В Суздале найдена уникальная византийская пластина, вырезанная из кости

Пластина с искусно вырезанным рельефным изображением происходит из заполнения ямы, датируемой серединой XII – началом XIII в.

 

СУЗДАЛЬ. Археологи Института археологии РАН обнаружили на территории Суздаля византийскую пластину с рельефным изображением, искусно вырезанную из кости животного, сообщается на официальном сайте института.

Находка сделана в раскопе, расположенном в пределах оборонительных укреплений Окольного города.

Пластина квадратной формы имеет размеры 45 х 46 мм, ее толщина до 4 мм.

По периметру пластина оконтурена гладкой рамкой, внутри которой в центре вырезано изображение обнаженного воина в плаще. Воин изображен в момент атаки. В левой руке он держит щит, в правой занесенной для удара – меч.

Пластина имеет шесть несимметрично расположенных отверстий для крепления диаметром чуть более 3 мм.

Изображение отличает очень искусная резьба, тонкая проработка деталей (складок плаща, рельеф мышц воина, распущенные волосы и т.д.), все это говорит о высоком уровне мастерства неизвестного резчика.

Пластина имеет византийское происхождение. Произведение столь высокого художественного уровня, вероятно, было изготовлено в константинопольских мастерских.

Пластина была элементом украшения шкатулки (ларца), изготовленного в эпоху средневековья. Подобные шкатулки обычно выполнялись из дерева и украшались костяными резными пластинами, на которых изображались различные сюжеты. Пластины крепились к деревянной основе с помощью костяных гвоздиков или штифтов и располагались на боковых панелях или крышке. Подобные изделия были широко распространены в X–XII вв.

Первоначально подобные накладки выполнялись из слоновой кости, но, как считают исследователи, в XII столетии наиболее широко стала употребляться простая кость домашних или диких животных, что явилось отражением ориентированности производства подобных изделий на более широкую аудиторию или же было связано с работой провинциальных косторезных мастерских.

Одним из центров изготовления подобных костяных ларцов считается Херсонес в Крыму. Константинопольские образцы художественного косторезного ремесла могли использоваться для подражания в провинциальных мастерских на периферии империи.

Прямыми аналогиями сюжета на накладке из Суздаля среди произведений византийского искусства являются боковые пластины шкатулок из собраний Государственного Эрмитажа и Новгородского музея-заповедника. Но в отличие от суздальской находки они выполнены из слоновой кости.

Костяные пластины от шкатулок, украшенные художественной рельефной резьбой, являются крайне редкой и ценной находкой на территории Древней Руси. Отдельные орнаментированные пластины и их фрагменты происходят из раскопок Гнездово, Смоленска, белорусского Новогрудка.

В Суздале это первая подобная находка за все годы археологических исследований в городе.

Пластина найдена на небольшом раскопе площадью чуть более 70 кв. м, в границах которого частично исследованы две усадьбы XII–XIV вв. На этом участке сделаны и другие находки – каменные кресты, энколпион, стеклянный сосуд с росписью эмалями, хрустальная бусина, обломок стеклянного браслета, пломбы дрогичинского типа, костяная шахматная фигурка, железные наконечник стрелы и удила.

Сама пластина происходит из заполнения ямы, датируемой серединой XII – началом XIII в.

Определение места изготовления пластины – столичная константинопольская или херсонесская или иная провинциальная мастерская – вопрос будущих исследований. Но уже сам факт находки отражает неординарный характер усадьбы и ее жителей, личная вещь которых – ларец – был богато украшен костяными накладками с прекрасно выполненными рельефными изображениями, которые сами по себе являются произведением художественного прикладного искусства.

В то же время, эта находка – отражение расцвета Суздаля в XII – начале XIII в. и связей его жителей с византийским миром. Обнаженная фигура воина в плаще перекликается с античными сюжетами. Находка показывает, что жители средневекового Суздаля воспринимали не только традиционное христианское мировоззрение и элементы материальной культуры, но и через подобные изделия были знакомы с античными образами и мифологией, которые также являлись составляющими искусства Византии.

Подобные уникальные находки, пополняющие корпус предметов художественного ремесла, которые происходят из спасательных охранных археологических исследований, проводимых даже на небольшой площади, демонстрируют эффективность сложившейся практики сохранения археологического наследия в стране.

Форумы