• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Ученые уточнили датировку древнейшей наскальной живописи на острове Сулавеси (Индонезия)

Рисунок возрастом в 51 тысячу лет оказался вдвое старше ближайшего аналога во Франции

 

СУЛАВЕСИ. Ученые уточнили датировку древнейшей наскальной живописи на острове Сулавеси (Индонезия) – по новым данным, возраст одного из рисунков достигает 51 тысячи лет, а потому он вдвое старше ближайшего аналога во Франции, пишет livescience.

Исследователи считают, что наскальная живопись на индонезийском острове Сулавеси может быть самым древним образцом «нарративного» (повествовательного, сюжетного) искусства, известного нынешней науке. На рисунке различима человекоподобная фигура «в сложном взаимодействии» с бородавчатой свиньей, что наводит на мысль, что человечество прибегало к изобразительному искусству в целях повествования о событиях и подвигах своей жизни гораздо раньше, чем считалось ранее.

Археологические находки свидетельствуют, что неандертальцы наносили малопонятные знаки и штрихи на стены пещер еще 75 тысяч лет назад, но в них, как правило, невозможно усмотреть фигурные изображения при всем желании, а тем более композиции так называемого «фигуративного» и повествовательного искусства. Еще несколько лет назад самым древним и известнейшим образцом фигуративной наскальной живописи считался рисунок в пещере Ласко (Lascaux) во Франции возрастом примерно в 21 тысячу лет. Он изображает человека с птичьей головой, охотящегося на дикого быка.

Этот рисунок считался древнейшим до 2019 года, когда археологи вдруг обнаружили не один-два, а сразу сотни образцов наскальной живописи в карстовых пещерах плато Марос-Пангкеп (Maros-Pangkep) на острове Сулавеси. Один из шедевров островной наскальной живописи представляет собой целое панно шириной в 4,5 метра, запечатлевшее эпическую битву человекоподобных фигур с бородавчатыми свиньями (Sus celebensis) и карликовыми буйволами аноа (Bubalus), обитавшими в то время на островах.

«Повествовательная живопись как форма записи неких событий или историй подвигов – чрезвычайно важная часть эволюции человека, – подчеркнул на пресс-конференции соавтор исследования Адам Брумм (Adam Brumm), археолог из Университета Гриффита в Австралии. – Она даже в чем-то помогает объяснить наш успех как биологического вида. Однако найти образцы подобного искусстве, особенно в очень древней наскальной живописи – это исключительная редкость и большая удача».

Археологи ранее датировали это большое панно наскальной живописи возрастом порядка 43 900 лет, а самое древнее изображение бородавчатой свиньи в тамошних пещерах – возрастом около 45 500 лет. Эти датировки получали с помощью радиоуглеродного анализа проб пещерного «попкорна», то есть наростов, корок и пленок кальцита, откладывавшегося слоями поверх изображений многие тысячелетия – того самого кальцита, который формирует пещерные сталактиты и сталагмиты при испарении воды и выпадении в осадок карбоната кальция.

Теперь археологи прибегли к более точному методу датировки наскальных рисунков – так называемой лазерной абляции урановой серии. В этом методе лазерный импульс («искра») испаряет вещество пробы с образованием слабой плазмы (аэрозоля), которая и анализируется методами эмиссионной или масс-спектрометрии – в данном случае на содержание изотопов урана. В своем исследовании Брумм с коллегами использовал пробы кальцита крохотного размера – порядка 44 микронов, что позволило построить графики возрастного накопления слоев кальцита на стенах пещер. Очень важно и то, что этот метод микроанализа сводит к минимуму ущерб, наносимый произведениям древнего искусства. «Этот новый метод по-настоящему радикально меняет наш подход к датировке древностей, – подчеркнул на пресс-конференции соавтор исследования Рено Джоаннес-Бойо (Renaud Joannes-Boyau), геохронолог из Университета Южного Креста в Австралии – И он вполне применим в целях уточнения датировок множества других прежних находок».

