Крупнейшая выставка работ Гвидо Рени открывается в Германии

Музей Штеделя во Франкфурте представит около 130 картин, рисунков и гравюр Гвидо Рени

 

ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ. Выдающийся художник эпохи барокко из Болоньи Гвидо Рени (1575–1642) при жизни был известен как «божественный» из-за своих «небесных» талантов и предмета творчества – он писал преимущественно картины религиозного содержания. Но к XIX веку обращенные взором к небу «Мадонны» Гвидо Рени стали казаться более чем приторными (Джон Раскин, например, просто ненавидел его). Новое открытие Рени в середине ХХ века в конечном итоге совпало с открытием его соперника в папском Риме, Караваджо, чей мощный реализм, по мнению ряда современных историков искусства, все равно способен затмить талант Рени.

Франкфуртский музей Штеделя надеется «вернуть блеск звезде» Рени в этом месяце, представив около 130 его картин, рисунков и офортов на выставке «Гвидо Рени: Божественное». Выставка, которая также включает около 35 сравнительных произведений искусства и других предметов, представляет наибольшее количество подлинников художника, собранных в одном месте, говорит куратор выставки Бастиан Эклерси, эксперт Штеделя по итальянской живописи эпохи Возрождения и барокко, которого цитирует издание The ArtNewspaper .

«Божественный» — эпитет, которым современники Рени также отмечали его манеру, — лаконичное слово для обобщения творчества художника, связанного почти исключительно с христианскими и мифологическими образами. Пользуясь покровительством римской семьи Боргезе, он смог оторваться от ранних влияний, таких как клан Карраччи из его родной Болоньи, и от самого Караваджо, и прийти к элегантному, гармоничному синтезу более ранних стилей.

Выставка, которая начинается с биографического обзора, представляет Рени как противоречивого персонажа, который был одновременно глубоко религиозным и крайне суеверным, как говорит Эклерси, а также высокооплачиваемым заядлым игроком, который «проигрывал вечером то, что зарабатывал утром».

«Мадонны» Рени, которые положили начало столетиям подражаний и, как заявляют его самые суровые критики, проложили путь религиозному китчу, представлены в экспозиции с пафосными итерациями, включая «Непорочное зачатие» (1627 г.), предоставленное на время выставки нью-йоркским Метрополитен-музеем.

На выставке также представлены такие работы, как «Этюд головы Христа» (1620 г.), взятый во временное пользование из Королевской коллекции в Виндзорском замке. В своем динамичном пересказе мифа о Гиппомене и Аталанте (около 1615-1618 гг.) Рени изображает охотницу, уклоняющуюся от своего великолепного потенциального жениха, в то время как он «делает свой собственный звездный поворот». Работа в натуральную величину, недавно прошедшая консервационную обработку, предоставлена ​​мадридским Национальным музеем Прадо, чья собственная выставка, посвященная Рени, следующей весной (28 марта — 9 июля 2023 года) разделит около 30 основных работ с выставкой Штеделя.

Эклерси включил в выставку новые находки и теории, в том числе аргумент о том, что «Давид с головой Голиафа», недавно расчищенная картина, предоставленная французским Музеем изящных искусств в Орлеане, должна рассматриваться как еще одна авторская версия и, возможно, более ранняя, чем версия в Музее Лувр, которая долгое время считалась первой. Между тем, центральным элементом выставки служит замечательный заимствованный из Лувра предмет – «Аллегория союза рисунка и живописи» (около 1625 г.): красивый юноша, представляющий рисование, смотрит в глаза прекрасно украшенной девы, олицетворяющей живопись.

Форумы