В итальянской Брешии древнеримская Крылатая Победа возвращается на свое исконное место в Капитолийский храм

Скульптура датируется I веком н.э., она была создана в эпоху правления императора Веспасиана

БРЕШИА. Древняя бронзовая статуя Крылатой Победы, ставшая символом города Брешиа в Ломбардии на севере Италии, вернулась в свой первоначальный дом — городской Капитолийский храм I века. Она была установлена в восточной камере Капитолия в новой планировке, которая включает в себя культовую бронзу, сообщает Тhe Нistory blog.

Самые ранние предшественники Брешии восходят к 1200 г. до н.э., которым датируется поселение древнего италийского племени лигуров. В 7 веке до н.э. кельты сеноманы пересекли Альпы и сделали город в предгорьях своей столицей.

В отличие от соседних племен, сеноманы были союзниками Рима и неизменно выступали на его стороне против всех врагов внешних (Карфаген) и внутренних (инсубры). Когда инсубры и другие галльские народы северной Италии объединились для похода на Рим в 225 г. до н.э., сеноманы сражались на стороне Римской республики и ее центрально-итальянских союзников против своих кельтских сородичей.

Город сеноманов сохранил свою верность Риму в социальных войнах 1 века до нашей эры, когда италийские народы восстали против Римской республики. В награду Брешиа, тогда известная как Бриксия, в 89 г. до н.э. получила статус civitas («город»), а 50 лет спустя ее жители получили полное римское гражданство от Юлия Цезаря.

Чтобы отпраздновать предоставление латинских прав, на главной улице города было построено святилище. Четыре больших прямоугольных зала, каждый с отдельным входом через пронаос (портик с колоннами), были построены и украшены яркими фресками и инкрустацией стен. Изысканное мастерство характерно для высококлассных мастеров из центральной Италии. Бриксия хотела только лучшего, чтобы продемонстрировать свое официальное признание в правовом и культурном лоне Рима.

Республиканская святыня просуществовала меньше века. Бриксия поддержала Веспасиана, когда он боролся за трон в «Год четырех императоров» (69 г. н.э.), и после того, как он одержал победу, он построил новый храм Капитолийской Триады (Юпитер, Юнона, Минерва) над республиканской святыней. К этой реконструкции и относится бронзовая Крылатая Победа.

Она была любима жителями Бриксии, и поэтому они удалили ее и спрятали ради ее безопасности, вероятно, в конце 4-го или начале 5-го века. Император Феодосий I (годы правления 379–395) предпринял решительные действия по подавлению язычества, при нем было разрушено множество древних храмов.

Потом были вторжения. Аларих опустошил Бриксию в 402 году. Гунны Атиллы разграбили ее еще сильнее 50 лет спустя. Во всей этой разрухе жители Бриксии собрали свои величайшие бронзовые сокровища — Крылатую Победу, шесть имперских портретных бюстов (по крайней мере три из них – позолоченные), невероятно редкий конский нагрудник от конной статуи и груду бронзовых рам, колец и осколков и спрятали их в нише между западной стеной храма и холмом Сиднео за ним.

Это сокровище позднее было затоплено оползнем, который покрыл и сам храм. Изделия из бронзы веками хранились в безопасности под этим оползневым слоем. Они были заново открыты в 1826 году при раскопках форума и всего района Капитолийского храма. Это была одна из самых больших и значительных коллекций римской бронзы, когда-либо найденных. Крылатая Победа буквально захватила романтическое воображение людей как символ итальянского патриотизма в Брешии, которая тогда была частью Королевства Ломбардия-Венеция, австрийского вассального государства, основанного по итогам Венского конгресса после окончательного поражения Наполеона в 1815 г.

Античные изделия из бронзы обретают постоянный дом в 1998 году, когда открылся музей Санта-Джулия.

В 2019 году была предпринята новая реставрация Крылатой Победы. Используя последний анализ состава металла, исследователи обнаружили, насколько эта скульптура была особенной. Первоначально эксперты полагали, что крылья были добавлены в эпоху Веспасиана к тому, что было эллинистической статуей Афродиты, но состав бронзы подтвердил, что на самом деле весь металл, крылья, тело и голова были получены из одной и той же литейной мастерской в одно и то же время. То есть, она всегда была Крылатой Победой.

В воскресенье, 22 января 2023 года, Музей Санта-Джулия представил свою новую римскую галерею, демонстрирующую великолепное римское культурное наследие в недавно спроектированном, освещенном и доступном пространстве, которое даст посетителям новое представление о древней Бриксии на основе последних исследований.

Крылатая Победа теперь выставлена ​​в Капитолии рядом с шестью портретными бюстами, которые были ее соседями по комнате в течение 1500 лет, и вместе со вторым «месторождением» предметов, обнаруженных при раскопках в районе Капитолийского храма.

Выполненные из бронзы в технике литья по выплавляемым моделям и золочения (только на мужских), портреты должны были быть вставлены в каменные или мраморные статуи, на что указывает тщательная отделка шейных клапанов. Скорее всего, они были выставлены в общественном месте города и могли представлять императоров или членов императорской семьи. Черты лица и волосы позволили идентифицировать фигуры с членами династии Флавиев и с императорами второго и третьего веков нашей эры.

Другой «депозит», никогда не демонстрировавшийся полностью, включает значительное количество вотивных предметов, принесенных в залы храма верующими в течение всего перила существования этого места поклонения. К ним относятся редкое гравированное стекло, такое как бутылка с изображениями видов городов Флегрейского ареала, украшения, ритуальные предметы, в том числе драгоценный нож с рукоятью из оленьего рога, простые и фигурные масляные светильники, амфоры, большие тарелки для ритуальных подношений, лепная керамика и многое другое.

Другие находки, представляющие особую ценность и интерес, включают бронзовый конский нагрудник (balteo), уникальный образец во всей Римской империи, вероятно, принадлежавший конной статуе, выставленной в одном из общественных мест древней Бриксии. На нем изображены многочисленные бронзовые фигуры, изображающие римских воинов в шлемах и доспехах, и варваров с длинными волосами, в штанах и коротких плащах, ведущих бой. В центре выделяется фигура императора верхом на коне, рвущаяся вперед посреди воинов.

Форумы