Церковь Марии Египетской в Сретенском монастыре



Г. А. Романов

Некогда на территории московского Сретенского монастыря находилась церковь Марии Египетской. Она была расположена между Владимирским собором и Николаевской церковью. При этом, какое-то время церковь Марии Египетской существовала как приходской храм.

Трудно предположить, чтобы внутри монастыря был создан самостоятельный приход. Видимо, приход возник еще до организации монастыря. Это предположение подтверждает крупный специалист девятнадцатого века, знаток истории Москвы С.К. Кондратьев. В заметке о постройке деревянной церкви Марии Египетской после 1378 года он пишет: "Прежде здесь было Кучково поле. В 1378 году на этом месте казнен последний из рода Вельяминовых, и вскоре построена древняя церковь во имя преподобной Марии Египетской".

Здесь идет речь о событиях, связанных с ликвидацией Великим князем Дмитрием Ивановичем правления тысяцких в Москве. Не дождавшись своего назначения тысяцким вместо умершего отца, Иван Васильевич Вельяминов выступил против княжеской власти. В августе 1379 года он "мечем потят бысть на Кучкове поле у града у Москвы".

Вероятно, казнь состоялась не на месте предполагаемой постройки церкви Марии Египетской, а на месте некогда существовавшего Варсонофьевского монастыря. Это подтверждает следующее свидетельство: "Здесь был прежде Варсонофьевский женский монастырь, близ коего в древности было кладбище для погребения странников убогих и погибших насильственной смертью".

Московская земля после смерти Ивана Даниловича Калиты была поделена между тремя его сыновьями. Кучково поле стало принадлежать князю Андрею Ивановичу Боровскому. Он умер в 1353 году. В том же году родился его сын Владимир. Князь Владимир Андреевич стал одним из героев Куликовской битвы, заслужив прозвище Храброго. На Кучковом поле в 1386 году его мать, княгиня Мария, основала Рождественский монастырь.

Резонно предположить существование в конце четырнадцатого века большого загородного двора Владимира Андреевича, князя Боровского, а затем Серпуховского. В этом доме, а может быть, и дворце, расположенном на высоком участке Владимирской (Ярославской) дороги, постоянно проживала княгиня Мария. Подобные княжеские дворы были привычным явлением на основных дорогах. Да и в будущем Сретенский монастырь служил первой остановкой во время богомолий князей и царей. Кроме того, во время случавшихся раздоров с Великим князем Серпуховской князь мог укрыться в своем огороженном дворе, а не оставаться во вдруг оказавшейся недружелюбной столице.

Таким образом, Рождественский монастырь был устроен рядом с княжеским двором, а каменная с 1385 года церковь Марии Египетской была домовой церковью, посвященной персональной святой покровительнице княгини Марии. Церковь могла быть пристроена к деревянному дому, что было общепринято. Таким предназначением объясняются скромный вид и размеры храма.

Каменное здание церкви Марии Египетской, просуществовавшее до 1930 года, было построено в 1385 году и много раз ремонтировалось и перестраивалось. А княгиня Мария в конце жизни постриглась в Рождественский монастырь под именем инокини Марфы. В нем она и скончалась в 1389 году.

На месте бывшего двора князя Серпуховского в 1395 году Великим князем Московским был основан Сретенский монастырь. Помимо прочих целей его устройство имело для московских властей и большое политическое значение. Маленькая княжеская крепость, превращавшаяся время от времени в неприятельскую, каким являлся двор Серпуховского князя, заменялась православным монастырем, оплотом московской власти.

Косвенное свидетельство тому мы находим в летописи. В 1388-1389, а потом в 1389-1390 годах было розмирье между Великим князем Василием Дмитриевичем и его двоюродным дядей Владимиром Андреевичем Серпуховским. Результатом замирения были территориальные уступки Серпуховскому князю Волоколамска и Ржева. Скорее всего, это была, в том числе, и плата за переход к Московскому князю Кучкова поля.

Большое значение в то время отводилось почитанию персональных святых покровителей, оказывалось внимание и храмам, им посвященным. Это доказывает посещение церкви в 1668 году Патриархом Иоасафом Вторым в честь святой покровительницы первой жены царя Алексея Михайловича Марии Ильиничны, урожденной Милославской. "Марта 31, святейший Патриарх ходил в Стретенский монастырь, что на Устретенке, к вечерне и к молебну для празднества преподобной Марии Египетской и для имянин государыни царицы и великой княгини Марьи Ильиничны".

