Некрополь эллинистической эпохи в Неаполе откроют для публики летом 2022 года

Подземное кладбище, датируемое IV в. до н.э. — II в. н.э., находится в районе Санита

НЕАПОЛЬ. Небольшой участок древнего кладбища в Неаполе впервые откроется для публики, проливая новый свет на историю этого итальянского города и древнегреческое искусств сообщает сайт Смитсоновского института.

Подземное кладбище находится в районе Санита в Неаполе, над ним расположены мощеные улицы и огромные рынки.

Около 2000 лет назад этот оживленный район Неаполя был совсем другим. Расположенный сразу за стенами Неаполя — греческого города, настолько уважаемого, что даже при римлянах его эллинистическая культура могла процветать, — когда-то он был холмистой местностью, состоящей из вулканического туфа .

Туф известен своей мягкостью. На протяжении веков цивилизации на итальянском полуострове копали его, чтобы создать гробницы, места отправления культа и даже жилища в пещерном стиле.

В этом смысле район Sanità ничем не отличается: греческие жители древнего Неаполя использовали эту территорию сразу за городскими стенами не только для добычи туфа, но и в качестве некрополя. Улицы, ныне бурлящие жизнью, были тогда проторенными тропинками между холмами из туфа. Когда греки построили грандиозные семейные гробницы, эти тропинки превратились в импровизированные дороги в городе мертвых.

В конце концов погребенный под осадочными породами в результате ряда стихийных бедствий некрополь был потерян. Точные размеры некрополя неизвестны. Но Луиджи Ла Рокка, глава Soprintendenza, государственного ведомства, которому поручено следить за археологическим и культурным наследием Неаполя, говорит, что в некрополе были «десятки» гробниц. В каждой гробнице было погребено несколько тел; принадлежали ли они семьям или членам культурных и политических групп, остается неизвестным.

По словам Ла Рокка, этот археологический объект, использовавшийся сначала греками, а затем римлянами с конца четвертого века до нашей эры до начала первого века нашей эры, является «одним из самых важных» в Неаполе.

В этом году небольшой участок давно затерянного кладбища впервые откроется для публики.

До 1960-х годов, когда была капитально отремонтирована канализационная система, долина, где находится Санита, была подвержена наводнениям так называемой «лавы деи верджини», или «лавы девственниц». Это не вулканическая лава, опустошившая близлежащие Помпеи, а потоки грязи, смешанной с камнями, выбитыми из пористых холмов во время ливней. Хотя римляне повторно использовали некрополь после греков, наводнение вскоре покрыло его слоями наносов. Столетия спустя, в 1500-х годах, над этим морем грязи уже возвышался район Санита.

Четыре могилы, которые скоро будут открыты для обозрения, лежат почти в 40 футах ниже Виа деи Кристаллини, улицы, на которой находится дворец аристократической семьи ди Донато 19-го века. Каждая из гробниц состоит из верхней камеры, где римские погребальные урны стоят в нишах над скамьями, вырезанными для греческих плакальщиков, и нижней погребальной камеры, где тела были захоронены еще в эллинистический период. Обе камеры были заполнены статуями, возможно, предков, а также скульптурными яйцами и гранатами — символами воскресения. В древности верхние камеры находились на уровне дороги, а нижние погребальные помещения находились под землей.

Эксперты не уверены, кто именно был похоронен в некрополе, но имена, нацарапанные на древнегреческом языке на стенах гробниц, дают ключ к разгадке личности умерших.

«Самое невероятное в этом месте то, что все это было выкопано», — говорит реставратор Мелина Пагано. «Они не брали кровати и не ставили их — они вырезали [комнату и ее содержимое] на склоне холма».

Названные современными наблюдателями Ипогео деи Кристаллини, или Гипогеем улицы Кристаллини, стены гробниц украшены фресками с гирляндами, изображениями в стиле trompe l'oeil и именами, нацарапанными на греческом языке — это своеобразная перекличка мертвых. В лучше всего сохранившейся комнате Горгона на стене зорко наблюдает, готовая вечно отгонять врагов от погребенных.

«Очень волнительно спускаться в недра города, который так оживлен наверху, и видеть что-то таким, каким они его оставили в первом веке», — говорит Ла Рокка. Это место было одним из первых, которые он посетил после того, как занял свой пост в 2019 году, стремясь узнать, есть ли способ открыть его для публики.

