Константинопольский Патриарх Варфоломей надеется на «единую дату» Пасхи Христовой у восточных и западных христиан

Он заявил об этом 31 марта, в день Пасхи по западному календарю

 

СТАМБУЛ. Константинопольский Патриарх Варфоломей I (Архондонис) выразил пожелание, чтобы христиане Востока и Запада начали праздновать Пасху в «единую дату», а не придерживались отдельных календарей, сообщило информационное агентство CNA.

«Это скандал — праздновать отдельно уникальное событие единого воскресения единого Господа», — сказал в недавней проповеди Патриарх Варфоломей I, упорно претендующий на титул «первого среди равных» в Православии.

Константинопольский Патриарх сделал это заявление во время проповеди 31 марта, в день Пасхи по западному календарю и второго воскресенья Великого поста по календарю Восточной Церкви.

«Мы передаем сердечный привет любви всем христианам всего мира, которые празднуют сегодня Святую Пасху», – сказал Варфоломей во время проповеди. – «Мы молим Господа Славы, чтобы предстоящее празднование Пасхи в следующем году было не просто случайным событием, а, скорее, началом единой даты ее празднования как восточным, так и западным христианством».

Константинопольский Патриарх отметил, что Константинопольская Православная Церковь направила поздравления христианским общинам, отмечавшим Пасху 31 марта, «чтобы выразить наши сердечные пожелания».

Он также сказал, что эти усилия «особенно значимы», поскольку приближается 1700-летие Первого Никейского собора 325 года. Это Собор состоялся в то время, когда Восточная и Западная Церкви находились в полном общении друг с другом, напомнил Варфоломей.

«Среди центральных обсуждений Никейского Собора был вопрос об установлении общих временных рамок для Пасхальных празднований», — сказал Варфоломей. — «Мы настроены оптимистично, поскольку с обеих сторон есть добрая воля и желание».

Папа Франциск также выразил намерение достичь соглашения об установлении общей даты Пасхи. В 2015 году понтифик заявил, что обе Церкви «должны прийти к соглашению».

Понтифик-иезуит также заявил, что «разобщенность — это скандал», и пошутил, что христиане могут сказать друг другу: «Когда Христос воскрес из мертвых? Мой Христос воскрес сегодня, а твой на следующей неделе».

Правда, весьма сложно понять, как Патриарх Варфоломей собирается убедить поместные Православные Церкви принять свою точку зрения, если многие из них сохраняют Юлианский стиль в полной мере, тогда как другие перешли на т.н. исправленный Юлианский календарь, фактически совпадающий с новым стилем, но сохраняющий юлианскую Пасхалию.

Кроме того, внутри мирового Православия фактически оформился раскол, связанный с проблемой признания Фанаром автокефалии украинских раскольников, в результате чего Московский Патриархат был вынужден прекратить общение с теми, кто признал неканоническую «Православную Церковь Украины».

Похоже, что Варфоломей собирается представлять мировое Православие исключив из него не только крупнейшую поместную Церковь православного мира – Русскую, но также православных сербов, грузин, поляков и Иерусалимский Патриархат, также сохраняющий верность старому стилю.

Римско-католическая Церковь приняла Григорианский календарь, введенный Папой Григорием XIII в конце 16 века. Он заменил Юлианский календарь, введенный в действие в Римской империи Юлием Цезарем в 45 г. до н.э.

В конечном итоге Григорианский календарь был принят большей частью мира в качестве стандартного календаря, поскольку его учет високосных лет более адекватно учитывал вращение Земли вокруг Солнца, чем Юлианский календарь, гарантируя, что даты более точно отражают времена года.

Однако в Восточной Церкви литургический календарь оставался основанным на Юлианском календаре еще несколько столетий. В 20 веке часть поместных Православных Церквей приняли пересмотренную версию Юлианского календаря.

Некоторые Православные Церкви до сих пор придерживаются старого Юлианского календаря. Приверженность старому Юлианскому календарю приводит к тому, что крупные церковные праздники, такие как Рождество и прочие, приходятся на дни, отличные от дней приверженцев григорианского календаря. И даже в исправленной версии Юлианского календаря Пасха часто отличается от Пасхи Григорианского календаря.

Любой пересмотр календаря Патриархом Варфоломеем, скорее всего, будет отклонен не только Московским Патриархатом, но и большинством поместных Православных Церквей.

Ссылки по теме
Форумы