В Риме открылась крупная выставка, посвященная Рубенсу

Выставка «Прикосновение Пигмалиона» в Галерее Боргезе представляет новый взгляд на формирование стилистики барокко

 

РИМ. Складки тела, пульсирующие вены, морщины кожи, живые мышцы и, прежде всего, живой и выразительный взгляд: новая эстетика европейского искусства и живописи начала зарождаться в Риме в начале XVII века благодаря революционному творчеству Питера Пауля Рубенса.

Из его римского путешествия и его исследований древней скульптуры зародился новый образный язык, который оживлял Европу на протяжении почти ста пятидесяти лет, заражая стилистикой, симметрично смотрящей на прошлое и будущее, многих итальянских художников, начиная с Джан Лоренцо Бернини, а затем мастеров и в других регионах Европы.

История зарождения этого революционного стиля разворачивается в Галерее Боргезе в Риме, где с 14 ноября по 18 февраля 2024 года проходит выставка «Прикосновение Пигмалиона», сообщает итальянское информационное агентство Аnsa.

Выставка рассматривает такие темы, как: «Рубенс и скульптура в Риме» и «Рубенс и рождение европейской живописи». Это большой проект, созданный в сотрудничестве с Фондом Палаццо Те и Палаццо Дукале в Мантуе, который рассказывает об отношениях между итальянской культурой и Европой глазами великого мастера живописи в стиле барокко и который также является частью более обширного исследования галереи, посвященного эпохе, когда Рим в начале семнадцатого века был космополитическим городом.

На выставке представлено почти 50 работ из самых важных музеев мира: от Британского музея до Лувра, от Национальной галереи в Лондоне до Вашингтонской галереи, Музея Метрополитен, Прадо или Рейксмузема в Амстердаме – и это лишь некоторые немногие из них.

Экспозиция сформирована с акцентом на новую концепцию античности, из которой вытекает революционная новизна подхода Рубенса к римской скульптуре и в то же время способность перечитывать примеры эпохи Возрождения и сравнивать себя с современниками.

Новая художественная концепция ведет диалог не только с Бернини, но и с некоторыми великими мастерами итальянской живописи: Караваджо, Леонардо и Тицианом.

«Глазами молодого иностранного художника мы пытаемся реконструировать роль коллекции Боргезе как двигателя нового языка европейского натурализма, объединяющего исследования художников и скульпторов первых десятилетий века», — говорит Франческа Каппеллетти. директор Галереи Боргезе и куратор выставки.

«Но прежде всего сравнение графики Рубенса с мраморами Бернини поражает тем, что классическая скульптура переносится в пульсирующую жизнь. В этом споре двух искусств Рубенс, должно быть, предстал перед Бернини защитником крайнего изобразительного языка, с которым приходится иметь дело», — утверждает Лючия Симонато, другой куратор выставки, которая также экспонирует те бюсты Бернини, для которых она придумала выражение «говорящее сходство».

Когда Рубенс был в Риме, который он покинул (больше в него так и не вернувшись) в 1608 году после завершения алтаря Новой церкви, он изучал так называемого «Умирающего Сенеку», который в то время находился в коллекции Боргезе, прежде чем Наполеон увез его во Францию.

«Эти исследования являются ярким примером его пути к освобождению от классической модели: он превращает древнюю статую в живое тело, которое затем станет основой его живописных моделей. Этот процесс преобразования классической статуи в Природу окажет решающее влияние на скульпторов и художников последующих поколений. Это революция, потому что никто до этого никогда не делал ничего подобного. И это развитие станет основой эстетики семнадцатого века, такой театральной и динамичной», — объясняет Адриано Аймонино, историк искусства, который также внес вклад формирование экспозиции выставки.

На выставке также представлена интерпретация знаменитого Бельведерского торса, нарисованная красным карандашом, — это рисунок из собрания Метрополитен-музея в Нью-Йорке, возникший в результате изучения работ Микеланджело.

Исследователи также отмечают важность исследования Рубенсом анатомии, вытекающего из «открытия» им рисунков Леонардо, а также интерес к современному ему Караваджо, продемонстрированный на выставке, среди прочего, рисунком Рубенса по картине «Положение во гроб», предоставленным Рейксмузеем.

Форумы