У берегов Израиля обнаружен затонувший римский корабль с драгоценным мраморным грузом

Архитектурные фрагменты могли предназначаться для убранства древнеримского храма

 

ИЕРУСАЛИМ. Многочисленные редкие мраморные артефакты были найдены на месте 1800-летнего кораблекрушения на мелководье всего в 200 метрах от побережья израильского прибрежного города Бейт-Янай, сообщает Аrkeonews.

Около трех недель назад во время плавания морской пловец-любитель Гидеон Харрис нырнул примерно на четыре метра и наткнулся на сокровищницу мраморных колонн. Это самый древний морской груз такого рода, когда-либо обнаруженный в Восточном Средиземноморье, относящийся ко временам Римской империи.

Огромный улов включает около 44 тонн мраморных архитектурных произведений римского периода, говорится в заявлении Управления древностей Израиля (IAA).

Сырье, скорее всего, было с территории современной Турции и направлялось в порт на юге Святой Земли. Археологи надеются найти останки корабельного дерева во время подводных раскопок на следующей неделе.

Мраморные блоки, возможно, предназначались для того, чтобы стать частью сложного общественного здания — возможно, храма или театра.

В IAA считают, что этот потерпевший кораблекрушение груз, обнажившийся во время зимних штормов, сместивших многовековой песок, является старейшим в своем роде среди известных в Восточном Средиземноморье находок.

Торговое судно, вероятно, направлялось в порт вдоль побережья южного Леванта, но в пути столкнулось с проблемами, говорится в заявлении Коби Шарвита, директора отдела подводной археологии IAA.

Первоначальные подводные исследования обнаружили украшенные коринфские капители, дополнительные частично резные капители, а также массивный 6-метровый мраморный архитрав или дверную перемычку в трюме корабля.

«По размерам архитектурных элементов мы можем рассчитать размеры корабля; речь идет о торговом судне, которое могло бы нести груз не менее 200 тонн», — сказал Шарвит.

«Эти изящные предметы характерны для больших, величественных общественных зданий. Даже в римской Кесарии такие архитектурные элементы были сделаны из местного камня, покрытого белой штукатуркой, чтобы они выглядели как мрамор. Здесь речь идет о настоящем мраморе», — поясняет Шарвит.

Шарвит, директор отдела подводной археологии IAA, подтвердил, что на морском дне нет видимых останков корабля. Он заявил, что IAA начнет подводные раскопки со студентами из Университета Род-Айленда на следующей неделе в надежде обнаружить корабельную древесину и извлечь ее из-под массивных мраморных блоков. Также археологи могут исследовать близлежащую подводную песчаную дюну, которая могла похоронить и сохранить части корабля.

Один интересный аспект этого открытия связан с вопросом о том, как архитектурные объекты, такие как недавно обнаруженные коринфские мраморные колонны, вырезались и украшались в римский период .

«Сухопутные и морские археологи давно спорят о том, были ли импортированные архитектурные элементы римского периода полностью обработаны на землях их происхождения, или же они были перевезены в частично вырезанном виде и были вырезаны и вылеплены на месте назначения», — пояснил Шарвит.

«Находка этого груза решает спорный вопрос, так как очевидно, что архитектурные элементы покинули место карьера в качестве основного сырья или частично обработанных артефактов, и что они были вырезаны и отделаны на строительной площадке либо местными художниками и ремесленниками, либо художниками, которых привезли на площадку из других стран».

Похоже, что коринфские колонны были лишь частично вырезаны и украшены, а это означает, что они не были закончены полностью, пока не прибывали в пункт назначения. Это давало местным строителям и скульпторам возможность учесть местные особенности, добавив мотивы, популярные в их регионах.

По оценкам ООН, в истории человечества произошло около трех миллионов кораблекрушений. В настоящее время идентифицировано и исследовано лишь около одного процента из них. Большая часть этих потерянных судов затонула на относительно мелководье, а это означает, что бдительные океанские пловцы и дайверы имеют законную возможность последовать примеру Гидеона Харриса и обнаружить затонувшие корабли или перевозимые ими грузы.

Форумы