• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Католики Норвегии готовятся к торжественной встрече тысячелетия кончины святого Олафа в 2030 году

Этого великого короля (995-1030) почитают как мученика за веру

ТРОНХЕЙМ. Католики Норвегии готовятся к торжественной встрече тысячелетия кончины святого Олафа в 2030 году – этот великий король (995-1030) почитается как объединитель страны и мученик за веру, пишет catholicnewsagency.

В рамках подготовки к этому важному национальному юбилею, Католическая церковь Норвегии проведет множество поминальных служб по всей стране. Особая служба состоится в городе Стиклестад прелатуры Тронхеймской, где святой Олаф принял мученическую смерть. Король Норвегии Олаф II Харальдссон празднуемый в церкви 29 июля, почитается как великий монарх-объединитель Норвегии, внесший большой вклад в распространение католической веры на северные земли.

На официальном веб-сайте католической церкви Норвегии указывается, что «Олаф был сыном короля Харальда Гренске, властителя в Вестфолде, жестокого и неверного человека, никогда не видевшего сына, а также потомком Харальда Прекрасноволосого (850-933), первого норвежского короля». Решив пойти по отцовским стопам, Олаф в юном возрасте отправился в набеги с викингами на восточные балтийские земли, затем на юго-восток в Англию и далее на юг, к испанскому побережью. Однажды, когда он готовился отплыть в Средиземное море, ему «во сне явился посланник небес, который повелел ему отказаться от плавания и вернуться в Норвегию, где ему суждено стать великим королем».

Обратившись вспять, он в 1013 году прибыл в столицу Нормандии Руан, где провел зиму в гостях у герцога Ричарда II. Там он открыл для себя величие христианской веры и принял крещение. Взяв себе в образец франкского короля Карла Великого, он отправился в Норвегию. На родине он нашел великую раздробленность и безверие – множество малых феодальных уделов датчан, шведов, графов Лейдских и прочих мелких властителей. Олаф пошел на них войной, подчиняя удел за уделом, и в конечном итоге объединил страну, утвердил свою власть, и был признан королем.

Взойдя на трон, Олаф приложил все силы для христианизации страны, указывает в его житии Норвежская церковь. Он не только развернул строительство храмов, но и установил «христианские законы, руководствуясь библейскими заповедями». Так, его законы повелевали ежегодно выкупать рабов из неволи, запрещали многоженство и прием мяса в пищу по пятницам, вводили наказания за изнасилования и похищения женщин. «Король Олаф Харальдссон ревностно утверждал и соблюдал христианский закон, насаждал справедливость и мир, – гласит его житие на сайте церкви. – Это не нравилось некоторым удельным властителям в стране, он нажил множество врагов своей непримиримостью, что в конечном итоге привело его к гибели. Ему пришлось выйти на битву против местных землевладельцев, в которой он получил смертельную рану. Раненый король сел, прислонился к камню, сложил меч и вознес молитву к Господу. Вскоре после смерти короля многие враги его обратились на путь истины, ибо той зимой в Тронхеймене многие уверовали, что король Олаф был святым человеком. Благодаря его святости и небесному заступничеству случилось много чудес, и многие стали молиться королю Олафу. Год спустя Олаф был провозглашен святым великомучеником. Когда его тело открыли для нового почетного погребения, нашли его нетленным, с ароматом роз».

В Стиклестаде на холме, где пал в битве святой Олаф, возведена часовня, к которой не иссякает поток паломников. Нынешний епископ Тронхеймский Эрик Варден (Erik Varden) поведал в интервью CNA о наследии святого короля. «Своей работой законодателя он показывает нам, что христианской общине надлежит руководствоваться в своей жизни универсальными принципами справедливости, – говорит епископ. – Своим великим мужеством в борьбе с нехристями он показывает нам, что есть великие духовные ценности, за которые стоит отдать жизнь. Для католиков Норвегии святой Олаф являет пример целеустремленной и самоотверженной христианской жизни. Он показывает нам, что благодать действует медленно, но верно, и призывает нас сделать решительный выбор; а жизнь, прожитая в служении Евангелию, приносит свободу и величие души, хотя и не обязательно успех земной. В конце концов, он возвысился своей мученической смертью, а к его гробу не иссякают толпы верующих, жаждущих помолиться у мощей святого Олафа. Многие из них находили утешение и исцеление, и подобные чудеса нередко случаются в наши дни. Среди нас есть те, кто исцелился от тяжкой болезни после молитвы пред мощами святого Олафа».

