 878 г., при архиеп. Георгии, к-рый известен по посланию папы Иоанна VIII и моливдовулам (PG. 126. Col. 758; Laurent. 1965. T. 5. 2. N 1491). Когда в 893 г. столица Болгарии была перенесена в Преслав, туда переместилась и резиденция предстоятеля БПЦ. Кафедральным собором стала Золотая ц. св. Иоанна во внешнем городе Преслава.

В отношении внутреннего управления болг. архиепископ был независим, лишь формально признавая юрисдикцию К-польского Патриарха. Избирался архиепископ Собором епископов, по всей видимости, даже без утверждения его К-польским Патриархом. Решение К-польского Собора 879-880 гг. не включать Болгарию в списки епархий К-польской Патриархии фактически закрепляло за архиепископом Болгарии права автономии. По своему положению в визант. церковной иерархии предстоятель БПЦ получал независимый статус. Особое место, к-рое занимал болг. архиепископ среди глав др. Поместных Церквей, засвидетельствовано в одном из списков епархий Константинопольского Патриархата (X в.), где он вместе с архиепископом Кипрским поставлен вслед за 5 Патриархами перед митрополитами, подчиненными К-полю (Darrouzès. Notitiae. N 8. P. 290).

После 870 г. одновременно с созданием Болгарской архиепископии началось и формирование подчиненных ей епархий. Количество созданных в Болгарии епархий и местоположение их центров не поддается точному определению, но, несомненно, их было множество. В письме папы Иоанна VIII кн. Борису от 16 апр. 878 г. упоминается еп. Сергий, кафедра к-рого была расположена в Белграде. На К-польском Соборе 879-880 гг. присутствовали представители БПЦ - епископы Гавриил Охридский, Феоктист Тивериопольский, Мануил Проватский и Симеон Девельтский. Рукоположенный во епископа ок. 893 г. свт. Климент Охридский возглавил первоначально 2 епархии - Драгувития и Велики, а позже под его духовный надзор была передана треть Болгарской державы (Экзархат юго-зап. земель). Между 894 и 906 гг. епископом Преслава стал один из крупнейших болг. церковных писателей Константин Преславский. Вероятно, после 870 г. были восстановлены и епархии, существовавшие на Балканском п-ове до заселения его слав. племенами, с центрами в Средеце, Филиппополе, Дристре и др. Папа Иоанн VIII в письмах в Болгарию утверждал, что болг. епархий стало так много, что их количество не сообразуется с нуждами Церкви (ЛИБИ. Т. 2. С. 145).

Широкая внутренняя автономия позволяла БПЦ самостоятельно устанавливать новые епископские кафедры в стране в соответствии с ее административно-территориальным делением. В Житии св. Климента Охридского говорится, что в правление кн. Бориса в пределах Болгарии существовало 7 митрополий, в к-рых были воздвигнуты соборные храмы (ГИБИ. Т. 9. Ч. 2. С. 36). Местонахождение 3 из них известно точно: в Охриде, Преспе и Брегальнице. Другие, по всей вероятности, находились в Девельте, Дристре, Средеце, Филиппополе и Видине (История на България. Т. 2. С. 231).

Предполагается, что канцелярия Болгарской архиепископии была создана по подобию К-польской Патриархии. При ней состояло множество служителей, помощников архиепископа, составлявших его свиту. Первое место среди них занимал синкелл, ведавший организацией церковной жизни; сохранились 2 свинцовые печати кон. IX - нач. X в., где упоминается «Георгий чернец и синкелл болгарский» (Надписът на чъргубиля Мостич. София, 1955. С. 84). Секретарем предстоятеля Болгарской Церкви, самым влиятельным лицом в архиепископской канцелярии, был хартофилакс (в Византии этим титулом обозначался хранитель архива). На стене Золотой ц. в Преславе сохранилась кириллическая надпись - граффити, сообщающая, что ц. св. Иоанна построена хартофилаксом Павлом (Медынцева, Попконстантинов. 1985. С. 28). Экзарх был обязан следить за правильностью соблюдения и исполнения церковных канонов, разъяснять догматы и этические нормы Церкви духовным лицам, осуществляя высшую проповедническую, наставническую, миссионерскую и контролирующую деятельность. Должность экзарха занимал после 894 г. известный церковный писатель Иоанн Экзарх. Болг. книжник и переводчик Григорий, живший в правление царя Симеона, именовался «пресвитером и мнихом всех церковников болгарских церквей» (титул, отсутствовавший в К-польской Патриархии).

