Работы женщин — «старых мастеров» займут центральное место на TEFAF Maastricht

На выставке-ярмарке демонстрируют полотна Михаэлины Вотье, Мэри Бил и многих других

МААСТРИХТ. За последние несколько лет некогда малоизвестная художница эпохи барокко Артемизия Джентилески стала знаменитой. Художница была «героем» недавних громких выставок в Национальной галерее в Лондоне и в Wadsworth Atheneum в Коннектикуте. Ранее в этом году была опубликована ее новая биография.

Но Джентилески — далеко не единственная женщина-художник прошлых столетий, которая заслужила должное признание. В 2019 году музей Прадо посвятил выставку «Повесть о двух художницах» художницам XVI века Лавинии Фонтане и Софонисбе Ангвиссоле. В том же году Sotheby's представил крупную и широко разрекламированную распродажу этого жанра.

Международная выставка предметов искусства и антиквариата TEFAF Maastricht открывается в г. Маастрихте (Нидерланды).Если судить по экспозиции TEFAF Maastricht, то интерес к женщинам-художницам прошлого только растет: экспоненты демонстрируют ряд работ так называемых «женщин — старых мастеров», что также подчеркивает «голод» коллекционеров по работам этих художниц, сообщает Аrtnet. news.

«Наши дилеры видели, как ряд музеев добавляли в свои коллекции художников-женщин из числа старых мастеров, и это все еще область относительных возможностей, поскольку цены намного ниже, чем у их коллег-мужчин», — сказал представитель выставки-ярмарки.

Среди основных экспонатов выставки — недавно открытая заново миниатюра Благовещения (Гавриил и Богородица) Катерины Анжелы Пьероцци (1677 г.), представленная галереей Колнаги. Изображение искусно выполненных бюстов Гавриила и Богородицы, окруженных золотой рамой с цветочными украшениями дизенго, является первой обнаруженной работой этой художницы. До сих пор не было известно ни одного сохранившегося примера ее произведений. Эта миниатюра была обнаружена во время подготовки к выставке в галерее Колнаги «Запретный плод: женский натюрморт», которая сейчас проходит в Лондоне и представляет работы разных художниц, в том числе Феде Галиции, которая известна своими настольными натюрмортами флоры и фауны.

«Единственная известная работа Пьероцци и важное повторное открытие, «Благовещение» (1677 г.), представляет собой исключительную редкость открытия «первой» работы и, таким образом, первого раскрытия миру стиля художника», — сказал Хорхе Колл из Галереи Колнаги. — «В новейшей истории искусства мало случаев такого явления, если они вообще есть».

На выставке-ярмарке также будут представлены работы фламандской художницы Михаэлины Вотье (1604–1689 гг.), чьи работы на протяжении многих веков посмертно приписывались как художнику Якобу ван Осту, так и собственному брату Вотье.

Вотье впервые привлекла к себе внимание после неожиданной ретроспективы в MAS Antwerp в 2018 году, и с тех пор к ней приковано повышенное внимание коллекционеров. Голландская компания Bijl-Van Urk BV представит картину Вотье «Исторический портрет мужчины в образе Иакова, мужа Рахили.

«Находясь в неоправданной тени мужчин на протяжении веков, Микаэлина наконец-то оказалась в центре внимания, которого она заслуживает!» — сказал Сандер Бейл из Галереи Колнаги.

Хотя многие из этих художниц оставались неизвестными на протяжении веков, в свое время они пользовались большим уважением. Женевская выставка «Живопись старых мастеров Роба Смита» представит работу художницы эпохи барокко 17-го века Джованны Гарцони, написанную по мотивам одной из «Мадонн» Рафаэля. Картина «Мадонна с Младенцем» была заказана ей непосредственно семьей Медичи в 1649 году, что свидетельствует о престиже, который она завоевала.

«В быстро меняющейся среде, в которой мы живем сегодня, инклюзивность и разнообразие находят свое место на TEFAF в этом году благодаря чествованию великих художниц, таких как Джованна Гарцони», — сказал Пол Смитс.

Возможно, самой увлекательной работой среди женщин — «старых мастеров», представленных на ярмарке, является блестящий этюд английской портретистки Мэри Бил, изображающий ее мужа, Чарльза Била (около 1660 г.), представленный лондонской галереей Weiss. На портрете, сделанном при бракосочетании пары, с большой чуткостью изображен ее муж, который также был ее самым верным помощником.

«Эти ранние этюды маслом, на которых изображены исключительно ее ближайшие родственники и которые были написаны до того, как она стала профессиональным художником, являются самыми ранними портретами в британском искусстве, в которых традиционные роли мужчины-художника и женщины-музы поменялись местами», — сказал Чарли Маккей, директор галереи Weiss. — «С помощью этих интимных, плавных картин она воплощает в жизнь любовь, которую она питает к своему предмету, в данном случае к ее мужу Чарльзу, который позже станет менеджером ее студии».

По словам Маккея, инверсия традиционных ролей в семье Бил существовала далеко за пределами холста. «Билы были удивительно новаторским и успешным партнерством в любви и бизнесе, которые бросили вызов статус-кво в Англии поздних Стюартов, поэтому мы рады — и даже гордимся — тем, что освещаем этот конкретный пример», — заключил он.

Форумы