Кураторы выставки в Неаполе предложили новую атрибуцию четырех работ Артемизии Джентилески

Речь идет о картинах «Сусанна и старцы» «Израильтяне, празднующие возвращение Давида», «Вирсавия» и «Триумф Галатеи»

 

НЕАПОЛЬ. Организаторы посвященной Артемизии Джентилески (Artemisia Gentileschi) выставки в Gallerie d'Italia в Неаполе предложили новую атрибуцию четырех работ, предоставленных из государственных и частных коллекций США и Великобритании.

Организаторы выставки, посвященной жизни Артемизии Джентилески в Неаполе, приписали еще четыре работы этой художнице 17-го века, «изменив исторический канон искусства, возможно, величайшей женщины-старого мастера Европы», сообщает Тhe АrtNewspaper.

Кураторы выставки Джузеппе Порцио и Антонио Эрнесто Денунцио предоставили полную информацию о четырех работах, поступивших из государственных и частных коллекций в США и Великобритании. Это вызвало непрекращающиеся дебаты о том, как Джентилески создавала работы совместно с другими ключевыми художниками, работавшими в Неаполе во время ее продолжительной жизни.

Выставка в Gallerie d'Italia в Неаполе (которая продлится до 19 марта) включает 21 работу, отражающую творчество художницы, жившей в главном южно-итальянском городе между 1630 и 1654 годами. Она исследует масштабы ее сотрудничества с такими художниками, как Бернардо Каваллино, Микко Спадаро (также известен как Доменико Гарджуло) и Онофрио Палумбо.

Картина «Триумф Галатеи» (около 1650 г.) предоставлена ​​Национальной галереей искусств (NGA) в Вашингтоне, округ Колумбия. На веб-сайте NGA говорится, что произведение создал Каваллино. Однако Порцио считает, что «это работа Артемизии Джентилески, созданная при широком участии Бернардо Каваллино».

«В подписи [на выставке в Неаполе] упоминается только имя Артемизии, поскольку мы считаем, что она является владельцем комиссии и создателем композиции», - отметил Джузеппе Порцио, добавив, что «в записи каталога четко прописан вопрос о сотрудничестве между двумя художниками».

Джузеппе Порцио пишет в каталоге, что «значительная часть критиков, особенно Никола Спиноза, склоняется к полной автографии [отдельной работе] Каваллино». Порцио добавил, что другой ученый, покойный Раймонд Уорд Бисселл, считал, что с точки зрения «иконографии, концепции и монументальности, «Галатея» из Вашингтона могла возникнуть только в сознании Артемизии».

«Эта картина была связана с заказом Артемизии Джентилески от дона Антонио Руффо, крупного коллекционера произведений искусства из Мессины», — говорится на сайте NGA. Аргумент в пользу этого происхождения можно найти в публикации Бисселла «Artemisia Gentileschi and the Authority of Art: Critical Reading and Catalogue Raisonné» (1999).

Но NGA добавляет, что «экспертиза работы не нашла доказательств разделения рук как Артемизии, которой была присуждена комиссия, так и Каваллино».

Другие примеры повторной атрибуции на выставке включают картину «Сусанна и старцы» (1652 г.) из частной лондонской коллекции, которая в прошлом также приписывалась только Каваллино, говорит Джузеппе Порцио. Работа была выставлена ​​на аукцион Sotheby's в Нью-Йорке в январе (оценочная стоимость от 1,8 до 2,5 млн долларов) и была приписана Джентилески.

Важно отметить, что в каталоге Sotheby's говорится: «Сотрудничество Артемизии с коллегами-художниками в Неаполе в конце ее карьеры было предметом многочисленных научных дискуссий. В настоящем лоте и его «клоне» [«Вирсавия» в Художественном музее Колумбуса, Огайо] Артемизия отвечала за общий дизайн и концепцию, а также за основные обнаженные женские фигуры. [Никола] Спиноза считает, что все фигуры созданы Артемизией».

В каталоге выставки в Неаполе также рассматривается возможный вклад Каваллино в работу «Сусаннаи старцы». Мария Кристина Тердзаги пишет, что «более проблематичным является возможное участие Бернардо Каваллино, который мог бы быть автором двух мужских фигур… Чтобы попытаться понять сложность работы, стоит вспомнить, что [Артемизия] обратилась к теме Сусанны в другие произведения».

Между тем, две работы, предоставленные Художественным музеем Джона и Мейбл Ринглинг в Сарасоте, Флорида, «Израильтяне, празднующие возвращение Давида», и «Вирсавия» (1650-е гг.), указаны в каталоге как работы Джентилески. Музей США классифицирует авторство этих работ как «мастерская Артемизии Джентилески».

В своем эссе-каталоге Порцио обсуждает других возможных авторов картины «Израильтяне, празднующие возвращение Давида», говоря, что «бесспорно» то, что Гарджуло несет ответственность за силуэты на заднем плане и за грубо высеченный ландшафт, в то время как «есть также вклад Палумбо, но ясно, что он находится исключительно под руководством Артемизии».

Художественный музей Ринглинга заявляет, что «Вирсавия», вероятно, была написана несколькими художниками, каждый из которых специализировался на различных аспектах композиции. Такие совместные проекты были характерны для мастерской Джентилески того периода, добавляют в музее.

Шейла Баркер, адъюнкт-профессор истории искусств Пенсильванского университета, говорит: «Две причины, по которым трудно достичь консенсуса, — это недостаток конкретной информации об ассистентах, которые циклически посещали мастерскую Джентилески в течение ее долгого неаполитанского периода, и стилистическое разнообразие полотна уже в ее творчестве, связанные с теми годами. Новые открытия документов и недавние дополнения к ее творчеству потребовали нового рассмотрения полотен, вращающихся вокруг ее имени и имен ее близких сотрудников».

Форумы