В продажу поступил 70-й алфавитный том «Православной энциклопедии»

Том «Православной энциклопедии» продолжает публикацию статей на букву «У» и начинает публикации на букву «Ф»

МОСКВА. Новый том продолжает публикацию статей на букву «У». Его открывает статья об Угрешском Николаевском мужском монастыре, основание которого традиционно связывают с Куликовской битвой. Благоверному князю Дмитрию Донскому явилась икона святителя Николая Чудотворца, а на обратном пути князь приказал воздвигнуть в этом месте монастырь. Завершает 70-й том статья о Феодоре, святителе Суздальском, 1-м епископе Ростовском.

В 70-й том вошел ряд биографических статей. Следует особо отметить (в алфавитном порядке) материалы об Узуарде, монахе бенедиктинского аббатства Сен-Жермен-де-Пре, церковном писателе и агиографе; Джоне Уиклефе, выдающемся английском богослове и философе, активно повлиявшем на идеологию богемского гусизма и на Реформацию в целом; Уильяме Уилберфорсе, англиканском святом, выдающемся борце с рабством. Уилберфорс поддерживал тюремную реформу и законопроекты об ограничении применения смертной казни и суровых наказаний, а также стал одним из основателей Общества по предотвращению жестокого обращения с животными; Ултане, одном из первых ирландских агиографов; священномученике, апостоле от 70 Урване; не­мецком реформатском теологе, одном из родоначальников проте­стантской схоластики Урсине; основателе методизма Джоне Уэсли.

Статьи о восьми папах Римских с именем Урбан важны для понимания истории христианства в Западной Европе. В частности хотелось бы отметить статьи про Урбана II с деятельностью которого связано начало истории крестовых походов и Урбана III, который по легенде скончался, узнав о потере христианами Иерусалима в 1187 г. Годы понтификата последнего на текущий момент папы с этим именем (Урбан VIII) приходятся на 17 в. В том вошли также материалы о папе Римском Фабиане, пяти Римских папах с именем Феликс и антипапе Урсине (4 в.) Тему римского католичества продолжает обширный материал об урсулинках.

Важными представляются материалы об Успенском соборе во Владимире, главном храме Владимиро-Суздальского княжества, а также Успенском соборе Московского Кремля, главном кафедральном храме предстоятелей Русской Православной Церкви в XIV–XVII вв.; Успенской церкви в Волотове, памятнике архитектуры и искусства, известном благодаря ансамблю фресковых росписей.

Том содержит подробную статью о республике Узбекистан, население которого составляет 35, 3 млн. человек. Читатель сможет узнать подробную информацию об истории, этническом составе и религиозной составляющей менталитета жителей Узбекистана. Другой страной, о которой содержится обширный материал в томе энциклопедии, является Уругвай.

Одной из основных статей 70-го тома является материал об Украине. В ней подробно рассматривается вопрос о религиозных организациях и деноминациях на территории страны, в первую очередь православных. Исследуется история Украины в 20 в., в т.ч. в советский и постсоветский периоды. Далее следуют статьи об Украинской автокефальной православной церкви, неканонической церковной структуре, популярной за рубежом страны; Украинской греко-католической церкви, преемнице Рутенской униатской церкви, совершавшей богослужения по византийскому обряду. Дается обзор деятельности монашеских общин греко-униатов, в частности василиан и студитов.

Тема униатства представлена также подробной статьей об «Униатов воссоединении» с РПЦ в XVIII–XX вв. В статье подробно описываются общественно-церковные движения, действия государственных властей, связанные с переходом в Православие католиков восточного обряда. В статье «Уния Церковная» даются общие определения этому явлению, представляющему соглашение между двумя христианскими Церквями, согласно которому одна из них присоединяется к другой, сохраняя богослужебные и дисциплинарные особенности. Историкам Церкви важно будет ознакомиться с материалом об Ужгородской унии, решении епархиального совещания православного духовенства Мукачевской епархии в 1646 г. о соединении с Римско-католической Церковью.

Украинскую тему продолжает также статья об Украинском экзархатевключавшем в 1921–1990 гг. епархии РПЦ в пределах Украинской ССР. Его история начинается с июля 1918 г., когда в Киеве прошел Всеукраинский православный церковный Собор, принявший проект Положения о церковном управлении на Украине.

Особое значение имеет статья про Украинскую Православную церковь (УПЦ) Московской Патриархии, учрежденную 31 янв. 1990 г. вместо существовавшего в 1921–1990 гг. Украинского Экзархата РПЦ. На декабрь 2022 г. в УПЦ имелись 53 епархии, 12 148 приходов, к Церкви относились 262 монастыря.

Следует отметить статью об Удмуртии, субъекте Российской Федерации, входящем в Приволжский федеральный округ. Интересно, что происхождение этнонима «удмурт» до сих пор представляется загадочным. В формировании этого этноса активно участвовали иранские, угорские, тюркские и славянские племена. В древности удмурты занимались рубкой леса, заготовкой древесины, смолокурением, углежжением, деревообработкой. В настоящий момент удмурты являются вторым по численности после мордвы финно-угорским народом в России. В отдельной статье рассказывается о недавно образованной Удмуртской митрополии РПЦ, состоящей из трех епархий.

Том содержит статью об Ульяновской области, субъекте Российской Федерации в составе Приволжского федерального округа. Подробно рассказывается о ее истории, религиозном разнообразии, церковной архитектуре и художественном наследии.

