Выставка «Размышления о Рублеве», посвященная творчеству реставратора В.О. Кирикова, открылась в Москве

Выставка работает в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
МОСКВА. Выставка «Размышление о Рублеве. Две иконы художника-реставратора В.О. Кирикова» открылась 15 августа в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМИАР). В небольшом зале посетители увидят точную копию иконы «Святая Троица» Андрея Рублева и триптих «Преподобный Андрей Рублев, с житием», а также фильм, в котором о Кирикове и его работе рассказывают лично знавшие его люди – известные специалисты в области древнерусского искусства Лев Лифшиц и Геннадий Попов.

Открывая выставку, Геннадий Попов, заместитель директора ЦМИАР по научной работе, рассказал об особом значении двух представленных произведений Кирикова. В 1959-1963 гг. известный реставратор, потомственный художник и иконописец работал над точным повторением иконы «Троица». Г. Попов мог наблюдать за этой работой в зале Третьяковской галереи. «Это было захватывающее зрелище: Василий Осипович создавал свою копию, строго следуя творческому методу Андрея Рублева», – отметил искусствовед. По его словам, реставратор готовился к этой работе всю жизнь, поскольку с юных лет мог наблюдать за работой знаменитых реставраторов, раскрывавших древнейшие памятники древнерусской иконописи, в том числе – те, которые приписывались кисти Андрея Рублева. И современные физико-химические исследования копии, ее тщательное изучение под бинокулярным микроскопом подтверждают, что Кириков старался максимально точно следовать технике великого мастера, долго искал сложные сочетания красок, добивался аутентичного звучания каждого цвета (например, долго очищал от примесей натуральный лазурит, найденный на чердаке родительского дома в Мстёре), однако некоторые приемы ему пришлось изменить. Об этом подробно рассказано в одной из статей вышедшего к выставке каталога, который представил Г. Попов.

Не меньшее внимание привлекает житийный триптих, который Кириков посвятил Андрею Рублеву. Г. Попов подчеркнул, что он создавался в 1965-1972 гг. – в то время, когда великий иконописец еще не был канонизирован (это произошло в 1988 г.), а текст его жития еще не был составлен, поэтому перед художником стояла задача самостоятельно определить сюжетный состав иконы и разработать композиции клейм.

Как это делал Кириков, на что опирался при выборе сюжетов, каковы были этапы работы над триптихом – обо всем этом рассказала куратор выставки Галина Назарова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник ЦМИАР. В среднике художник поместил не иконный образ самого преподобного Андрея, а его икону «Троица» на мольберте, а рядом – иконописца, кладущего последние мазки. На переднем плане подробно изображены все инструменты средневекового иконописца. В клеймах изображены как традиционные сюжеты (рождение будущего святого, приведение в учение, обучение грамоте и иконописанию), так и совершенно беспрецедентные, рассказывающие о творческой биографии Андрея Рублева. Так, мы видим, как иконописец работает над миниатюрами Евангелия Хитрово, пишет вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца иконы для Благовещенского собора в Кремле, создает иконы для иконостасов Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, Звенигородский деисусный чин, росписи Спасо-Андроникова монастыря и т.д. Нетрадиционная для житийных икон форма триптиха тоже находит свое объяснение: центральный образ обрамляют слева и справа два клейма в хронологической последовательности: прп. Никон Радонежский благословляет Андрея на написание «Троицы», а потом освящает уже написанную икону.

Как пояснила куратор, 1960-е гг. отмечены публикацией исследований творчества Рублева, которые стали классикой искусствоведения, – это труды В. Лазарева, Н. Деминой, М. Алпатова, В. Антоновой, которые по-разному атрибутировали произведения иконописца. Как выяснила Г. Назарова в процессе подготовки выставки, именно на публикации последней В.Кириков опирался, составляя программу житийного триптиха. Он включил в него большинство памятников, которые тогда, в 60-е гг., связывались с именем великого иконописца. Сейчас авторство большинства из них оспаривается (куратор отметила, что безусловно принадлежащими кисти Рублева современные исследователи считают только «Троицу» и фреску «Страшный суд» Успенского собора во Владимире), что вовсе не умаляет значения творческого новаторства Кирикова.