«Гробницы почти идеально сохранились, и это прямое живое свидетельство деятельности в греческую эпоху», — добавляет Ла Рокка. — «Это было одно из самых важных и интересных мест, о котором Soprintendenza, по моему мнению, нужно было рассказать людям».

Рабочие, вероятно, наткнулись на гробницы в 1700-х годах, когда дыра, просверленная в саду наверху, разрушила разделяющую стену между двумя камерами. Быстро забытые, они были официально заново открыты в 1889 году, когда барон Джованни ди Донато, предок нынешних владельцев, копался в саду в поисках источника воды для своего палаццо.

В конце 19 века археологи извлекли из гробниц около 700 древних предметов.

К тому времени Санита претерпела множество трансформаций: из некрополя Великой Греции, или заселенной греками южной Италии, она превратилась в бедный пригород за стенами тогда уже итальянского Неаполя, а затем в роскошный квартал под королевским дворцом Бурбонов в Каподимонте, расположенным на вершине туфового холма.

Сознавая, что он обнаружил что-то важное, барон ди Донато приказал раскопать захоронения в частном порядке, построив лестницу вниз из дворцового двора. Археологи удалили большую часть из примерно 700 предметов, найденных внутри, включая погребальные урны, керамику и статуэтки; семья сохранила некоторые из них, а остальные пожертвовала Национальному археологическому музею Неаполя (MANN) и Soprintendenza на хранение.

Местные историки изучили это место, сделав бесценные описания настенных росписей гробниц, которые с тех пор почти пришли в негодность. Они также обнаружили человеческие останки неясного происхождения. Сегодня могилы усеяны костями, которые будут изучены, чтобы установить возраст их владельцев и историю болезни, прежде чем они будут захоронены на отдельном кладбище.

Гробницы провели следующие 120 лет запертыми за неприметной дверью подвала дворца ди Донато. За исключением случайных визитов, они были недоступны для публики. Благодаря Алессандре Калисе, которая вышла замуж за представителя этой семьи, это скоро изменится.

Калисе время от времени приводила на это место гостей. «Но 20 лет назад, — говорит она, — мы пошли в MANN, чтобы посмотреть «нашу» комнату [где выставлены находки Кристаллини], и меня переполняли эмоции. Было ясно, что важно открыть это место».

Калисе и ее муж составили планы публичного экспонирования гробниц. В 2018 году они успешно подали заявку на региональное финансирование и убедили Центральный институт охраны природы (ICR), итальянское государственное учреждение, взять на себя надзор за проектом.

Это уникальное место, говорит Федерика Джакомини, приехавшая из Рима, чтобы наблюдать за расследованиями СКР.

«Древнегреческая живопись почти полностью утеряна — даже в Греции почти ничего не осталось», — добавляет Джакомини. «Сегодня у нас есть архитектура и скульптура как свидетельство греческого искусства, но мы знаем из источников, что живопись была не менее важна. Хотя это и декоративная, а не фигуративная живопись, она очень утонченная. Так что это очень необычный контекст, редкость и очень ценный».

С ним согласен и директор MANN Паоло Джулиерини. Как хранитель тысяч объектов из Помпей, он остро осознает то, что считает «дисбалансом» в восприятии Неаполя и его соседей. Хотя руины Помпеи и Геркуланума могут заставить современных наблюдателей рассматривать этот район как типично римский регион, Джулиерини утверждает, что Неаполь был «гораздо важнее», чем два упомянутых города — как греческий центр передового опыта, который «оставался греческим до второго века».

Более того, говорит он, качество гробниц Кристаллини настолько исключительное, что подтверждает высокое положение Неаполя в Средиземноморском регионе. Они ближе всего к расписным гробницам, найденным на родной территории Александра Великого в Македонии, что означает, что они были «непосредственно сделаны по заказу, вероятно, македонскими мастерами, для неаполитанской элиты».

«Гипогей учит нас тому, что Неаполь был важнейшим культурным городом в [древнем] Средиземноморье», — добавляет Джулиерини.

Гробница C лучше всего сохранилась из четырех погребений, с рифлеными колоннами по обе стороны от входа. Двенадцать окрашенных в алый цвет ступеней ведут вниз в погребальную камеру, где на красно-белом полу покоятся шесть полых саркофагов высотой до бедра, вылепленных из туфа в форме кроватей. Тщательно вылепленные ножки кроватей расписаны геометрическими и цветочными мотивами ярко-алого, горчичного и темно-синего цветов. Все еще пухлые подушки (тоже из туфа), лежащие на вершине каждого саркофага, украшены полосами желтого, фиолетового и бирюзового цветов с красными штрихами, имитирующими сшитые крестиком нити.

