Исследование останков со старинного кладбища в Кембридже рассказало о средневековой системе благотворительности

Были проанализированы останки более 400 человек

 

КЕМБРИДЖ. Археологи из нескольких университетов Англии объединились, чтобы проанализировать останки более 400 человек, похороненных на средневековом кладбище, принадлежавшем больнице Святого Иоанна Богослова в Кембридже.

Всестороннее исследование костей предоставило подробную информацию о пользователях того, что, по сути, было средневековой системой социальных пособий, действовавшей на протяжении сотен лет, сообщает издание Аncient-origins.

Больница Святого Иоанна Богослова, построенная и открытая при церкви в 1195 году, была призвана обеспечивать жильем и медицинскими услугами «бедных и немощных». Умершие, похороненные на кладбище, принадлежали к разным слоям общества, их объединила только их вечная связь с руинами 800-летнего благотворительного учреждения.

Сама больница (или приют) была относительно небольшой по размеру, в ней одновременно размещалось всего около дюжины пациентов (плюс несколько священнослужителей и мирян). Учреждение долгое время оставалось открытым, пока его наконец не заменили лечебно-жилые помещения, построенные при колледже Святого Иоанна в 1511 году.

Всего при церкви Святого Иоанна Богослова жило, умерло и было похоронено более 400 человек, и коллективные останки всех этих людей рассказывают увлекательную историю о том, какой на самом деле была жизнь обездоленных, пользовавшихся услугами этой средневековой социально-благотворительной системы, существовавший в эпоху позднего средневековья.

До сих пор жизнь людей, похороненных на этом средневековом кладбище, остается окутанной тайной.

«Средневековые больницы были основаны для оказания благотворительной помощи, но бедность и немощь были широкими и социально детерминированными категориями, и мало что известно о жителях этих учреждений и путях, которые привели их туда», — пишут британские археологи в новой статье, опубликованной в журнале Antiquity, в которой обсуждались данные исследования останков бенефициаров средневековой системы льгот.

Стремясь восполнить недостаток детальных знаний, археологи использовали многоуровневую стратегию, чтобы узнать как можно больше о скелетированных останках, которые были впервые раскопаны в 2010 году. Сочетая физическое исследование костей с более экзотическими изотопными и генетические исследования, им удалось построить удивительно полную реконструкцию физического и социального состояния людей, похороненных на больничном кладбище.

Их результаты «подчеркивают ценность коллективной остеобиографии (термин, описывающий историческое исследование человеческих костей) при реконструкции социальных ландшафтов прошлого», — заявили авторы исследования.

Археологи в преддверии исследования уже знали, что спрос на койки в больнице Святого Иоанна Богослова и услуги, предоставляемые этой средневековой системой льгот, были высокими.

«Как и все средневековые города, Кембридж был морем нужды», — объяснил археолог и автор исследования Джон Робб из Кембриджского университета. — «Некоторые из более удачливых бедняков получали койку и питание в больнице на всю жизнь. Критериями отбора было сочетание материальных потребностей, местной политики и духовных заслуг».

В результате авторы исследования узнали гораздо больше о том, какие больные и обездоленные люди могли попасть в больницу. Работа содержит подробную информацию о том, каким людям было бы разрешено жить там неопределенно долго или до тех пор, пока их положение не улучшится (в средневековой Англии уровень бедности, а также уровень хронических заболеваний и немощи были высокими).

Еще до начала исследования археологи имели некоторое представление о категориях людей, не имеющих права на доступ к льготам средневековой системы льгот.

«Мы знаем, что прокаженные, беременные женщины и душевнобольные были запрещены, а благочестие было обязательным», — сказал Робб.

Для тех, кого впустили, существовало взаимное обязательство. Заключенные должны были молиться за души тех, кто финансировал больницу, чтобы ускорить попадание последних на небеса после смерти. «Средневековая больница была молитвенной фабрикой», – пошутил Робб.

По сравнению с телами средневековых жителей Кембриджа, похороненных в других местах, обитатели, погребенные на кладбище Святого Иоанна Богослова, были в среднем на дюйм ниже ростом. В их костях наблюдались признаки недоедания и болезней, перенесенных в детстве, что могло объяснить задержку роста.

Но скелеты также демонстрировали меньшую частоту телесных повреждений по сравнению со скелетами бедняков, найденными на других средневековых кладбищах. Это говорит о том, что они были защищены от физического нападения и вреда, пока находились под присмотром персонала больницы. Между тем, у половины мужчин, найденных на средневековом кладбище нищих, были сломаны кости

Некоторые из тел, захороненных на кладбище Иоанна Богослова, были детскими. Эти дети были необычайно маленькими, отставая в росте в среднем примерно на пять лет от своего возраста. «Больничные дети, вероятно, были сиротами», — предположил Робб.

Помимо бедных жителей, археологам также удалось идентифицировать несколько скелетов, которые, по их мнению, принадлежали ученым из Кембриджского университета. Судя по хорошему состоянию их костей, было ясно, что эти люди потребляли питательную пищу и мало занимались физическим трудом (хотя им все равно разрешалось жить на территории больницы).

Исследователи обнаружили, что восемь пациентов больницы, очевидно, были в хорошей физической форме, когда были моложе, но их здоровье ухудшилось, поскольку качество их диеты резко упало в пожилом возрасте. Исследователи предполагают, что это могут быть примеры «бедняков со стыдливыми лицами» — средневековый термин, обозначающий тех, кто когда-то был процветающим, но позже впал в нищету, возможно, потому, что они больше не могли работать и не имели семей, которые могли заботиться о них.

«Богословские доктрины поощряли помощь «беднякам со стыдливыми лицами», которые угрожали моральному порядку, показывая, что можно жить добродетельно и процветать, но при этом стать жертвой превратностей судьбы», — объяснил Робб.

В целом результаты этого анализа показывают, что средневековые больницы брали на себя ответственность за уход за людьми разного происхождения, в первую очередь за теми, кто разными способами достиг отчаянных этапов своей жизни.

«Они решили помочь широкому кругу людей. Это не только выполнило их уставную миссию, но и дало повод обратиться к широкому кругу жертвователей и к их эмоциям: жалости, вызываемой бедными и больными сиротами, духовной пользе благотворителям от поддержки благочестивых ученых, заверению в том, что существует восстановительная помощь, когда процветающих, порядочных людских особей, подобных донору, постигало несчастье», — констатируют авторы в своей статье в «Античности».

Британские археологи приурочили к публикации этого нового исследования запуск веб-сайта, на котором будут представлены расширенные остеобиографии, раскрывающие подробности жизни 16 средневековых жителей Кембриджа. Сюда входят несколько человек, похороненных на кладбище больницы Св. Иоанна Богослова, и другие, похороненные в разных местах.

Форумы