Выставка, посвященная великому мастеру итальянского Возрождения Донателло, открылась во Флоренции

Два места проведения выставки — Национальный музей Барджелло и Палаццо Строцци

 

ФЛОРЕНЦИЯ. Впервые за последние 40 лет проводится крупная персональная выставка, посвященная великому мастеру итальянского Возрождения Донателло (ок. 1386 – 1466 гг.), сообщает news.artnet.com.

Куратор выставки Франческо Калиоти, профессор истории средневекового искусства в Scuola Normale Superiore di Pisa, надеется, что грандиозная выставка поможет поднять знаменитого скульптора до уровня славы Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело.

«Это просто из-за того, что он был скульптором, а не художником», — сказал Франческо Калиоти. — «Донателло был пионером перспективы, и его работы предвосхитили фотографию и кино. Он действительно очень современный. Донателло — лучший скульптор, пожалуй, из когда-либо существовавших».

Два места проведения выставки — Национальный музей Барджелло и Палаццо Строцци, оба во Флоренции — обратились к Калиоти с предложением курировать выставку несколько лет назад, но он изучает художника уже около 30 лет и считает, что вклад Донателло в искусствоведческий канон исключительно велик. Но его несправедливо затмили достижения в живописи, считает Франческо Калиоти. «Возрождение было триумфом скульптуры, — сказал Калиоти. — «А Донателло был отцом Ренессанса».

Художников того периода вдохновляли в основном мраморные статуи, вырезанные древними греками и римлянами, а не картины, от которых сохранились немногие, считает профессор. «Мы должны изменить наш взгляд на историю искусства», — сказал Калиоти. «Ренессанс — это преимущественно скульптурный период». Собрав воедино беспрецедентное количество работ скульптора, выставка «Донателло: Ренессанс» вполне может помочь нарушить эту иерархию.

130 экспонатов, выставленных на обозрение — это скульптуры Донателло вместе с картинами его современников и художников, появившихся сотни лет спустя. Все они иллюстрируют его непреходящее влияние.

В экспозицию вошли произведения из таких коллекций, как: Метрополитен-музей в Нью-Йорке; Лувр в Париже; Национальная художественная галерея в Вашингтоне, округ Колумбия; Художественно-исторический музей в Вене. Калиоти также смог получить для выставки скульптуры Донателло, которые никогда раньше не путешествовали, такие как работы из баптистерия в Сиене и базилики Святого Антония в Падуе и даже бронзовые двери ризницы базилики Сан-Лоренцо.

Для выставки многие работы были тщательно сохранены в Opificio delle Pietre Dure во Флоренции, государственном институте Министерства культурного наследия Италии, специализирующемся на реставрации произведений искусства. Для выполнения деликатной задачи требовались щетки с мягкой щетиной и иглы дикобраза, обработка многовековых работ пропаренной деминерализованной водой и другими мягкими чистящими средствами перед нанесением защитного слоя микрокристаллического воска. В частности, одну из статуй из купели Сиенского собора очищали пером дикобраза.

«Они очистили бронзу, обнаружив то самое золотое покрытие, которое было полностью скрыто веками грязи и нечистот», — сказал Калиоти. — «Они очень блестящие, с золотой поверхностью, которую никто не видел на протяжении веков — они выглядели почти черными».

Очищенные работы будут показаны вместе со скульптурами, которые еще не прошли консервацию, и по окончании выставки они отправятся в Opificio delle Pietre Dure.

Выставка также включает новаторскую мраморную скульптуру Донателло «Святой Георгий» (1415 – 1417 гг.), созданную для флорентийской церкви Орсанмикеле и являющуюся ранним образцом перспективы в искусстве эпохи Возрождения, и его бронзового Давида (ок. 1440 г.), который, по мнению некоторых искусствоведов, является первой с древних времен отдельно стоящей скульптурой обнаженного мужчины в западном искусстве. Обе скульптуры происходят из экспозиции из Барджелло. Для выставки во Флоренции многие произведения также предоставил городской музей Опера дель Дуомо, где хранится впечатляющая коллекция работ Донателло.

