Экспозицию Музея Гетти пополнит древнеримская инталия с изображением Энея

Коллекция гемм была приобретена у итальянской семьи Санджорджи в 2019 году

ЛОС-АНДЖЕЛЕС.Древнеримская гемма с изображением Энея была приобретена Музеем Гетти у итальянской семьи Санджорджи в 2019 году и после реставрации попала в постоянную экспозицию древнеримского искусства, сообщает The History Blog со ссылкой на официальный сайт музея.

Инталия изготовлена из цельного куска сердолика овальной формы и имеет длину менее дюйма. Она была изготовлена на территории современной Италии, вероятнее всего, в самом Риме, около 20 г. до н.э., во время правления императора Августа и незадолго после написания Вергилием знаменитой «Энеиды».

В центре изображенной на инталии композиции помещен Эней в кирасе и птеругах – элементе античного защитного доспеха, состоящего из кожаных полос на бедрах. На левом плече Эней несет своего престарелого отца Анхиса, облаченного в искусно задрапированные одежды. В руках Анхис держит цилиндрический реликварий с Х-образным орнаментом. Эней ведет за руку своего малолетнего сына Аскания (в «Энеиде» он упоминается под именем Юл), одетого в хитон, плащ и фригийский колпак. Асканий перекинул через левое плечо педум (изогнутую палку, использовавшуюся латинскими охотниками в качестве метательного оружия). Эней и его семья выходят через ворота Трои на берег моря. Стены города, сложенные из каменных блоков, еще целы, но фигура ахейского воина в шлеме с гребнем, держащего в руке факел, вырисовывающаяся на стене среди бойниц, предвещает сожжение захваченной Трои. Эней поднимается по трапу на корабль, который доставит его и его семью в безопасное место – на Апеннинский полуостров. На борту судна находятся три человека с фригийскими колпаками на головах: один гребет веслами, другой трубит в трубу, а третий разворачивает парус. Над кораблем виднеется одинокая звезда.

Сюжет бегства Энея из Трои был весьма популярен в древнегреческом декоративном искусстве, украшая вазы еще в VI веке до нашей эры, однако он приобрел наибольшее распространение в Древнем Риме, поскольку Эней считался предком основателей Рима Ромула и Рема и императора Октавиана Августа. Чаще всего сцены из «Энеиды» изображалась на древнеримских печатях и монетах.

Как и многие другие инталии, она, вероятно, была вставлена в кольцо с печаткой, использовавшейся для создания восковых оттисков, служивших своеобразной «подписью» владельца-патриция.

Неизвестно, как и когда инталия попала в коллекцию семьи Санджорджи. В 1965 г. Джорджо Санджорджи (1886-1965 гг.) передал по наследству своему сыну Серджио коллекцию древнеримских гемм и стеклянной посуды, а также портретный бюст знатной римлянки. После смерти Серджио Санджорджи в 2015 г. геммы перешли в руки его детей (посуда и бюст были проданы ранее в другие частные коллекции, преимущественно в Германию и США), а те в 2019 г. передали их в собрание Музея Гетти. После реставрации экспонатов коллекция Санджорджи была выставлена в постоянной экспозиции древнеримского искусства.

Форумы