Этим новым методом археологи установили, что наскальные рисунки на Сулавеси в действительности на 4 тысячи лет (как минимум) старше, чем считалось ранее, то есть им около 48 тысяч лет. Что еще более поразительно, археологи обнаружили похожее изображение человекоподобной фигуры и бородавчатой свиньи в другой пещере в Леанг Карампуанге, причем возраст этого изображения составляет не менее 51 200 лет, что делает ее древнейшим образцом мирового повествовательного искусства. Результаты исследования опубликованы в научной статье в журнале Nature за 3 июля.

Среди изображений особый ажиотаж у археологов вызвал весьма художественный рисунок получеловека-полузверя, или териантропа. «Археологов всегда чрезвычайно интересуют любые изображения териантропов, поскольку они свидетельствуют о существовании веры в сверхъестественных существ, не встречаемых в реальной жизни, – говорит Брумм. – Это признак образного мышления, мифотворчества и развитого воображения в широком смысле. Самым ранним известным науке изображением териантропа до сих пор считалась статуэтка «Человека-льва» (Lion Man) возрастом порядка 40 тысяч лет, обнаруженная в пещере в Германии».

Свое мнение на пресс-конференции высказал археолог Дерек Ходжсон (Derek Hodgson), научный руководитель европейского проекта INSCRIBE, изучающего развитие письменности, не принимавший прямого участия в исследовании рисунков. «Эти новые наскальные рисунки в Индонезии отодвигают дату возникновения веры в сверхъестественное почти на 20 тысяч лет вглубь времен, – говорит Дерек Ходжсон. – Вот почему эту находку на самом деле можно считать прорывным научным открытием. Ранние изображения териантропа являются неоспоримым свидетельством сложного и образного человеческого мышления. Вы не найдете подобных изображений ни у неандертальцев, ни у ранних гоминид или архантропов, ибо подобные сложные фигуративные изображения были им еще, видимо, недоступны в силу неразвитости мышления».

Впрочем, не все ученые согласны с толкованием рисунков. Так, археолог палеолита Пол Петтитт (Paul Pettitt) из Даремского университета в Великобритании, не принимавший участия в исследовании, считает, что считать эти произведения искусства повествовательными можно лишь с известной натяжкой при очень большом желании и «искренней вере». «Новый метод датировки, безусловно, весьма надежен, однако интерпретации группы исследователей почти наверняка неверны, – пишет он в Live Science. – Если непредвзято изучить эти изображения, то можно со столь же весомыми основаниями предположить, что они не образуют многофигурные композиции, а являются одиночными изображениями, которые просто случайно оказались рядом».

Авторы исследования считают, что творцы рисунков почти наверняка принадлежали к современному виду Homo sapiens, однако в пещерах пока не удалось найти свидетельства их проживания, а потому вполне возможно, что пещеры с наскальной живописью были нежилыми местами, своего рода «художественными галереями», предназначенными исключительно для произведений искусства как части, возможно, культовых практик. Это предположение подтверждает и само расположение пещеры в стороне от основной территории карстового комплекса – причем на возвышенности. «Весьма вероятно, что эти древние люди приходили в пещеры высокого уровня как в некие сакральные места, и украшали их стены произведениями своего искусства, – предположил на пресс-конференции соавтор исследования Максим Обер (Maxime Aubert), археолог и геохимик из Университета Гриффита. – Возможно, эти произведения искусства создавались как некие хроники подвигов и событий в племени, или в связи с некими верованиями и обрядами, мы этого пока не знаем. Однако весьма похоже, что они выбирали для их создания особые места в местном ландшафте».

Команда ученых планирует проводить дальнейшие исследования и датировки наскальных рисунков новым методом в карстовых пещерах острова. Недавно ведущий автор исследования Ади Агус Октавиана (Adhi Agus Oktaviana), археолог Центра доисторических и австронезийских исследований (Center for Prehistory and Austronesian Studies, CPAS) в Индонезии, обнаружила в одной из пещер композицию из трех фигур, запечатлевшую человека, получеловека-полуптицу и птицу. Теперь исследователи готовятся тщательно проанализировать и датировать древнюю картину. «Весьма вероятно, что это не последнее наше потрясающее открытие, и где-то в здешних карстовых полостях сокрыты еще более удивительные и прекрасные картины, которые нам еще предстоит открыть», – говорит исследовательница.

 

Форумы