Во Франции проходит выставка, посвященная художественному наследию Бургундского герцогства XV века

Выставка представлена совместно в Музее Ролена (Отен) и Музее Виван Денон (Шалон-сюр-Сон)

ПАРИЖ. «Зеркало принца. Художественная команда высоких сановников Бургундского двора. 1425 — 1510 гг.» — эта двойная выставка, представленная совместно в Музее Ролена и Музее Виван Денон (Отен и Шалон-сюр-Сон) воссоздает роскошную культуру герцогства Бургундского через художественные памятники, связанные с высокопоставленными чиновниками на службе Филиппа Доброго и Карла Смелого, сообщает официальный сайт парижского Лувра.

Влияние высших должностных лиц Бургундского двора на художественную жизнь герцогства в XV веке было весьма велико. С 1384 по 1477 год герцоги Бургундии преуспели в удивительном политическом строительстве, связавшем Бургундию и Франш-Конте с территориями Нидерландов, одного из самых динамично развивающихся регионов Европы. Следуя их примеру, высшие сановники бургундского двора — люди церкви, аристократы и чиновники — развили вкус к искусству и роскошным предметам. Они заказывали работы великим художникам того времени: Яну ван Эйку, Рогиру ван дер Вейдену, а также местным художникам: Клаусу де Верве, Жану де ла Уэрту, Антуану ле Муатурье или Пьеру Спикру, что значительно обогатило художественное наследие городов, в которых они проживали и исполняли свои обязанности.

Помимо «аппетита» к искусству, роскоши и формам предгуманизма, замки и часовни, гобелены и рукописи, статуи и гробницы должны были проявлять веру этих людей, символизировать их силу и утверждать их престиж в их родных городах. Это было особенно важно для служилой знати, которая поднялась высоко над обычными людьми.

Среди представленных на выставке шедевров — знаменитая работа Яна ван Эйка «Мадонна канцлера Ролена» (иначе «Канцлер Ролен молится перед Богородицей») (дерево, масло, 66 × 62 см) из собрания Лувра, написанная около 1435 года. Именно Николя Ролен, канцлер герцога Филиппа Доброго, построил церковь Нотр-Дам-дю-Шатель в Отене.

Также на двухчастной выставке в Отене и Шалон-сюр-Сон представлен скульптурный портрет члена семьи Плейн (Жирар де Плейн?) (полихромный камень), также находящийся в собрании Лувра.

Экспонаты из Музея Ролена в Отене позволяют по-новому взглянуть на великие художественные заказы семей Ролен (Rolin) и Клюньи (Clugny). Это, в частности, фигура кардинала Жана Ролена, который был выдающимся покровителем и, несомненно, одним из первых спонсоров Жана Эя, который написал для него «Рождество» (Музей Ролена в Отене).

Также на выставке можно увидеть работу Жана Эя (иначе — Муленского мастера), которая изображает Анну Французскую, Дама де Божё, герцогиню Бурбонскую, предстоящую перед Иоанном Евангелистом (дерево, масло, 83 × 63; 4-я четверть XV века (1475 — 1500 гг.), Лувр).

В музее Vivant Denon в Шалон-сюр-Сон выставка «Зеркало принца. Художественная команда высоких сановников Бургундского двора. 1425 — 1510 гг.» вращается вокруг фигур основных спонсоров, отводя почетное место Николя Ролену, канцлеру герцога Филиппа Доброго, и его жене Жигоне де Салинс, с упором на знаменитый Hôtel-Dieu в Боне.

В 2010 году город Отен подписал соглашение с парижским Лувром, в результате которого в Музее Ролена уже состоялись три «Rendez-vous du Louvre» («Свидания с Лувром»), нацеленных на содействие научному изучению шедевров из коллекций Отена, их продвижение и посредничество для обретения большой аудитории: «Болонья и Папский Оттен» (2012 г.), «От Гойи до Делакруа, художественные отношения семьи Гиймарде» (2014 г.) и «Ив или безумный соблазн» (Ève ou la folle temptation) (2017 г.).

Нынешняя четвертая выставка — «Зеркало принца. Художественная команда высоких сановников Бургундского двора. 1425 — 1510 гг.» — приобретает особое значение с появлением музея Vivant Denon в Шалон-сюр-Сон. Оба заведения получили исключительные экспонаты из отделов графики, живописи, скульптуры и произведений декоративно-прикладного искусства Лувра. Были также установлены контакты с другими французскими и зарубежными музеями. Представлены замечательные произведения, некоторые из которых будут показаны публике впервые.

Выставка получила от Министерства культуры Франции знак «Выставка национального интереса».

Форумы