Первые скульптуры Микеланджело восстановлены и выставлены в Доме Буонаротти во Флоренции

«Мадонна на ступенях» и «Битва кентавров» вновь доступны для обозрения

 

ФЛОРЕНЦИЯ. Первые две скульптуры Микеланджело — мраморные рельефы «Мадонна на ступенях» и «Битва кентавров», вырезанные из мрамора, когда он был подростком, были отреставрированы и выставлены в музее Casa Buonarotti во Флоренции, сообщает Тhe history blog.

Микеланджело было всего 15 лет, когда он переехал во Флоренцию в 1490 году и присоединился к неформальной художественной академии, спонсируемой Лоренцо Медичи в его «Садах скульптур» на площади Сан-Марко во Флоренции. В течение двух лет Микеланджело жил во дворце Медичи и учился в «Садах» Лоренцо под руководством Бертольдо ди Джованни, скульптора и портретиста, который был хранителем древностей Лоренцо и наставником молодых талантов, которые там учились.

Первой скульптурой Микеланджело (1490-1491 гг.) была «Мадонна на ступенях», низкий рельеф — дань уважения технике Донателло relievo stiacciato («разбитый рельеф»). Мадонна сидит на квадратном каменном блоке, Младенец Христос у Нее на коленях, спиной к зрителю. Слева находится лестничный пролет, давший название произведению. Наверху лестницы борются двое путти, а третий смотрит в сторону, задумчиво перегнувшись через перила.

Его вторая скульптура (1491-1492 гг.) была еще одним рельефом, на этот раз динамичной, сложной, глубоко вырезанной мифологической сценой битвы между людьми и кентаврами. Микеланджело черпал вдохновение из самой большой бронзы Бертольдо — рельефа с изображением сложной сцены битвы, вдохновленного древнеримским саркофагом. Лоренцо Медичи заказал рельеф Бертольдо десятилетием ранее.

Микеланджело сохранил оба рельефа на всю жизнь. Он считал «Битву кентавров» одним из своих величайших произведений, свидетельством того, что ему следовало с самого начала придерживаться скульптуры, а не отвлекаться на «раздражающие и отвлекающие факторы», такие как, скажем, потолок Сикстинской капеллы. После его смерти в 1564 году «Мадонна на ступенях» была продана герцогу Тосканскому Козимо I Медичи племянником и наследником Микеланджело (под некоторым принуждением). Великий герцог Козимо II вернул рельеф семье Буонарроти в 1616 году. «Битва кентавров» была в семье Буонарроти на протяжении пяти столетий. Оба рельефа являются частью постоянной коллекции Дома Буонарроти.

В 2020 году музей приступил к новому проекту по консервации двух работ. Для оценки состояния и планирования последующих вмешательств использовались неинвазивные техники.

Спустя двадцать пять и тридцать лет соответственно после реставрации обеих работ, новое вмешательство по очистке было необходимо для удаления тонких наслоений атмосферных отложений связного и несвязного характера, которые затемняли и хроматически изменяли рельефы. Фактически цвет мрамора изменился из-за изменения и проникновения материалов, использовавшихся при реставрационных работах в девятнадцатом веке (воски, масла, мыла и растворители, такие как скипидар слегка янтарного цвета, использованный, например, в случае «Битвы кентавров»). После недавней операции очистки теперь можно ясно видеть горельеф в его первозданном виде.

Очистка, которой подвергались работы Микеланджело, дала такие результаты, что существовавшая ранее обстановка больше не подходила для их оптимальной экспозиции, когда на светлом фоне искажались цвет и моделирование двух мраморов. В новой планировке были спроектированы окрашенные в антрацитовый цвет металлические конструкции, которые выделяют и подчеркивают два рельефа. История обеих работ представлена ​​в виде короткого, очень подробного текста, написанного антрацитовыми буквами на светло-сером фоне на итальянском и английском языках. Кроме того, новое светодиодное освещение позволяет рассмотреть каждую деталь скульптуры.

Два самых ранних шедевра Микеланджело сейчас находятся в отремонтированном Мраморном зале Дома Буонарроти.

Форумы