Высшее и низшее духовенство в основном было греч., но, по всей видимости, в его среде встречались и славяне (напр., Сергий, еп. Белградский). Долгое время визант. духовенство являлось основным проводником политического и культурного влияния империи. Кн. Борис, стремившийся к созданию национальной церковной орг-ции, отправил учиться в К-поль болг. юношей, в т. ч. своего сына Симеона, предполагая, что впосл. тот станет архиепископом.

В 889 г. св. кн. Борис удалился в мон-рь (видимо, при Большой базилике в Плиске) и передал престол старшему сыну Владимиру. Но из-за приверженности нового князя язычеству Борису пришлось отстранить его от власти и вернуться к управлению страной. Осенью 893 г. он созвал в Преславе Собор с участием духовенства, знати и народа, к-рый de jure низложил Владимира и передал власть Симеону. С Преславским Собором обычно связывают утверждение приоритета слав. языка и кириллической письменности.

Распространение славянской книжности и храмостроительство

Огромное значение для укрепления и распространения христианства в Болгарии имела деятельность слав. первоучителей св. равноапостольных Кирилла и Мефодия. По сведениям ряда источников (Краткое житие Константина-Кирилла («Успение Кириллово»), «Солунская легенда» и др.), св. равноап. Кирилл проповедовал и крестил болгар на р. Брегальница (совр. Македония) еще до офиц. принятия христианства кн. Борисом. Данная легендарно-историческая традиция оформилась в период визант. владычества и на раннем этапе возрождения Болгарской державы (XII - нач. XIII в.), когда главным очагом сохранения национальной культуры были юго-зап. (македон.) области.

Когда после смерти архиеп. Мефодия (886) начались гонения лат. духовенства (поддержанные кн. Святополком) на слав. литургию и письменность в Вел. Моравии, ученики слав. апостолов (из к-рых известны по именам Ангеларий, Климент, Лаврентий, Наум, Савва; к их числу со всей очевидностью относится также Константин, буд. еп. Преславский) нашли убежище в Болгарии, куда попали разными путями: Ангеларий и Климент добрались до Белграда (принадлежавшего тогда Болгарии), на бревне переправившись через Дунай; Наум был продан в рабство и выкуплен в Венеции византийцами; пути др. неизвестны. В Болгарии они были с радостью приняты кн. Борисом, нуждавшимся в просвещенных и не связанных напрямую ни с Римом, ни с К-полем сотрудниках.

На протяжении примерно 40 лет (886-927) книжники, прибывшие из Вел. Моравии, и поколение их учеников путем переводов и оригинального творчества создали в Болгарии полноценную многожанровую лит-ру на понятном народу языке (см. статьи: Акростих, Григорий пресвитер, Иоанн пресвитер, Иоанн Экзарх, Климент Охридский, Константин Преславский, Наум Охридский, Тудор Доксов, Храбр Черноризец), составившую основу всех средневек. правосл. слав. (а также румын.) лит-р (см.: Флоря, Турилов, Иванов. 2000. С. 8-20). Благодаря деятельности учеников св. Кирилла и Мефодия и при непосредственной поддержке верховной власти в Болгарии в посл. четв. IX - 1-й трети X в. сложились и активно действовали 2 литературно-переводческих центра (или «школы») - охридский и преславский. По крайней мере двое из учеников слав. апостолов - Климент и Константин - были возведены в сан епископа.

Климент назван «первым епископом болгарского языка» (καὶ οὕτω δὴ Βουλϒάρων ϒλώττῃ πρῶτος ἐπίσκοπος ὁ Κλήμης καθίσταται) в житии, написанном Феофилактом, архиеп. Охридским (ГИБИ. Т. 9. Ч. 2. С. 34). Во время своей просветительской деятельности в обл. Кутмичевица в юго-зап. Болгарии Климент обучил в общей сложности 3500 учеников (в т. ч. буд. Девольского еп. Марка).

