Международная конференция «Проблемы сохранения церковного искусства» состоялась на базе МДА и РГГУ

С докладами выступили более 30 учёных из России, Словакии, Израиля, Армении, Сирии, Беларуси
МОСКВА. 26 и 27 января 2023 года в рамках XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» в онлайн-формате прошла VIIМеждународная научная конференция «Проблемы сохранения церковного искусства». Конференция организована совместно кафедрой истории и теории церковного искусства Московской духовной академии и кафедрой истории русского искусства факультета истории искусства Российского государственного гуманитарного университета.

В ходе двухдневного заседания обсуждались следующие вопросы:

— сохранение и исследование памятников церковного искусства в церковной и государственной реставрационной практике, современные подходы;
— изучение истории искусства, в частности церковного, и задачи образования в церковных и светских художественных вузах;
— актуальное состояние памятников церковной архитектуры и монументальной живописи;
— роль музеев в деле сохранения церковного искусства.

С докладами выступили более 30 учёных из России, Словакии, Израиля, Армении, Сирии, Беларуси — представители академической науки, университетов, государственных и церковных музеев, научно-исследовательских реставрационных организаций, представители епархий, а также молодые учёные — студенты и аспиранты МДА.

Темы докладов:

  • «Первые результаты комплексного исследования икон в басменных окладах пророческого ряда из собора московского Иоанно-Предтеченского монастыря» (Валерий Викторович Игошев, ГОСНИИР, МДА, ЦМИАР; Татьяна Тарасовна Чаленко, ГОСНИИР; Дмитрий Сергеевич Першин, ГОСНИИР; Ирина Фёдоровна Кадикова, ГОСНИИР; Анна Анатольевна Цхай, ГОСНИИР).
  • «Проблемы, связанные с сохранением художественных церковных ценностей в условиях монастыря» (монахиня Магдалина (Проферансова), монастырь Марии Магдалины, Иерусалим, Израиль).
  • «История сохранения стенописи Троицкого собора Успенского женского монастыря г. Александрова» (монахиня Сергия (Каламкарова), Успенский женский монастырь г. Александрова).
  • «Методические основы создания микроклимата в действующем храме — памятнике архитектуры» (Виктор Борисович Дорохов, ГОСНИИР, МДА).
  • «Обеспечение качества воздушной среды в церковном памятнике архитектуры при его музейно-богослужебном использовании» (Николай Юрьевич Пинтелин, ГОСНИИР, ПСТГУ).
  • «Некоторые аспекты просветительского служения в Свияжском Успенском монастыре» (Андрей Алексеевич Азбукин, Казанская епархия).
  • «Памятники храмового искусства в музейно-педагогической деятельности Сергиево-Посадского музея-заповедника» (Татьяна Игоревна Данилова, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник).
  • «Реставрация фресок Успенского собора Свияжска» (Нина Валериевна Квливидзе, РГГУ, МДА).
  • «Особенности хранения, изучения и реставрации экспонатов в музее христианского искусства МДА «ЦАК». Основные проблемы и пути решения» (Ольга Сергеевна Воскресенская, МДА).
  • «Потенциал собраний церковных музеев в изучении и популяризации церковного искусства» (Ольга Геннадьевна Кирьянова, ГОСНИИР).
  • «Особенности изучения и экспонирования рукописей и старопечатных книг в художественном музее: на примере выставок одного памятника последних лет в Музее имени Андрея Рублёва» (Наталья Викторовна Герасимова, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, МДА (аспирант).
  • «Выявление общего авторства двух комплексов Деисуса первой половины XVIII века. Опыт технико-технологического анализа» (Мария Владимировна Волкова, Церковно-археологический музей ПСТГУ).
  • «Церковно-археологический кабинет и литургика в Московской духовной академии» (Наталья Ивановна Григорьева, МДА (аспирант).
  • «О вкладе свящ. Павла Флоренского в сохранение, изучение и преподавание древнерусского искусства» (Александр Михайлович Копировский, Свято-Филаретовский институт).
  • «Традиции русской церковной архитектуры в ракурсе решения проблемы современности. По материалам смотра-конкурса «Храмовая архитектура» фестиваля «Зодчество» — 2022» (Инесса Николаевна Слюнькова, НИИ РАХ, МДА).
  • «Богословие красоты в искусстве Церкви. Теория и практика» (Дмитрий Андреевич Остроумов, ООО «Прохрам», Гильдия храмоздателей, МинДА (аспирант), Республика Беларусь).
  • «Деревянные храмы словацкой части Карпат — уникальность словацкой религиозной толерантности» (Мирослава Мирославовна Монцманова, РГГУ (студент), Словакия).
  • «Хранение и реставрация произведений церковного искусства в Новгородском музее-заповеднике: современные аспекты и перспективы» (Наталья Владимировна Гормина, Новгородский музей-заповедник).
  • «Дура Европос: сохранение фресок баптистерия домовой церкви» (Анна Львовна Кузьминова, МДА (магистрант).
  • «Образы райского сада в орнаментальной декорации Равенны: истоки и развитие» (Елена Авенировна Хрипкова, РГГУ).
  • «Программа росписей монастыря Мар Якуб в Каре (Сирия)» (Екатерина Николаевна Багинская, Российский культурный центр в Дамаске, Сирия, ОЦАД (аспирант).
  • «Рукописное искусство раннехристианской Армении» (Сейрануш Сосовна Манукян, Ереванский Государственный Университет, Национальная Академия наук, Институт искусств, Ереван, Республика Армения).
  • «Перестройки и реставрация ц. Перивлепты в Охриде» (Ирина Михайловна Зубренко, МДА).
  • «Образы евангелистов на миниатюрах рукописей Коккиновафской группы» (Дмитрий Александрович Федотов, МДА (магистрант).
  • «Разрешительные грамоты восточных патриархов. Назначение и художественное оформление» (Анна Леонидовна Краснова, МДА (аспирант).
  • «Типология и техника изготовления древнерусских драгоценных рак XI-XII веков с горельефными изображениями святых» (Валерий Викторович Игошев, ГОСНИИР, МДА, ЦМИАР).
  • «Благоверные князья в программе росписи Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры» (Ольга Алексеевна Родичева, ОЦАД (аспирант).
  • «Изразцовый декор церкви Николы Мокрого в Ярославле: к вопросу о подлинности» (Светлана Измайловна Баранова, РГГУ, ПСТГУ).
  • «Русский стиль в храмовом зодчестве Самарского края кон. XIX – нач. ХХ века» (Елена Владимировна Деева, Самарский епархиальный церковно-исторический музей (УСЕЦИМ), СамДС, Самарская епархия).
  • «К вопросу о профессиональной подготовке искусствоведов-реставраторов» (Владимир Алексеевич Колотаев, РГГУ).
Ссылки по теме
Форумы