Средневековый складень из Нюрнберга представят в Эрмитаже

Выставка посвящена окончанию реставрации двусторонней иконы XV века из собрания Эрмитажа
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Выставка «Нюрнбергский мастер. «Поклонение волхвов» и «Успение Богоматери». К завершению реставрации» открывается 17 декабря в Государственном Эрмитаже. «Это складень XV века. Вторая часть его оказалась в Музее истории религии. Мы отреставрировали нашу и привозим их. Так что, это сотрудничество музеев. Будет рассказано о средневековой нюрнбергской школе и о том, как ее реставрировать», - сообщил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровской на ежегодной пресс-конференции 7 декабря, в день святой Екатерины, который традиционно считается Днём Эрмитажа.

Выставка посвящена окончанию реставрации двусторонней иконы XV века из собрания Эрмитажа. На одной стороне доски изображено «Поклонение волхвов», на другой – верхний фрагмент сюжета «Успение Богоматери». Как недавно выяснилось, эрмитажная доска является верхней частью алтарной створки, нижняя половина которой хранится в Музее истории религии в Санкт-Петербурге, отмечается на сайте Эрмитажа. На выставке будут представлены обе части створки и результаты технико-технологических исследований эрмитажной доски. В сопровождающих выставку материалах будут представлены результаты стилистического анализа, особенностей иконографии, определения времени, к которому относится створка, места и круга мастеров.

«Поклонение волхвов». Верхняя часть алтарной створки. Нюрнберг. XV век. Дерево, масло, темпера. Произведение до реставрации. ©Государственный Эрмитаж

Реставрация производились в новом Реставрационно-хранительском центре «Старая деревня» (Фондохранилище Эрмитажа). Комплекс из 10 зданий построен в XXI веке в Приморском районе Санкт-Петербурга. Продолжается расширение центра. В мастерские теперь проводятся экскурсии. В Фондохранилище выставлены экспонаты для обзора. В частности, здесь можно увидеть недавно отреставрированную скульптуру «Оплакивание Христа», предположительно, мастера Антонио Монтаути. «Пьета находилась в усадьбе Васильчиковых в Липецкой области. Из этого славного рода был один из директоров Эрмитажа, - рассказал Михаил Пиотровский накануне в лекции проекта «Молодость. Разговоры об искусстве» в Молодёжной библиотеке Эрмитажа. Во время разорения усадьбы после революции, «умные люди спасли скульптуру и перевезли ее сюда, на север, в Эрмитаж». Много лет она находилась в заколоченном ящике. «Однажды Георгий Илларионович Васильчиков спросил меня о судьбе скульптуры, мол, слышали, что она попала сюда, - рассказал Пиотровский. - Когда мы ее нашли, она была в жутком виде». Теперь ее можно увидеть после реставрации в Хранении Отдела западноевропейского искусства.

В Эрмитаже также можно увидеть скульптуры с фасада храма Святой Екатерины, переданные в музей в 2016 году. «Мы помогаем другим. Например, церкви святой Екатерины на Невском проспекте. Оттуда были сняты скульптуры, они там стали погибать. В общем, на свежем воздухе они могут хорошо стоять, но на Невском проспекте это ужасно. Поэтому их заменили на копии», - отметил директор Эрмитажа.

По традиции, в день святой Екатерины в Эрмитаж можно пройти бесплатно. «В этом году в честь дня святой Екатерины Эрмитаж делает свой ежегодный подарок посетителям ещё масштабнее – 7 декабря 2022 года все экспозиционные комплексы музея можно посетить бесплатно, - сообщается на странице Эрмитажа в соцсети. - Продолжая многолетнюю традицию празднования Дня Эрмитажа как общегородского праздника, Эрмитаж предоставляет возможность бесплатно посетить не только Главный музейный комплекс, Главный штаб и Музей Императорского фарфорового завода, но и Дворец Меншикова, Зимний дворец Петра I и Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня».

Форумы