Выставка «Пьер Франческо Фоски (1502-1567) флорентийский художник» открылась в Галерее Академии во Флоренции

Это первая в Европе выставка мастера XVI века

 

ФЛОРЕНЦИЯ. Галерея Академии во Флоренции открыла для публики во вторник, 28 ноября 2023 года, первую в Европе монографическую выставку, посвященную Пьеру Франческо Фоски (1502-1567 гг.), флорентийскому художнику, ученику Андреа дель Сарто, который также сотрудничал с Понтормо, чей долгий и его успешная карьера развернулась в центральные десятилетия шестнадцатого века. Об этом сообщает официальный сайт Галереи Академии Флоренции.

Кураторами выставки являются Сесилия Хольберг, директор Галереи Академии во Флоренции; Эльвира Альтьеро, историк искусства, ответственная за историко-художественный отдел Галереи Академии во Флоренции; Нельда Дамиано, курировавшая выставку «Богатство и красота», посвященную художнику, в Музее искусств Джорджии, Университет Джорджии (Афины, США); а также Симоне Джордани, профессор истории искусств, исследователь флорентийской живописи эпохи Возрождения и Маньеризма и специалист по художнику Пьер Франческо Фоски.

«Цель такой обширной и точной выставки, — говорит Сесилия Хольберг, директор галереи, — впервые в Европе предоставить инструменты для понимания художественной личности такого мастера, как Фоски, и его роли в контексте флорентийской живописи шестнадцатого века. Благодаря нашей выставке, помимо показа забытых произведений, были активизированы важные мероприятия по реставрации картин, расположенных в различных местах этого региона, например, одного из алтарных образов в церкви Санто-Спирито во Флоренции».

Пьер Франческо Фоски родился во Флоренции в семье художников. Его отец, от которого он, предположительно, научился первым азам искусства, был членом мастерской Сандро Боттичелли. Как рассказывает Вазари, он обучался у Андреа дель Сарто и его первые работы, по сути, стилистически находятся под влиянием классицизма его учителя: их отличают изящество рисунка, изысканное использование света и теней, смелость цвета».

Его независимая карьера началась еще в 1520-х годах. Фоски получил множество заказов от известных семей Флоренции, таких как Медичи, Пуччи и Торриджани. Между 1536 и 1537 годами он вместе с Бронзино и Яконе участвовал в работе, которую возглавил Понтормо, по украшению лоджии виллы Кареджи по заказу герцога Алессандро Медичи, а также по украшению виллы Кастелло по заказу герцога Козимо I. Фоски также участвовал в 1539 году в создании эфемерного аппарата, предназначенного для свадьбы молодого герцога Козимо I Медичи с Элеонорой Толедской. Его карьера достигла своего пика в 1540-х годах, когда он выиграл заказ на три алтаря для флорентийской церкви Санто-Спирито, — это его единственные работы, упомянутые Вазари.

Вместе с Вазари, Бронзино, Микеле ди Ридольфо, Франческо да Сангалло и Джованни Анджело Монторсоли Фоски был среди мастеров, ответственных за реформирование древней Компании Сан-Лука в Академии дель Дизеньо между 1562 и 1563 годами. В конце жизни, все еще очень активной, он участвовал в основных коллективных начинаниях, продвигаемых недавно созданной Академией: эфемерных приготовлениях к торжественным похоронам Микеланджело и к свадьбе Франциска I с Иоанной Австрийской. Художник умер в 1567 году и был похоронен в Санто-Спирито в присутствии академиков.

Несмотря на достигнутый им в жизни успех, после смерти Пьер Франческо Фоски впал в полную безвестность. Только в двадцатом веке, с новым открытием маньеризма и его сторонников, его имя чаще всплывает в исследованиях, сначала в ряде статей, а затем, в середине века, в кратком исследовании Роберто Лонги (1952 г.). На сегодняшний день наиболее важными критическими работами о Фоски остаются монографические статьи Антонио Пинелли (1967 г.), необходимые для понимания художественного развития Фоски, и статья Луи А. Уолдмана (2001 г.), который добавил ценную информацию и хронологические ориентиры для восстановления обстоятельств его карьеры.

Выставка объединяет около сорока работ Фоски, включая картины и рисунки, в том числе алтарный образ «Святое семейство с младенцем Святым Иоанном» (1526–1530 гг.). Работа находится в коллекции Галереи Академии во Флоренции. Это важная картина для понимания его ранних произведений и того, как он сделал стиль Андреа дель Сарто своим собственным.

Экспозиция разделена на пять разделов, в которых т рассмотрены основные аспекты его плодотворной деятельности, начиная с обучения у Андреа дель Сарто и заканчивая заказами больших алтарных образов и многочисленных портретов – жанра, в котором он добился значительных успехов.

Выставка помимо подлинных работ мастера также проводит сравнения между некоторыми оригиналами Андреа дель Сарто и копиями, сделанными Фоски, что помогает лучше понять, как произошло его отклонение от манеры учителя.

На выставке также представлена ​​подборка картин, предназначенных для частного поклонения, на темы Девы Марии, а также редкие произведения, связанные с темами Ветхого Завета, которые подчеркивают влияние, оказанное на его стиль Понтормо.

В разделе, посвященном алтарям, некоторые из избранных работ также позволяют воссоединить расчлененные комплексы и подготовительные исследования, как в случае с Алтарем Мадонны дель Фортепиано, созданным в 1539 году для монастыря Сан-Бенедетто-а-Сеттимо (Кашина, Пиза).

Последний раздел выставки объединяет большое количество портретов — жанра, в котором Фоски добился значительных успехов. Художник обращается к разным типологиям: от поясных изображений с интимным и проникновенным тоном до изображений большого и торжественного формата, богатых символическими элементами или намекающих на социальный статус изображенных персонажей и их интересы.

Представленные работы происходят из государственных и частных музеев, церковных организаций, художественных галерей и собраний частных коллекционеров, в том числе – самых известных в Италии и в мире: Галереи Боргезе, Палаццо Спинола, Академии Каррара ди Бергамо, Национального музея Тиссена-Борнемиса, Мадридского Прадо, Библиотеки и музея Моргана в Нью-Йорке, Рейксмузеума в Амстердаме, Кливлендского художественного музея.

Благодаря поддержке Галереи Академии Флоренции по согласованию с Министерством культуры Италии будут проведены важные реставрационные работы для некоторых картин. Например, в базилике Санто-Спирито во Флоренции и в Propositura dei SS. Antonio e Jacopo в Фивиццано.

Выставка «Пьер Франческо Фоски (1502–1567), флорентийский художник» (Pier Francesco Foschi (1502-1567) pittore fiorentino) будет открыта до 10 марта 2024 года. Она будет сопровождаться широко иллюстрированным научным каталогом, опубликованным редакцией Сильвана, который будет включать критические заметки к каждой выставленной картине.

Форумы