Епископ Варден далее пояснил CNA, что подготовка к юбилею начинается загодя, «ибо великие деяния требуют времени». «Мы хотим использовать это благодатное время, чтобы лучше проникнуться пониманием его великого наследия для нашей Церкви и принять на себя его духовную ношу, дабы ставить народ на путь обращения и делать нашу жизнь истинно католической и христианской». На вопрос о возможной численности паломников, которые могут притечь на юбилей 2030 года в Норвегию, где католики ныне составляют не более 3% населения, епископ неопределенно ответил, что «уже в средние века люди стекались к могиле святого Олафа со всей Европы, и мы видим возрождение древней традиции паломничества в наши дни».

В ходе подготовки к юбилею, прелатура Тронхеймская теперь ежегодно будет проводить собрание «Миссия 2030» (Mission2030). Первое такое собрание состоится 13 апреля этого года в соборе Святого Олафа в Тронхейме. Пройдет и первая конференция, организованная новостной службой EWTN Norway (партнером CNA), участники которой обсудят «значение миссии в 2024 году от Рождества Христова». Такие конференции – с панельными обсуждениями, мессой, Часовой литургией и выставками – будут проходить каждую весну вплоть до юбилея в 2030 году. Для конференций намечены следующие темы: «Святой Иоанн Павел II и призыв к новой евангелизации», «Христианская вера и благотворительность», «Духовная литература и благовествование», «Проповедь через красоту», «Следование призванию» и «Жизнь и вера в согласии со Святыми Писаниями». Поскольку святой Олаф скончался в среду, то после праздника Святого Олафа 29-31 июля этого года прелатура будет проводить регулярные службы по средам в часовне Стиклестада. Официальный логотип юбилея в национальных цветах – красном, белом и синем – изображает топор, от которого пал святой Олаф, королевскую державу, корону и каплю воды в честь тысячелетия крещения Норвегии.

Исторические хроники дополняют, что Олаф II Святой (Олаф Харальдссон, Олаф Толстый), король норвежский с 1015 по 1028 год, является одним из самых почитаемых в Скандинавии и в Православной церкви общехристианских святых. Он родился в 995 году от Харальда Гренландца, с 1009 года сражался в Англии за датчан, в 1013 году в Нормандии крестился в христианство и перешел на службу к английскому королю в изгнании Этельреду, которому помог воцариться в Англии. В 1015 году вернулся в Норвегию с епископом Зигфридом, где его вскоре провозгласили королем.

Святой Олаф решительно боролся с язычеством, упрочнял королевскую власть за счет урезания феодальных «свобод», суровых реформ в системе «кормлений» и сбора податей. Эти реформы привели к восстанию недовольной старой знати и поддержавших ее бондов (свободных земледельцев). Противники Олафа внутри страны встали на сторону короля Англии и Дании Кнута Великого. В 1027 году в союзе со Швецией Олаф напал на Данию, но потерпел поражение, и в 1028 году бежал в Швецию, а оттуда на Русь, в Новгород к Ингигерде, жене Ярослава. Бежал он туда вместе с малолетним сыном Магнусом, оставив в Швеции жену Астрид (сестру Ингигерды). В 1030 году по зову своих сторонников вернулся в Норвегию, и попытался со шведской помощью отвоевать престол у Кнута Великого, но 29 июля (31-го по другим данным) пал в битве с войском родовой знати и бондов.

Прославление Олафа в лике святых состоялось в Норвегии 3 августа 1031 года (память 29 июля). В этот день епископ Гримкель с согласия конунга Свейна и «по решению всего народа» «объявил Олафа конунга святым» и перенес его останки в церковь Святого Клемента, основанную самим Олафом в Тронхейме. В 1164 году папа Александр III причислил его к лику святых, и вскоре он стал почитаться в народе как покровитель Норвегии. В стране и христианском мире славится Тропа святого Олафа – паломнический маршрут от шведского города Селонгер к Нидаросскому собору в Тронхейме. В 2010 году эта Тропа получила статус «культурного маршрута совета Европы». Святой Олаф является последним по времени западным святым (до Великой схизмы 1054 года), почитаемым также на христианском Востоке как Святой Благоверный Олаф II Харальдссон, король Норвегии, креститель и просветитель норвежцев.

 

Форумы