Г. Назарова продемонстрировала также фотографии рабочих эскизов житийной иконы, где этот образ был решен совершенно по-другому: житие иконописца рассматривалось в контексте современных ему событий истории, в клеймах большое внимание уделялось сценам битв, изображениям воинов и т.д. Но автор отказался от этой идеи в пользу триптиха, который можно рассмотреть в экспозиции.

На открытии выставки много говорилось о В.О. Кирикове как о человеке и выдающемся профессионале. Г. Назарова благодарила потомков мастера, которые поделились ценными материалами и воспоминаниями, а один из них – правнук художника Александр Овчинников поблагодарил ЦМИАР от лица всей семьи, среди членов которой были и есть и художники, и реставраторы. Г. Попов с восхищением рассказывал о «снайперском безукоризненном чутье» Кирикова, который мог из десятков поздних потемневших икон, привезенных из экспедиции, безошибочно вытащить две-три, которые после расчистки оказывались выдающимися ранними памятниками. «Василий Осипович прожил выразительную жизнь, он был идеальным реставратором… Он все писал с профессионализмом и любовью, для него очень важно было ощущение близости к шедевру, страсть познать суть произведения искусства», – сказал искусствовед, наблюдавший за работой Кирикова, который был одним из первых, кто пришел в 1954 г. на помощь недавно основанному Музею имени Андрея Рублева и занимался укреплением и расчисткой поступавших в музей памятников.

Выставка проводится в рамках юбилейного года Музея имени Андрея Рублева, который в 2022 году отмечает 75 лет со дня своего основания, и будет открыта для посетителей бесплатно до 11 декабря.

Справка (по материалам сайта «Православная энциклопедия»). Кириков Василий Осипович (1900- 1978), художник-реставратор, живописец и копиист. Происходит из потомственной среды мстёрских иконописцев, первоначальное обучение получил в Мстёрской художественной школе, откуда в 1914 г. его взял в качестве ученика и помощника ведущий реставратор икон Русского музея Н. И. Брягин. В музее К. работал до 1917 г., что стало для него профессиональной школой и послужило началом долгой творческой жизни. В 1918 г. он был приглашен И. Э. Грабарём в Комиссию по сохранению и раскрытию древней живописи (Москва), с 1919 по 1922 г. служил в Красной армии. С 1923 по 1933 г. работал в Гос. центральных реставрационных мастерских; после их ликвидации в 1934 г. перешел в секцию реставрации темперной живописи ГТГ. Участвовал в Великой Отечественной войне (1941-1945). С 1934 г.- бессменный консультант по реставрации темперной живописи в музеях Московского Кремля, в 1946-1956 гг.- реставратор ГЦХРМ, в 1954-1960 гг. работал в ЦМИАР. В 1933 г. участвовал в реставрации фресок Георгиевской церкви в Ст. Ладоге, в 1934 г.- храма Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода. С именем К. связана реставрация многих известных икон XII-XV вв., в ГТГ в качестве старшего реставратора К. расчищал наиболее ценные иконы, в частности Высоцкий и Васильевский чины и др.

В 1928 г. К. копировал лик иконы вмч. Димитрия Солунского кон. XII в. из ГТГ, в 1938-1941 гг.- картину «Утро стрелецкой казни» В. И. Сурикова (1881, ГТГ), в 1960-1963 гг.- икону «Св. Троица» прп. Андрея Рублёва для ЦМиАР. Исполнил копии с картин Яна ван Эйка и Рембрандта из картинной галереи Дрездена.

Написанные К. пейзажи и жанровые картины свидетельствуют о многогранном таланте художника. Персональные выставки творческих работ К. состоялись в Москве в 1958 и 1972 гг. К.- заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина. В реставрации древнерусской живописи оставили заметный след сын Александр Васильевич Кириков и внуки Валерий Александрович и Елена Александровна Кириковы.

Форумы