Период расцвета болг. культуры при царе Симеоне получил название «золотого века». Составитель «Изборника» царя Симеона сравнивает болг. правителя с царем эллинистического Египта Птолемеем II Филадельфом (III в. до Р. Х.), при к-ром был осуществлен перевод Септуагинты с евр. на греч. язык.

В Х в., в правление царя св. Петра и его преемников, лит. творчество в Болгарии принимает окказиальный характер, свойственный всем лит-рам региона «Slavia Orthodoxa» в ср. века. От этого времени известны цикл поучений Петра Черноризца (отождествляемого исследователями с царем, сыном Симеона) и «Беседа на новоявленную ересь Богумилову» Козьмы Пресвитера, содержащая наиболее полную картину нового еретического учения и характеризующая духовную и в особенности монашескую жизнь Болгарии в сер.- 2-й пол. Х в. Почти все памятники, созданные в IX-X вв. в Болгарии, рано попали на Русь, а многие из них (в особенности небогослужебные) сохранились лишь в рус. списках.

Деятельность слав. книжников имела принципиальное значение для утверждения внутренней автономии БПЦ. Введение слав. языка способствовало постепенной замене греч. духовенства болг.

Строительство первых храмов на территории Болгарии началось, видимо, еще в 865 г. По словам Анастасия Библиотекаря, оно приобрело значительный размах в период пребывания в стране рим. духовенства (866-870), освятившего «множество церквей и алтарей» (ЛИБИ. Т. 2. С. 198). Свидетельством этого является обнаруженная в Преславе лат. надпись. Церкви нередко сооружались на фундаментах разрушенных раннехрист. храмов, а также языческих святилищ протоболгар (напр., в Плиске, Преславе и Мадаре). Данная практика зафиксирована в «Сказании инока Христодула о чудесах вмч. Георгия» (нач. X в.), повествующем о том, как кн. Борис разрушил языческие капища и воздвиг на их месте мон-ри и храмы (Там же. С. 224).

Активная церковно-строительная деятельность продолжается с приходом в Болгарию учеников св. равноапостольных Кирилла и Мефодия. В Охриде свт. Климент основал на развалинах базилики V в. мон-рь вмч. Пантелеимона и построил 2 церкви-ротонды. В 900 г. прп. Наум воздвиг на противоположном берегу Охридского оз. мон-рь во имя св. Архангелов на средства кн. Бориса и его сына Симеона. Сочиненный Наумом Охридским канон в честь ап. Андрея Первозванного свидетельствует о его особом почитании учениками св. Кирилла и Мефодия.

По желанию кн. Бориса комитом Тарадином был построен большой храм на Брегальнице в честь 15 Тивериопольских мучеников, пострадавших в Тивериополе (Струмице) при Юлиане Отступнике. В эту церковь были торжественно перенесены мощи мучеников Тимофея, Комасия и Евсевия. Это событие произошло 29 авг. и было внесено в слав. календари (месяцесловы Ассеманиева Евангелия XI в. и Струмицкого Апостола XIII в.). Священнослужителями новопостроенного храма были поставлены ученики Климента Охридского. В царствование Симеона комит Дристр перенес из Тивериополя в Брегальницу мощи святых Сократа и Феодора (ГИБИ. Т. 9. Ч. 2. С. 61-75).

В Житии 15 Тивериопольских мучеников сообщается об активном строительстве храмов и укреплении влияния Болгарской Церкви в правление кн. Бориса: «С той поры стали поставлять епископов, во множестве рукополагать священников и воздвигать святые храмы, а тот народ, что раньше был племенем варварским, стал теперь народом Божиим... И может отныне видеть человек, что умножаются числом церкви, а храмы Божии, которые названные выше авары и болгары разрушили, вновь построили добре и воздвигли от оснований» (Там же. С. 68). Строительство церквей осуществлялось также по инициативе частных лиц, о чем свидетельствует кириллическая надпись Х в.: «Господи, помилуй раба Своего Иоанна пресвитера и раба Своего Фому, создавших храм святого Власия» (Иванова В. 1933).

