Статуя Марии Магдалины работы Антонио Кановы заново открыта спустя 100 лет после того, как она была продана и забыта

Статуя долгое время служила садовым украшением

 

ЛОНДОН. Статуя Лежащей Марии Магдалины, созданная выдающимся итальянским скульптором эпохи классицизма Антонио Кановой, была заново открыта спустя 100 лет после того, как она была продана, а ее покупатель забыт. Она будет продан с молотка на аукционе Christie's в Лондоне в июле с предварительной оценкой в ​​5 млн. – 8 млн. фунтов стерлингов (6 580 000 – 10 530 000 долларов), сообщает Тhe history blog .

«Лежащая Магдалина» в свое время считалась шедевром. Когда эта скульптура была заказана британским премьер-министром лордом Ливерпулем, Канова был самым известным скульптором в Европе в течение трех десятилетий. Он создавал работы для Римских пап и аристократов, изобразил Наполеона обнаженным в виде Марса (император отверг статую на том основании, что она была «слишком спортивной»). Сестра Наполеона Полина также была изваяна скульптором обнаженной в образе Венеры (Канова планировал изобразить ее как Диану, девственницу-охотницу, но Полина настояла на том, чтобы быть изображенной в виде обнаженной Венеры).

Наполеон в образе мускулистого Марса с фиговым листом, между прочим, был куплен британским правительством в 1816 году и подарен герцогу Веллингтону в качестве «трофея» за его победу при Ватерлоо.

Завершенная летом 1822 года «Лежащая Магдалина» была одной из двух последних скульптур, созданных мастером перед смертью, которая последовала 13 октября 1822 года. Другая — «Спящий Эндимион и его собака» — была заказана 6-м герцогом Девонширским. Она находится с тех пор в Скульптурной галерее Чатсуорт-Хауса.

После смерти Кановы герцогиня Девонширская написала лорду Ливерпулю: «Мой дорогой лорд Ливерпуль... Вы вместе со всей Европой оплакивали Канову — это поистине невосполнимая потеря, о которой я не могу думать без слез... У вас и герцога Девонширского [который заказал Эндимиона] имеются последние удары его долота...»

После смерти лорда Ливерпуля «Лежащая Магдалина» перешла к его сыну Чарльзу. Она ушла из семьи после смерти Чарльза, когда была продана на аукционе в 1852 году Уильяму, 11-му барону Уорду. В каталоге она указана как «одна из лучших и наиболее совершенных работ Кановы», и в течение многих лет после этого она выставлялась на самых громких художественных выставках.

В 1920 году Уорд продал свое родовое поместье и все его имущество некоему производителю ковров. Одним из проданных вместе с имением шедевров была «Лежащая Магдалина». Но каким-то образом при этой передаче права собственности авторство Кановы было потеряно.

«Лежащая Магдалина» у нового владельца в 1950-х годах приобрела новый статус садовой скульптуры. Нынешний владелец скульптуры купил ее в 2002 году на распродаже садовых скульптур.

Нынешние владельцы, как сообщает Financial Times, связались с лондонским советником Фрэнсисом Ауредом, который руководил командой, в итоге сделавшей открытие. В отчете о состоянии памятника указано, что распятие на плече фигуры в настоящее время практически отсутствует, но в остальном работа находится в «очень хорошем» состоянии.

«Эта работа разыскивалась учеными на протяжении десятилетий, поэтому открытие имеет фундаментальное значение для истории коллекционирования и истории искусства», — говорит Марио Гудерцо, ведущий исследователь искусства Кановы и бывший директор Гипсотека-музея Антонио Кановы в Поссаньо, Италия. В музее хранится гипсовая модель произведения 1819 года.

Работа будет выставлена ​​в эти выходные в Christie's в Лондоне, а затем посетит Нью-Йорк (8–13 апреля) и Гонконг (27 мая–1 июня). Продажа приурочена к двухсотлетию со дня смерти Антонио Кановы.

Форумы