В 70-й том вошли материалы об Улан-Удинской и Бурятской епархии РПЦ, учрежденной в 2009 г. путем выделения из состава Читинской и Забайкальской епархии; Уманской и Звенигородской епархии УПЦ; Уманском викариатстве Киевской епархии, существовавшем с 1874 г.; Унгенской и Ниспоренской епархии Православной Церкви в Молдове; Уразовском викариатстве Воронежской епархии; Уральской и Ахтырской епархии РПЦ; Уральском викариатстве Самарской епархии; Уржумской и Омутнинской епархии РПЦ; Урюпинской и Новоаннинской епархии РПЦ, Усманском викариатстве Липецкой и Задонской епархии; Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии РПЦ; Уфимской епархии РПЦ; Унгро-Влахийской митрополии, православной Церкви, существовавшей на территории Валашского княжества (май 1359 — дек. 1864). Последняя статья станет бесценным подспорьем для всех занимающихся румынской историей.

К этой группе статей примыкают материалы об «Управлении делами Московской Патриархии», структурном подразделении Московской Патриархии (МП), действующем на правах синодального учреждения.

Ряд материалов посвящены всеобщей и отечественной истории, а также религии. Они безусловно привлекут внимание широкой аудитории, к ним относится статья об унитариях, членах религиозного течения, возникшего в XVII в. и окончательно сложившегося во 2-й пол. XVIII в. на основе учения социниан. Интересны читателям будут статьи об архангеле Урииле и Ут-Напишти, антагонисте знаменитого урукского царя Гильгамеша, движении Фалуньгун, албанском церковном и политическом деятеле Фане (Феофане) Ноли, районе Стамбула Фанар, где находится резиденция Константинопольского Патриарха, о фарисеях, католическом монастыре Фатима в Португалии, где детям (по их словам) явила себя Пресвятая Дева Мария.

Читателям предлагается ознакомиться со статьями об «умовении ног», паралитургическом действе Великого четверга, в ходе которого совершается омовение водой ног; великом христианском празднике «Усекновении главы Иоанна Предтечи»; Успении Пресвятой Богородицы, окончании земной жизни и восшествии на небеса Приснодевы Марии (данная статья является одной из определяющих в томе). Присутствует также и подробная статья об Успенском посте.

Том содержит статьи о многих монастырях, в частности об Ужгородском Воскресенском мужском монастыре, Ульяновском Стефановом Троицком мужском монастыре (Сыктывкарской и Коми-Зырянской епархии), Унгенском Свято Георгиевском женском монастыре, Унгенском в честь иконы Божией Матери «Утоли мои Печали» женском монастыре; Уральском Покровском женском монастыре (Уральской епархии Митрополичьего округа РПЦ в Республике Казахстан); Усольском Преображенском женском монастыре (Соликамской епархии Пермской митрополии); Успенском Аланском мужском монастыре (Владикавказской и Аланской епархии); Успенском Высоковском мужском монастыре (Городецкой епархии Нижегородской митрополии); Успенском Гремячевом женском монастыре (Калужской епархии и митрополии); Успенском женском монастыре (Бердянской епархии); Успенском женском монастыре (Бэлцкой и Фэлештской епархии митрополии Кишинёвской и всея Молдовы), и т.д.

Читатель сможет ознакомиться с материалами о русском богослове и иконописце Л. А. Успенском, выдающемся русском ученом-византологе Ф.И. Успенском, замечательном иконописце С.Ф. Ушакове.

К практике и священной истории Церкви относятся фундаментальные статьи «утреня», «Учебный комитет», гора Фавор. В статье об «Уставе об управлении Русской Православной Церковью, 1988 г.» подробно разбираются всевозможные аспекты, связанные с управлением РПЦ, порядок создания и деятельности синодальных учреждений, приходское управление и т.д. Далее следует статья об Уставе Русской Православной Церкви, принятом в 2000 г.

Внимание историков римско-католической Церкви привлечет статья об ультрамонтанизме, направлении в католицизме, представители которого отстаивали главенство папы Римского над светскими правителями и выступали за строгое подчинение Риму управления католической Церковью.

Историкам искусства и студентам будет интересно ознакомиться со статьей «Умиление». Данный термин, возник в русской культуре как определение иконографического типа, в котором Божия Матерь и Младенец Христос представлены с прильнувшими друг к другу ликами.

Том содержит статьи о таких иконах как «Умиление», чудотворном образе, принадлежавшем прп. Серафиму Саровскому, который называл его «Всех радостей Радость»; Устюжской иконе Божией Матери «Одигитрия»; икон «Утоли моя печали»; «Умягчение злых сердец», в основе изображения которого лежат слова прав. Симеона Богоприимца, произнесенные в момент Сретения Господня. В русской традиции произошло слияние типа «Умягчение злых сердец» с европейским вариантом композиции «Пьета».

Философские темы представлены статьей об универсалиях, общих понятиях, обозначающих все то, что «может предицироваться единичным вещам». В статье констатируется, что «христианские богословы обращались к этой проблеме преимущественно в связи с попытками изложить, рационализировать и систематизировать содержание Откровения на понятийном языке античной философии». Тему продолжает статья об «универсалистах», приверженцах учения о возможности всеобщего спасения.

Исламская тема представлена статьей об умме, религиозной общине в исламе. Тема ведических текстов и индуизма представлена материалом об Упанишадах, к которому примыкает статья об «упае», связанном с опытом обретения Сиддхартхой Гаутамой духовного пробуждения.

Традиционно статьи «Православной энциклопедии» сопровождаются обширным иллюстративным материалом: цветными картами и многочисленными фоторепродукциями портретов, произведений церковного искусства.

Том доступен на книжном складе-магазине по адресу: Москва, ул. Марии Ульяновой, д.17, кор.2 и в выставочном зале ЦНЦ «Православной энциклопедии», Москва, Нижняя Сыромятническая ул., 10 а.

 

Форумы