Отпечаток пальца, найденный на восковой скульптуре эпохи Возрождения, может принадлежать Микеланджело

Его обнаружили эксперты Музея Виктории и Альберта в Лондоне

ЛОНДОН. Эксперты Музея Виктории и Альберта в Лондоне обнаружили на восковой скульптуре, приписываемой Микеланджело, отпечаток пальца, который возможно принадлежал великому мастеру эпохи Возрождения, сообщает сайт Смитсоновского института.

Персонал Музея Виктории и Альберта представил находку в первом эпизоде нового сезона «Секретов музея» — документального сериала BBC Two, посвященного Музею Виктории и Альберта.

Как сообщил Дэвид Сандерсон в интервью London Times, исследователи сделали открытие, переместив скульптуру под названием «Раб» (около 1516–1519 гг.) из галереи наверху музея в более холодное подземное хранилище. Это произошло в то время, когда музей был закрыт во время пандемии Covid-19.

В беседе с Times старший куратор музея Пета Моттюр сказала, что восковые модели «начинают «потеть» и выглядеть неэстетично» при повышении температуры, и сотрудники беспокоятся по поводу сохранности экспонатов из воска в периоды теплой погоды. Она добавляет: «Галереи выходят на юг, и летом может быть продолжительная жара».

Когда сотрудники исследовали статую после пяти месяцев ее хранения в прохладных условиях, они обнаружили крошечный отпечаток пальца на ягодицах фигуры. Ученые предполагают, что изменение температуры и уровня влажности вызвало изменения в химическом составе воска, что сделало отпечаток более заметным.

«Это захватывающая перспектива, что один из отпечатков Микеланджело мог уцелеть в воске», — говорит Пета Моттюр . «Такие отметки предполагают физическое присутствие творческого процесса художника. Здесь как-то соединяются ум и рука… Отпечаток пальца будет прямой связью с художником», — говорит куратор музея.

Микеланджело создал фигурку в качестве модели для большой мраморной скульптуры, заказанной для незаконченной гробницы папы Юлия II, пишет Сару Каскон в статье для Artnet News. Изначально художник планировал включить в дизайн папской гробницы 40 статуй.

Хотя Микеланджело начал высекать из мрамора статую в натуральную величину, он так и не закончил этот проект. Неоконченная скульптура — одна из четырех в его серии «Пленников» — теперь находится в Galleria dell'Academia во Флоренции.

Исследователи творчества Микеланджело отмечают, что восковая модель из Музея Виктории и Альберта дает представление о творческом процессе художника, поскольку он уничтожил большую часть своих других подготовительных восковых моделей.

Некоторые из этих моделей сохранились, потому что современники художника, в том числе — художник и писатель Джорджо Вазари, собирали этюды и рисунки Микеланджело. В своей книге «Жизнеописания художников» Вазари потмечал, что скульптор делал восковые модели «точно так же, как фигуры должны были быть вырезаны из мрамора с помощью долота, [с] частями с высочайшим рельефом…»  В некоторых случаях, как отмечают исследователи, такие восковые модели являются самостоятельными произведениями искусства.

«Они никогда не были рассчитано на длительный срок, вот что в них очень очаровательно и примечательно», — говорит о восковых моделях Микеланджело реставратор Виктория Окли. «Художник, вероятно, понятия не имел, что они проживут еще несколько веков после него», — отмечает она.

«Выживание» этой скульптуры Микеланджело впечатляет еще больше, учитывая, что она уже пережила один ужасный инцидент: в 1924 году посетитель музея упал и сбил статуэтку, разбив ее конечности на осколки, соообщает Telegraph. Эксперты кропотливо отреставрировали изделие, и спустя столетие оно остается относительно неповрежденным, хотя с тех пор на его поверхности появилось пятно.

Как сообщает Times , сотрудники Музея Виктории и Альберта планируют «гораздо внимательнее изучить» отпечаток пальца в надежде определить его владельца и, как следствие, подтвердить подлинность восковой модели. Известно, что на терракотовой скульптуре под названием «Два борца» (1530 г.) есть отпечаток пальца Микеланджело, и она может служить отправной точкой для сравнения.

Форумы