В Мексику из США возвращают украденную ольмекскую статую «Земного монстра»

Считается, что скульптура весом в тонну восходит к среднему доклассическому периоду (800–400 гг. до н. э.)

 

МЕХИКО. Мексиканские официальные лица объявили о возвращении большой резной статуи периода ольмеков, которая предположительно была украдена несколько десятилетий назад, — скульптуры, известной как «Памятник 9».

В просторечии она известна как «Земной монстр», космогоническое существо, часто появляющееся в иконографии ольмеков. Считается, что она восходит к среднему доклассическому периоду (800–400 гг. до н. э.).

Скульптура попала в США еще в 1950-х годах.

Интерпретация массивной скульптуры «Памятник 9» высотой 1,8 метра, шириной 1,5 метра и весом около одной метрической тонны (1000 килограммов) специалистом археологического проекта Чалкацинго предполагает, что открытые челюсти фигуры представляют собой ворота в подземный мир.

Согласно пресс-релизу Национального института истории и антропологии (INAH), эта интерпретация соответствует вере ольмеков в концепцию «мирских уровней», которая включала верхний мир, средний мир и подземный мир.

Ольмеки верили, что сверхъестественные существа и предки обитают в подземном мире и что с ними можно общаться посредством ритуальных подношений и других практик.

«…На его устье проецируется последовательность из трех концентрических полос, включая крестообразный вход в пещеру», - отмечают исследователи. Три полосы, окружающие устье Монумента 9, представляют собой вход в пещеру, что является еще одним мотивом, часто встречающимся в иконографии ольмеков.

Пещеры считались важными порталами в подземный мир и часто ассоциировались с водой и плодородием. Кроме того, изображения ветвей бромелиевого растения в углу рта фигуры характерны для иконографии района Чалькацинго.

Считалось, что бромелии имели духовное значение для ольмеков и часто изображались в их искусстве. Наличие этого мотива на памятнике 9 предполагает, что скульптура, вероятно, была создана в районе Чалькацинго и должна была иметь особое ритуальное или символическое значение для людей, которые ее создали.

В том же пресс-релизе поясняется, что статуя была вывезена из района археологических раскопок Чалкацинго, расположенных в штате Морелос на юге центральной части Мексики. Это место является неотъемлемой частью мезоамериканской культуры и известно своими монументальными сооружениями, архитектурными комплексами и наскальными рисунками. Вывоз скульптуры был незаконным, и ее путь в Соединенные Штаты до сих пор неясен.

«Наш консул Хорхе Ислас в Нью-Йорке подтверждает мне, что самый разыскиваемый предмет ольмеков в Мексике был обнаружен и вот-вот вернется домой, откуда его не следовало брать», — написал в Твиттере министр иностранных дел Марсело Эбрард.

Генеральный консул Мексики в Нью-Йорке Хорхе Ислас был уведомлен о том, что предмет был изъят отделом по торговле древностями окружной прокуратуры Манхэттена, но никаких подробностей о возвращении не разглашается.

Марио Кордова Тельо, археолог, выразил свое волнение по поводу обнаружения памятника 9 в заявлении, опубликованном INAH, в котором говорится, что «этот памятник является ключевым элементом для исследования иконографии ольмеков, поэтому мы получаем эту новость с радостью и энтузиазмом».

В последние годы Мексике удалось репатриировать тысячи археологических объектов со всего мира. Согласно сообщению The Art Newspaper, президент Андрес Мануэль Лопес Обрадор сделал репатриацию приоритетом внешней политики и начал кампанию по репатриации культурного наследия Мексики, используя хэштег #MiPatrimonioNoSeVende («Мое наследие не продается»).

На прошлой неделе Франция, Италия и Германия вернули Мексике 86 культурных объектов, а в феврале Италия вернула Мексике 43 объекта. В декабре прошлого года Нидерланды вернули 223 артефакта. AFP сообщает, что мексиканское правительство «спасло» историческое наследие, вывезенное из страны с 2018 года — всего якобы 10 000 товаров.

Однако усилия по репатриации столкнулись с некоторыми проблемами, поскольку недавний аукцион доколумбовых предметов, проведенный Миллоном в Париже, состоялся, несмотря на то, что мексиканские власти оказывали давление на аукционный дом, чтобы тот вернул 83 предмета.

Аукцион вызвал критику со стороны Мексики: посольство страны в Париже опубликовало заявление, в котором аукцион назван «нападением на культурное наследие Мексики».

Несмотря на эти проблемы, Мексика по-прежнему привержена репатриации своего культурного наследия и сохранению своей уникальной истории для будущих поколений.

Происхождение памятника 9 восходит к Чалкацинго. Это крупный археологический памятник, расположенный в штате Морелос на юге центральной части Мексики. Он был заселен от среднего периода формирования (1000–400 гг. до н.э.) до классического периода (200–900 гг. н.э.) и известен своими монументальными каменными скульптурами и архитектурой.

Это место было впервые обнаружено в 1920-х годах американским археологом Байроном Каммингсом, а обширные раскопки были проведены мексиканским археологом Игнасио Берналем в 1950-х и 1960-х годах. Раскопки выявили большую площадь, окруженную пирамидами и другими сооружениями, а также ряд резных каменных памятников, в том числе Монумент 9.

Чалькацинго особенно важен из-за его роли в развитии цивилизации ольмеков. Ольмеки практиковали религиозное поклонение высшему хищнику региона, ягуару, сообщает Atlas Obscura. Он был основан около 1500 г. до н.э., к 900 г. до н.э. здесь сложилась сложная культура.

Хотя иконография больших кошек действительно появляется в некоторых артефактах ольмеков, она не обязательно вездесуща. Цивилизация ольмеков была известна своим сложным и разнообразным искусством, которое включало изображения множества различных животных, божеств и других предметов.

При этом большие кошки действительно появляются в некоторых из самых известных артефактов ольмеков, таких как фигурки «Ягуар-оборотень» и фигурки «Младенческое лицо». В Чалкацинго, как и в других поселениях ольмеков, есть примеры иконографии больших кошек в искусстве и архитектуре. Например, в «Храме ягуара» в Чалкацинго у входа изображена резная голова ягуара.

Монументальные скульптуры этого места, в том числе Памятник 9, демонстрируют многие характеристики иконографии ольмеков, такие как изображение «земных монстров» и использование символики, связанной с пещерами и подземными мирами.

Чалькацинго открыт для публики и является популярным местом среди туристов и любителей археологии. Он также служит активным исследовательским центром, где текущие раскопки и усилия по сохранению проводятся Национальным институтом антропологии и истории правительства Мексики (INAH).

Форумы