«Если вы приедете во Флоренцию, — сказал Калиоти, — у вас будет очень, очень широкое представление о творчестве Донателло».

В числе других работ, представленных на выставке, стоит отметить следующие шедевры Донателло:

«Пир Ирода» (1423 – 1427 гг.). Собрание баптистерия Сан-Джованни, Сиена;

«Надежда» (1427 – 1429 гг.). Собрание баптистерия Сан-Джованни, Сиена.

«Мадонна с младенцем»(Дель Пульезе – Мадонна Дадли), ок. 1440 г. Собрание Музея Виктории и Альберта, Лондон;

«Мадонна с младенцем» (Мадонна Пиот), ок. 1440 г. Собрание Лувра, Париж.

«Аттис-Аморино» (ок. 1435 – 1440 гг.). Собрание Национального музея Барджелло, Флоренция.

«Врата апостолов» (ок. 1440 – 1442 гг.). Собрание базилики Сан-Лоренцо, Старая ризница, Опера Медичи Лауренциана, Флоренция.

«Врата мучеников» (ок. 1440 – 1442 гг.). Собрание базилики Сан-Лоренцо, Старая ризница, Опера Медичи Лауренциана, Флоренция.

«Святой Иоанн Креститель» из Каса Мартелли (ок. 1442 г.). Собрание Национального музея Барджелло, Флоренция.

«Чудо мула» (ок. 1446 – 1449 гг.). Коллекция базилики Сант-Антонио, Падуя.

«Дева Мария с младенцем» («Мадонна в облаках»), ок. 1425 — 1430 гг. Собрание Музея изящных искусств, Бостон.

«Давид Победоносец» (1408 — 1409 гг.). Собрание Национального музея Барджелло, Флоренция.

«Богородица с младенцем» (ок. 1415 г.). Коллекция Staatliche Museen zu Berlin, Skulpturensammlung и Museum für Byzantinische Kunst.

«Богородица с младенцем» (ок. 1425 г.). Собрание Музея Виктории и Альберта, Лондон.

«Распятие» (1408 г.). Коллекция базилики Санта-Кроче, Флоренция, собственность Fondo Edifici di Culto, Министерство внутренних дел.

«Реликварий Святого Россора (ок. 1422 – 1425 гг.). Собрание Национального музея Сан-Маттео, Пиза.

Также экспонируется совместная работа Донателло и Микелоццо «Танец Спирителли» (1434 – 1438 гг.). Собрание Museo dell'Opera del Duomo, Прато.

На выставке также представлены произведения других мастеров эпохи Ренессанса:

Мазаччо, «Святой Павел» из «Карминского полиптиха» (1426 г.). Собрание Национального музея Сан-Маттео, Пиза.

Андреа Мантенья, «Богородица с младенцем» (ок. 1490 – 1495 гг.), Собрание Музея Польди Пеццоли, Милан.

Микеланджело Буонарроти, «Богородица с младенцем» («Мадонна на лестнице»), ок. 1490 г. Собрание Дома Буонарроти, Флоренция.

Джованни Беллини, «Мертвый Христос, опекаемый ангелами» (Imago Pietatis), ок. 1465 г. Собрание Fondazione Musei Civici di Venezia, Museo Correr, Венеция.

Дезидерио да Сеттиньяно, «Давид Победитель» (Мартелли Давид), ок. 1462 – 1464 гг. Собрание Национальной галереи искусств, Вашингтон, округ Колумбия.

Андреа дель Кастаньо, «Фарината дельи Уберти» (ок. 1448 – 1449 гг.). Собрание Галереи дельи Уффици, Галерея статуй и изображений, Флоренция.

Выставка «Донателло: Ренессанс» открыта в стенах Национального музея Барджелло во Флоренции и в Палаццо Строцци во Флоренция, с 19 марта по 31 июля 2022 года.

Экспозиция «Донателло: основатель эпохи Возрождения» в дальнейшем переместится в Государственный музей Preußischer Kulturbesitz, Берлин, где она будет доступна 2 сентября 2022 г. — 8 января 2023 г., а также в Музей Виктории и Альберта в Лондоне, где ее могут увидеть 11 февраля – 11 июня 2023 г.

Форумы