• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

В Сирии восприняли с «волнением и надеждой» весть о возможной канонизации 11 «мучеников Дамаска»

Они были убиты «из ненависти к вере» во время резни христиан 1860 года

 

ДАМАСК. В Сирии восприняли с «волнением и надеждой» весть о возможной канонизации 11 «мучеников Дамаска», которые пали жертвами «ненависти к вере» во время резни христиан 1860 года, пишет catholicnewsagency.

Папа римский на аудиенции с кардиналом Марчелло Семераро (Marcello Semeraro), префектом Дикастерии по делам святых, утвердил эту инициативу. «Верховный Понтифик поддержал голоса, поданные в ходе очередной сессии кардиналов и отцов-епископов за канонизацию мучеников», – гласит бюллетень пресс-службы Святого Престола от 23 мая.

Мученики Дамаска пали жертвами резни «из ненависти к вере» в ночь с 9 на 10 июля 1860 года. Это событие произошло в ходе христианского погрома друзами на обширных землях от Ливана до Сирии, оставившей тысячи жертв. Толпа погромщиков ворвалась во францисканский монастырь в христианском квартале Баб-Тума (Святого Павла) в Старом городе Дамаска и вырезала всех монахов. От их рук пали отцы Мануэль Руис, Кармело Болту, Никанор Асканио, Николас Альберку-и-Торрес, Педро Солера, Энгельберт Колланда, Франсиско Пинасо Пеньялвера и Хуана Фернандес, а также трое кровных братьев-мирян — Фрэнсис Массабки, Абдель Мохти Массабки и Рафаэль Массабки. Мусульманские погромщики обещали каждому из них жизнь в обмен на отречение от христианской веры и принятие ислама, но получили решительный и единодушный отказ, после чего зверски зарезали, закололи и зарубили всех, а некоторых обезглавили саблями и топорами.

Известие о предстоящей канонизации пришло почти через столетие после причисления 11 мучеников к лику блаженных в 1926 году. «В Дамаске, где их постигла мученическая кончина, и где хранятся многие мощи 11 мучеников, весть об их возможной грядущей канонизации была воспринята с великим волнением и надеждой», – говорит отец Фирас Луфти (Firas Lufti), настоятель францисканского монастыря Баб-Тума и монах-хранитель Святой земли. – Все мы давно жаждали услышать эту радостную весть. С канонизацией близится к завершению процесс восхождения к святости, начатый более 160 лет назад их мученической гибелью с великим мужеством в служении Богу, Церкви и страждущим братьям. Святость есть высшая цель жизни каждого крещеного человека и кульминация праведной жизни, посвященной служению Богу и ближним».

«Эта новость пришла в тяжкое время, когда весь Ближний Восток, включая Сирию, сотрясают великие конфликты, несущие народам огромные страдания, – напоминает монах. – Святость наших мучеников несет нам надежду на новый мир. Несмотря на все ужасы греха, в который то и дело впадает человечество, история пишется Богом, который один и есть Владыка истории, вместе со своими святыми. Мы надеемся, что канонизация мучеников Дамаска станет еще и призывом к диалогу, миру и единству на Ближнем Востоке».

Каждый год 10 июля в литургическом календаре Попечительства Святой земли отмечается день памяти мучеников Дамаска. В столице Сирии латинская и маронитская община часто встречают этот день вместе. «Празднование в этом году будет вершиться в совершенно особом духе и надежде, поскольку будет озарено ожиданием святости, – считает отец Луфти. – Канонизация мучеников Дамаска придаст новый импульс жизни и упованиям христианской общины, которая с большим нетерпением ожидала этой вести. Они для нас великие свидетели истинности веры и образцы для подражания, они учат нас несокрушимой крепости в вере. Канонизация этих великих людей, которые воплотили в жизнь золотое правило христианской жизни – любить Бога и ближнего жертвенной любовью, способной отдать за них свою жизнь,... дает нам надежду и показывает, куда направить стопы наши на пути к святости, которая есть цель каждого христианина».

Процесс канонизации мучеников возродился в последние годы в ответ на их растущее почитание в народе и вести о чудесах, совершаемых по их небесному заступничеству. В 2022 году Священный синод маронитских епископов подал папе Франциску петицию о канонизации блаженных мучеников Массабки — трех кровных братьев, павших за веру вместе с монахами в ту страшную ночь в Дамаске. Эту просьбу поддержал и Орден малых братьев с надеждой на канонизацию всех одиннадцати мучеников.

23 марта 2023 года папа Римский разрешил начать традиционную процедуру сбора материалов кандидатов на святость в досье Positio super Canonizatione с целью последующего изучения. Это досье – завершающий этап причисления блаженного к лику святых, его часто называют просто Positio. А 23 мая понтифик утвердил итоги благоприятного голосования очередной сессии кардиналов и епископов в пользу канонизации мучеников Дамаска. Хотя дата канонизации пока не назначена, отец Луфти вместе со всей Сирийской церковью надеется, что ее можно будет отпраздновать уже в предстоящем Юбилейном году, который недавно торжественно провозгласил папа Франциск.

Историческая справка

Резня христиан в Сирии 9-18 июля 1860 года случилась на пике межрелигиозной напряженности, порожденной реформами египетских (1831-1840) и османских властей (с 1840 года). Эти реформы ставили целью повышение социально-политического статуса религиозных меньшинств, что вызывало гнев и раздражение у мусульманского большинства. Христиане еще и неосмотрительно подчеркивали, что эпоха доминирования мусульман уходит в прошлое. Они, в частности, отказались платить налог за освобождение от воинской службы, что многие мусульмане восприняли как оскорбление. Поводом к началу погрома стал арест нескольких подростков-мусульман, рисовавших кресты на улицах христианских кварталов Дамаска и оскорблявших местных жителей. Позже выяснилось, что активных погромщиков было не более тысячи, однако им помогло полное попустительство османских властей и молчаливое согласие мусульманского большинства. Некоторые турецкие солдаты и имамы сами приняли участие в грабежах и убийствах. В ходе резни погибло по разным оценкам от двух до шести тысяч христиан, сотни женщин и детей были проданы в рабство бедуинам, разрушено 3 монастыря и 11 церквей, сожжено более 3 тысяч христианских домов, разграблен ряд консульств европейских держав, в том числе российское консульство.

В то же время многих христиан спасли правоверные улемы, знать и простые мусульмане. Османские власти, опасаясь продолжения христианских погромов и вторжения европейских держав, провели показательное следствие. По его итогам было арестовано более 700 зачинщиков и активных погромщиков, десятки из них казнены и сотни сосланы. По обвинению в преступном бездействии были публично расстреляны губернатор Дамаска и высшие офицеры гарнизона. Для возмещения материальных убытков христиан, мусульман обложили контрибуцией в 35 млн пиастров. Лишившимся жилья христианам разрешили занимать дома мусульман, либо свободно переехать в Бейрут или другие районы Османской империи.

 

Форумы