Это были очень ценные цвета, говорит реставратор Мелина Пагано, указывая на египетский синий цвет и охру, которые использовались для окраски подушек. Пагано и ее коллеги из ROMA Consorzio экспериментировали с процессом консервации, очищая крошечные участки каменных подушек с помощью лазера.

Единственное, что в камере не вырезано из туфа, — это голова Горгоны в натуральную величину, высеченная из темного камня (возможно, известняка) и закрепленная на стене напротив двери.

Все еще покрытое грязью (на данный момент), мифологическое чудовище имеет нарисованные глаза, розовые щеки и волосы, которые на концах закручиваются змеями с полным лицом. Она парит над мертвыми, окруженная ярким ореолом, окрашенным в синий, желтый и красный цвета. По словам Джулиерини, миниатюрные Горгоны, вырезанные на ионических колоннах, по-видимому, подпирают камеру и служат «магическими» символами защиты.

Другие сюрпризы скрыты в стенных росписях гробницы С: пышные гирлянды, которые, кажется, свисают с колонн, древние ритуальные блюда и вазы рядом с пылающими канделябрами и то, что кажется лавровыми кустами. Изображены также две крошечные фигурки: бог Дионис и Ариадна, женщина, которую он сделал бессмертной, наблюдают за мертвыми Неаполя. Древнегреческие имена, нацарапанные на стенах над кроватями, перечисляют людей, которые, вероятно, были там похоронены.

Картины были в лучшем состоянии, когда они были впервые обнаружены. Во время раскопок 19-го века рабочие просверлили четыре отверстия, чтобы проветрить гробницы, непреднамеренно впустив «лаву деи верджини», которая продолжала затоплять территорию. По словам Джакомини, то, что, по-видимому, было ранними попытками очистки от грязи в гробнице А, также повредило настенные росписи.

Следующие шаги включают в себя закрытие четырех отверстий (но не полное, так как это дестабилизирует окружающую среду) и постоянный мониторинг уровня температуры и влажности. К июню у исследователей должны быть данные за год, что позволит им приступить к восстановлению картин и их изучению.

«Это не то место, которое нужно восстановить, сделать красивым, а затем открыть», — говорит Джакомини. — «Это будет постоянная работа, требующая постоянного контроля и обслуживания».

Эксперты, которые уже заказали трехмерные карты гробниц, планируют внимательно следить за тем, как присутствие посетителей влияет на температуру и влажность, которые до сих пор оставались стабильными, с сезонными колебаниями. Освещение также имеет решающее значение. Одна из основных причин, по которой Гипогей так хорошо сохранился, заключается в отсутствии естественного света, который способствует росту биологических организмов. Следует отметить, что освещение высокой интенсивности уже повредило знаменитые наскальные рисунки в пещере Ласко во Франции, которые были закрыты для публики с 1963 года.

Несмотря на эти потенциальные «ловушки», все участники проекта полны решимости поделиться своим открытием со всем миром.

«Реставраторы не хотят, чтобы эти места были идеально сохранены, но недоступны для обозрения», — говорит Джакомини. По его словам, открытие некрополя для посещения «покажет цвета и изысканность Великой Греции». «Это расскажет людям об их происхождении таким образом, что это обогатит всех. Вы не можете сохранить наследие ради него самого — настоящая проблема заключается в том, чтобы найти баланс, чтобы заставить его жить», — отмечает Джакомини.

Ла Рокка соглашается, объясняя: «Мы знаем о трудностях, но нам нужно показать это. Мы будем постоянно оценивать его — если выяснится, что даже десять посетителей повредят его, мы перейдем к плану Б — мультимедийной реконструкции».

По предварительным планам, первые посетители прибудут в гробницы летом 2022 года. Тем временем MANN представит свои находки Cristallini в разделе «Napoli Antica», открытие которого запланировано на октябрь. Soprintendenza, со своей стороны, работает над тем, чтобы лучше понять историю этого места. Совместно с Университетом Ванвителли в соседней Казерте сотрудники раскопали груды земли, которые были смещены в результате первоначальных раскопок. При этом обнаружили каменную голову сатира и фрагменты древних колонн, датируемых третьим веком до нашей эры.

Форумы