Христианизация Болгарии сопровождалась сооружением множества мон-рей и увеличением числа монашествующих. Монашеский постриг принимали мн. болг. аристократы, в т. ч. члены княжеского дома (кн. Борис, его брат Докс Черноризец, царь Петр и др.). Значительное число мон-рей было сосредоточено в крупных городах (Плиске, Преславе, Охриде) и их окрестностях. Напр., в Преславе и его пригородах, по археологическим данным, насчитывается 8 мон-рей (Тотев. 1980). Большинство болг. книжников и церковных иерархов того времени вышли из числа насельников городских мон-рей (Иоанн Экзарх, пресв. Григорий Мних, пресв. Иоанн, еп. Марк Девольский и др.). Одновременно стали появляться иноческие обители в горных и отдаленных районах. Наиболее известным пустынножителем того времени был св. Иоанн Рыльский († 946), основатель Рильского мон-ря. Среди подвижников, продолжавших традиции аскетического монашества, прославились преподобные Прохор Пшинский (XI в.), Гавриил Лесновский (XI в.), Иоаким Осоговский (кон. XI - нач. XII в.).

Ряд источников (напр., «Сказание инока Христодула о чудесах вмч. Георгия», нач. X в.) сообщают о большом числе странствующих иноков, не принадлежавших к братии определенной обители.

Учреждение Болгарского Патриаршества

В 919 г., после побед, одержанных над греками, кн. Симеон провозгласил себя «царем болгар и ромеев»; царский титул его сына и преемника Петра (927-970) был официально признан Византией. В этот период БПЦ получила статус Патриархии. Относительно точной даты этого события имеются различные мнения. Согласно представлениям того времени, статус Церкви должен был соответствовать статусу гос-ва, а ранг церковного главы - титулу светского владыки («нет царства без Патриарха»). Исходя из этого было высказано предположение, что Симеон утвердил Патриаршество в Болгарии на Преславском Соборе 919 г. (И. Снегаров, Т. Сыбев). Этому противоречит факт переговоров о возведении Болгарского архиепископа в сан Патриарха, к-рые Симеон вел в 926 г. с Римским папой Иоанном X (История на България. Т. 2. С. 292).

Традиционно считают, что Патриарший титул предстоятеля БПЦ был официально признан К-полем в нач. окт. 927 г., когда между Болгарией и Византией был заключен мирный договор, скрепленный династическим союзом 2 держав и признанием Петра, сына Симеона, царем болгар.

Существует, однако, ряд серьезных аргументов, к-рые свидетельствуют о признании патриаршего достоинства БПЦ не в момент воцарения Петра (927), а в последующие годы его правления. 2-й сигиллий имп. Василия II Болгаробойцы, данный Охридской архиепископии (1020), говоря о территории и юридических правах БПЦ времен царя Петра, именует ее Архиепископией (ГИБИ. Т. 6. С. 40-47). «Тактикон Бенешевича», описывающий церемониальную практику визант. имп. двора ок. 934-944 гг., ставит «Архиепископа Болгарии» на 16-е место, после синкеллов Римского, К-польского и вост. Патриархов (Oikonomidès. 1972. P. 245). Такое же указание содержится в трактате имп. Константина VII Багрянородного (913-959) «О церемониях» (Const. Porph. De cer. Vol. 1. P. 727).

В «Списке архиепископов Болгарии» (т. н. список Дюканжа, составленный в сер. XII в. и дошедший в рукописи XIII в.- Paris. gr. 880), сообщается, что по приказу имп. Романа I Лакапина (919-944) имп. синклит провозгласил Дамиана Патриархом Болгарии, а БПЦ признана автокефальной (Иванов Й. 19312. С. 566). Предположительно этот статус БПЦ получила в период, когда Патриарший престол в К-поле занимал Феофилакт (933-956), сын имп. Романа Лакапина. Именно с Феофилактом, своим свойственником, царь Петр поддерживал тесные связи и обращался к нему за советом и разъяснением относительно ереси богомильства - религиозно-социального движения, получившего распространение в Болгарии с сер. XI в.

