• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Китайские ученые расшифровали загадочные тексты на бамбуковых пластинах возрастом 2200-2500 лет

В них упоминаются философские и духовные тезисы, протоколы и обряды у вельмож, стили ритуальной музыки и прочее

ПЕКИН. Ученые Китайского университета Цинхуа расшифровали загадочные тексты на бамбуковых пластинах возрастом 2200-2500 лет, и нашли в них философские и духовные поучения, протоколы трапез у вельмож, стили ритуальной музыки, основы нотной записи и прочее, пишет ancient-origins.

Успешную расшифровку уже объявили «новаторским открытием». Собрание из примерно 2500 длинных бамбуковых пластин в пяти связках было найдено исследователями Университета Цинхуа еще в 2008 году. Теперь другая группа ученых того же университета опубликовала результаты расшифровки записанных на иероглифов. Тексты излагают протоколы, обряды и правила поведения во время торжественных трапез у вельмож, философские и духовные поучения, основы системы ритуальной музыки, звучавшей более 2 тысяч лет назад, и прочие поучения.

На пресс-конференции 21 января, ученые назвали содержание бамбуковых пластин «утраченной классикой, ранее не известной в дошедшей до нас литературе». В отчете издания ECNS приводится вывод Хуан Де Куаня (Huang Dekuan), директора Центра исследований и сохранения древних текстов (Research and Conservation Center for Excavated Texts) при Университете Цинхуа. Он сообщил, что тексты были записаны на бамбуке в период Сражающихся царств (475-221 гг. до н.э.) и династии Цинь – то есть после объединения Китая императором Цинь Шихуанди (221-206 гг. до н.э.).

Официальные названия текстов: «Обряды трапез у вельмож», «Протоколы трапез у вельмож», «Схема пяти тонов», «Музыкальный стиль», «Бойся небес» и «Используй тело». По словам Де Куаня, два текста о трапезах объединены в один том (связку) из 51 и 14 пластин соответственно. В этих текстах подробно описываются церемонии, обряды и протоколы трапез у высокопоставленных чиновников – с детальнейшими правилами поведения и обслуживания хозяев, гостей и самого высшего должностного лица. В другой связке двух текстов содержится описание древней ритуальной системы нотной записи с помощью традиционных китайских музыкальных нот. И, наконец, пятый текст исследует философские и духовные вопросы, в частности духовные взаимоотношения человека с небесами. Это глубоко эзотерическое произведение рассматривает природу человеческого существа и позволяет исследователям углубить наше понимание культурных и интеллектуальных основ философии и духовности древнего Китая.

Исследователи заявили, что тексты бамбуковых пластин «оказывают особенно большую помощь в изучении обрядов, музыки и философии периода раздробленности до династии Цинь». На пресс-конференции Хуан Декуань сказал, что тексты на пластинах можно считать древним аналогом знаменитой «Книги этикета и церемониала» (The Book of Etiquette and Ceremonial). Эта классическая книга написана в период Западного Чжоу (1046- 771 годы до н.э.), а ее авторство приписывается Конфуцию. Она служит руководством по правильному поведению в различных церемониях, и подчеркивает великое значение этикета в развитии моральных качеств личности и социальной гармонии в целом.

Еще две подборки текстов о музыке описывают систему ранней теории музыки в Китае, и во многом восполняют пробелы в нашем понимании истории развития музыки до династии Цинь. Эти тексты описывают музыку в наглядных геометрических образах – например, в «диаграмме пяти тонов» точки пентаграммы означают пять традиционных китайских музыкальных нот: гун, шан, цзюе, чжи и юй. Текст под названием «Музыкальный стиль» в двух частях излагает основы и названия музыкальных тонов в первой части, а вторая часть пока не переведена окончательно, и потому не приводится в отчете.

Тексты «Бойся небес» и «Используй тело» представляет собой подборку духовных и философских тезисов на 17 бамбуковых пластинах. Они рассматривают взаимоотношения человека с небесами как основу развития человеческой личности. Исследователи делают предварительный вывод, что эти новые документы обладают великой ценностью для изучения и понимания основ духовности и философии в период до династии Цинь, поскольку «демонстрируют проактивный (инициативный, ищущий) дух народа в период Сражающихся царств».

Те, кто читал роман Германа Гессе «Игра в бисер» наверняка найдут в текстах бамбуковых пластин много общего с центральной идеей книги. Напомним, что книга Гессе повествует о таинственном интеллектуальном занятии в обществе будущего, где ученые играют в сложную игру с элементами музыки, философии и геометрии. Соединяя элементы различных древних культур и дисциплин в виде стеклянных бусин, игроки плетут гармоничные картины человеческого знания и мировосприятия. При этом они исследуют возможности синтеза различных областей знаний (бусин) и их сочетаемость, обнаруживая взаимосвязи новых и старых интеллектуальных дисциплин и многое другое. Этот роман удивительным образом перекликается с текстами бамбуковых пластин. Они повествуют об основах древнекитайской философии и музыки и складывают их в некий синтез универсальных тем знания, мудрости, философии и духовности – показывая взаимосвязь всего этого в человеческой личности. В нас все эти элементы строятся, связываются и укладываются многие века из поколения в поколение – во многом так же, как в стопках древних бамбуковых пластин.

 

Форумы