Если посмотреть на старый план Сретенского монастыря, то видно, что Владимирский собор, поставленный на месте первоначального деревянного, и церковь Марии Египетской размещены под углом к улице, а церковь Сретения-Николы с трапезной и колокольней вдоль нее. Это можно объяснить разным расположением дороги в конце четырнадцатого и в конце пятнадцатого веков. Сначала от вершины холма происходило разветвление пути. Одна дорога шла прямо, а другая - сворачивала с тракта к близлежащему селу, бывшему на месте известного городища у Садового кольца. Этой дороге и соответствует поворот храмов. Кстати, существующая трасса Трубной улицы в прилегающем к Садовому кольцу участке и поныне ориентирована на Сретенский монастырь. В пятнадцатом веке село утратило свое значение, возможно в связи с устройством многочисленных загородных огородов и дворов.

Храм Сретения стал уже вдоль прямой дороги алтарем на север, откуда принесли чудотворную икону Владимирской Богоматери.

Как можно увидеть на фотографиях, сделанных перед разрушением церкви Марии Египетской в мае 1930 года, это был маленький одноглавый храм. Из-за ветхости еще в 1883 году стены снаружи были охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Он был квадратным в плане, со стороной квадрата около пяти метров. Непропорционально большая луковица главы с украшенным барабаном сооружена в 1687 году.

Церковь много раз перестраивалась, например в 1784 году и после 1812 года. В процессе разборки была раскрыта арка, возможно, принадлежавшая первоначальному алтарю. Ее форма и маленькие размеры могут служить подтверждением сооружения здания в четырнадцатом веке, поскольку в то время в церквах устанавливались не иконостасы, а алтарные преграды и не было необходимости в больших алтарных помещениях. Подобные завершения полушаром алтарных выступов имеются, например, у приделов храмов Св. Софии в Киеве или Новгороде, у новгородских церквей четырнадцатого века.

В августе 1700 года чрезвычайный посланник Петра Первого, думный дьяк Емельян Игнатьевич Украинцев, ездивший в Константинополь для заключения мирного договора России с Турцией, получил в дар от Иерусалимского Патриарха часть мощей преподобной Марии Египетской (кость правой ноги). В феврале 1707 года серебряный ковчег с этой святынею был торжественно перенесен в Сретенский монастырь. В праздник Марии Египетской в течение недели ковчег выставлялся в церкви Марии Египетской для народного поклонения.

После закрытия прихода в 1723 году в помещении церкви был устроен придел преподобной Марии Египетской, относящийся к расположенной рядом церкви Святого Николая Чудотворца. В девятнадцатом веке проведение служб в приделе было прекращено.

В Сретенском монастыре торжественно отмечались православные праздники, особенно связанные с его историей. "Праздники в обители следующие: 2 февраля - Сретение Господне; 1 апреля - память преподобной Марии Египетской, в храме, посвященном ее имени; "21 мая, 23 июня и 26 августа - праздники иконы Владимирской Богоматери. Все даты даны по старому стилю.

Около 1926 года Сретенский монастырь был окончательно закрыт. Газета "Рабочая Москва" за 1 сентября 1928 года поместила фотографию обнесенных забором строений Сретенского монастыря, снабдив ее сообщением: "Для расширения уличного движения сносится Сретенский монастырь".

Ирония судьбы состояла в том, что окончательным поводом для сноса большей части строений монастыря послужило требование помощи дороге, той самой дороге, которой столько лет верой и правдой служил монастырь. По мнению новых руководителей Москвы, индустриальный город именно на этой улице нуждался в серьезном повышении "интенсивности транспортных потоков".

В 1928-1930 годах исчезли с лица Москвы памятник времен Дмитрия Донского и памятник победы над Большой Ордой. Сначала была разобрана древняя церковь Сретения на Кучковом поле, затем церковь Святого Николая и трапезная. Потом была снесена колокольня над Святыми воротами и прилегающие к ней кельи. В последнюю очередь уничтожили стоявшую совсем в стороне от улицы церковь Марии Египетской. За нее долго боролись люди, не испугавшиеся в страшное время защищать памятник истории и культуры. Разборка церкви преподобной Марии Египетской была начата 6 мая 1930 года. От архитектурного ансамбля Сретенского монастыря сейчас остались строения Владимирского собора, палат и бывших служебных помещений.

25 марта 2004 года в московский Сретенский монастырь был доставлен ковчег с мощами преподобной Марии Египетской. Святыню торжественно встретили духовенство, братия и прихожане обители. Мощи великой святой были привезены из греческого монастыря Святителя Николая на острове Андрос. Таким образом мощи вернулись на свое место.

К сожалению, тенденция к сносу исторической застройки Москвы, приносимой московскими властями в жертву "транспортным потокам", продолжается и в девяностые годы. Ложатся дома под бульдозеры на пробиваемом третьем кольце Москвы. Подобно неумолимому острию ножа устремился к сердцу города Новокировский проспект. Но потеря исторической памяти - по идейным причинам или из-за денег - никогда не остается безнаказанной. Только платить за это придется не только жадным чиновникам, а всем нам.

Источник:

Форумы