Выставка «Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Хамцова» открылась в Музее архитектуры

Известный архитектор-реставратор Алексей Иванович Хамцов создал уникальный по замыслу и блестящий по исполнению цикл видов монастырей и крепостей
МОСКВА. Выставка, посвященная творчеству архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова (1914-1994), открылась 2 апреля в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева (МУАР). Организаторы назвали экспозицию «Точка зрения» – каждый из знаменитых памятников древнерусской архитектуры представлен в трех вариантах: это графические листы самого Хамцова, виды на гравюрах и литографиях XVIII -XIX веков и уникальная современная фотосъемка комплекса с высоты птичьего полета.

А.И. Хамцов. Фото: МУАР

Известный архитектор-реставратор Алексей Иванович Хамцов создал уникальный по замыслу и блестящий по исполнению цикл видов монастырей и крепостей в 1950-е – 1980-е годы, среди них: Соловецкий монастырь, Псково-Печерская лавра, Саввино‑Сторожевский монастырь, Нило-Столобенская пустынь, Макарьев-Желтоводский монастырь, Свияжская и Изборская крепости, Новый Иерусалим, московские обители, а также Новгородский Детинец, Псковский Кром и другие ансамбли. Хамцов был не только одним из ведущих специалистов Центральных научно‑реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ), но и великолепным рисовальщиком, который, как отметила директор МУАР Наталья Шашкова, безупречно владел всеми графическими техниками: на выставке можно рассмотреть виды монастырей, выполненные тончайшим пером и тушью, карандашные и акварельные зарисовки, а также рисунки фломастером.

Никитский монастырь. Экспонаты выставки

«Идея выставки – сопоставить панорамные образы Хамцова, документально достоверные, с образами других веков. Посетителей ждет вдумчивый разговор об архитектурной реставрации и незабываемое визуальное путешествие по прекраснейшим местам нашей страны», – сказала Шашкова. Она подчеркнула, что экспозиция впервые так полно представляет наследие выдающегося архитектора-реставратора, демонстрируя его работы разного времени: от военных зарисовок до проектов восстановления Московского Кремля и Псковской крепости, а также до зарисовок архитектуры тех стран, в которых ему довелось побывать. Кураторы представляют также серию видеоинтервью с теми, кто работал с Хамцовым в разные годы.

Фотограф МУАР Сергей Шандин специально для этой выставки сделал фотосъемку архитектурных комплексов с дрона. Такая съемка открывает огромные возможности: «То, что авторы‑рисовальщики в предыдущие годы могли по большей части только представить, мы видим своими глазами», отметила куратор экспозиции Алла Семерзина, завотделом оцифровки фондов МУАР. По ее словам, выставку можно рассматривать «как оммаж творчеству Хамцова-графика».

Кирилло-Белозерский монастырь рисунок А.И. Хамцова, фото С. Шандина. Фото: МУАР.

А сам Шандин напомнил, что жанр «ведута» – детальное изображение архитектуры в пейзаже – известен со времени Средневековья, и к этому же жанру можно отнести работы Хамцова. Экспозиция даёт возможность увидеть знаменитые памятники не только сверху, но и «сквозь время». Важно, что на листах Хамцова мы видим монастырские и крепостные комплексы по состоянию на 60-70-е гг., когда часть памятников была разрушена, а сейчас панорамные фото дают представление о масштабах реставрации, проведенной за минувшие годы. Изображения памятников на рисунках Хамцова столь филигранны, что даже руинированные фрагменты архитектурных комплексов выглядят очень живописно, так, как будто в этих монастырях сохранялась духовная жизнь, хотя известно, что большинство церковных зданий в советские годы было приспособлено хорошо если под музеи, но чаще – под склады и другие хозяйственные нужды. «Хамцов показывает памятники одновременно и очень точно, и художественно: это рисунок, а не чертеж, в каждом изображении присутствует авторское начало», – сказал фотограф в беседе с «Благовест-инфо». Отметим, что на всех рисунках есть изящно оформленные врезки с планом монастыря или крепости и подробным описанием всех объектов с указанием времени их создания.

Вид Кремля на XVI век со стороны р. Неглинной. Рисунок А.И. Хамцова

Татьяна Дудина, завотделом архитектурно‑графических фондов XVIII‑XIX веков МУАР, куратор выставки, рассказала о работе Хамцова в Московском Кремле: ему довелось делать обмеры памятников дважды – после Великой Отечественной войны в конце 1940-х годов и в 1970-х годах. Тогда впервые в реставрационной практике был использован метод стереофотограмметрии, что позволило провести обмеры в невероятно короткие сроки. Дудина особо отметила вклад Хамцова как «человека систематического склада ума» в разработку протоколов ведения проектной, рабочей и отчетной документации реставрации, что используется специалистами и по сей день. На втором этаже «Руины» представлена выполненная Хамцовым графическая серия реконструкций стен и башен Кремля в разные исторические периоды. «Это совсем не похоже на красочные реконструкции Аполлинария Васнецова, к которым мы привыкли. Хамцов создает свой, более строгий, но не менее убедительный историко‑художественный образ Московского Кремля. Он показывает крепость с разных сторон, и некоторые реконструкции нас ставят в тупик: например, сейчас трудно представить, насколько полноводной была река Неглинка, которая должна была заполнять ров со стороны нынешней Красной площади», – сказала Дудина. Эти реконструкции выполнены фломастером: по словам куратора, когда Хамцову привезли в середине 60-х этот новый невиданный инструмент из-за границы, он «просто сошел с ума» и так увлекся новыми возможностями, что его по праву считают «первопроходцем в освоении фломастера как средства художественной выразительности».

Куратор называет Хамцова «человеком, который думал с карандашом в руках». Дудина рекомендует обратить внимание на военные рисунки архитектора, который ушел на фронт с 3 курса, начал рисовать еще в «учебке» и продолжил до окончания войны в мае 1945 г. – зарисовки Рейхстага, берлинских улиц и разрушенных зданий представлены на выставке. Вернувшись с фронта, Хамцов занимался восстановлением кремля древнего Пскова. В экспозиции представлены зарисовки того, что осталось от стен и башен кремля, а также макеты восстановленной крепости, как ее видел Хамцов – главный архитектор проекта. «В сложное послевоенное время ему оказалось под силу справиться со многими, казавшимися неразрешимыми, проблемами этого памятника, благодаря здравому и благожелательному отношению к выдающемуся сооружению русской архитектуры», – пишут кураторы о восстановлении Пскова.

Выставка «Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова» открыта в МУАР во Флигеле «Руина» с 3 апреля по 9 июня 2024г.

Форумы