В правление царя Петра в Болгарской Церкви насчитывалось не менее 28 епископских кафедр (перечислены в хрисовуле Василия II, 1020 г.- Gelzer. S. 42-46). Важнейшими церковными центрами были: в Сев. Болгарии - Преслав, Доростол (Дристра, совр. Силистра), Видин (Быдин), Моравск (Морава, античный Марг); в Юж. Болгарии - Пловдив (Филиппополь), Средец (Триадица, совр. София), Брегальница, Охрид, Преспа и др.

Имена ряда болг. архиепископов и Патриархов упомянуты в Синодике царя Борила (1211), но хронология их правления остается неясной: Леонтий, Димитрий, Сергий, Григорий (Златарски. 1924).

Патриарх Дамиан после взятия Доростола в 971 г. визант. имп. Иоанном Цимисхием бежал в Средец во владения комитопулов Давида, Моисея, Аарона и Самуила, ставших фактически продолжателями болг. государственности. С образованием Западно-Болгарского царства (969) столица Болгарии была перенесена в Преспу, а затем в Охрид. На запад переместилась и резиденция Патриарха: согласно сигиллиям Василия II - в Средец, затем в Воден (греч. Эдесса), оттуда в Моглен и, наконец, в 997 г. в Охрид (Gelzer. 1893. S. 44-45); список Дюканжа, не упоминая Средец и Моглен, называет в этом ряду Преспу (Иванов Й. 19312. С. 566). Военные успехи царя Самуила нашли отражение в сооружении в Преспе грандиозной базилики, куда были торжественно перенесены мощи св. Ахиллия из захваченной в 986 г. болгарами Лариссы. В конхе алтаря базилики св. Ахиллия помещены изображения 18 «тронов» (кафедр) Болгарского Патриархата.

После Дамиана в списке Дюканжа указывается Патриарх Герман, кафедра к-рого первоначально находилась в Водене, а затем была перенесена в Преспу. Известно, что он окончил жизнь в мон-ре, приняв схиму с именем Гавриил. Патриарх Герман и царь Самуил являлись ктиторами ц. св. Германа на берегу оз. Микра-Преспа, в к-рой были похоронены родители Самуила и его брат Давид, о чем свидетельствуют надписи 993 и 1006 г. (Иванов. 19172. С. 127).

Патриарх Филипп, согласно списку Дюканжа, был первым, чья кафедра находилась в Охриде. Сведения об Охридском Патриархе Николае (в списке Дюканжа он не упоминается) содержатся в проложном Житии кн. Иоанна Владимира († 1016), зятя царя Самуила. Архиеп. Николай являлся духовным наставником князя, житие называет этого иерарха мудрейшим и чудным.

Спорным остается вопрос о том, кто являлся последним Болгарским Патриархом - Давид или Иоанн. Визант. историк Иоанн Скилица сообщает, что в 1018 г. «архиепископ Болгарии» Давид был послан царицей Марией, вдовой последнего болг. царя Иоанна Владислава, к имп. Василию II объявить об условиях ее отречения от власти (ГИБИ. Т. 6. С. 290-292). В приписке Михаила Девольского к сочинению Скилицы сказано, что пленный Болгарский Патриарх Давид участвовал в триумфальном шествии императора в К-поле в 1019 г. Впрочем, правдивость этого рассказа оспаривается (В. Златарский, И. Снегаров). О Давиде ничего не известно составителю списка Дюканжа. В том же 1019 г. в Охридской Церкви был уже новый Предстоятель - архиеп. Иоанн, бывш. игумен Дебарского м-ря, болгарин по происхождению (История на България. Т. 3. С. 26). По предположению Г. Г. Литаврина, он стал Патриархом в 1018 г., а в 1019 г. был низведен Василием II в ранг архиепископа, подчиненного К-полю (Литаврин. Христианство в Болгарии. 2002. С. 143).

Форумы