На севере Италии отреставрирован редкий памятник ранне-христианской эпохи, украшенный уникальными фресками

Его основой стал римский акведук, часть которого была превращена купель для крещения

 

ВЕРОНА. Маленькая приходская церковь Санта-Мария-Ассунта расположена в долине Вальпантена, в пяти милях к востоку от центра Вероны, в деревне Санта-Мария-ин-Стелле. Под ней находится уникальный археологический памятник — римский акведук, часть которого была превращена в нимфей, а затем в ранне-христианскую купель для крещения, которая позже была преобразована в гипогей — небольшую церковь с экстравагантными фресками. В 12 веке она стала местом паломничества. Селение названо Санта-Мария-ин-Стелле в честь фрески звездного неба на потолке гипогея,сообщает Тhe history blog.

Памятник был впервые построен в I веке как акведук, чтобы направлять воду из природного источника для снабжения пресной водой виллы и сельскохозяйственных угодий рода Помпониев, важной римской сенаторской семьи, владевшей большими участками земли в этой местности. Это один из немногих примеров римских акведуков на севере Италии, и он лучше всего сохранился. Вода все еще течет по первоначальным каналам, хотя и не имеет ничего общего с мощным потоком, который они направляли во времена Римской империи.

В первой половине III века к акведуку пристроили нимфей, культовое место, посвященное нимфам, расширив одну из его цистерн. Надпись у входа в него сообщает, что его построил Публий Помпоний Корнелиан, и перечисляет остальных членов его семьи: жену Юлию Магию, сыновей Помпония Юлиана (будущего претора Аравии) и Помпония Магиана (будущего претора Фракии). Надпись находится не в своем первоначальном контексте, поэтому неясно, относится ли то, что построил Публий Помпоний Корнелиан, в данном случае к нимфею или другому строению. Но из других надписей известно, что Корнелиан, видный имперский магистрат и крупный землевладелец, посвятил по обету жертвенник «нимфам и их водам» — для восстановления близлежащего минерального источника примерно между 200 и 215 годами нашей эры.

Где-то в 4 веке, вероятно, после визита в эти места святого Зенона, епископа Веронского, нимфей был преобразован в купель для крещения. Некоторые остатки эллиптической ванны, использовавшейся для крещения, сохранились в атриуме древнего нимфея, а стены были позднее украшены фресками с мотивами, связанными со спасением, посвящением и мученичеством, украшенными цветами и завитками. На фресках отсутствуют большие фрагменты живописи, но два сюжета все же можно идентифицировать как изображения Даниила во рву львином (с крошечным Аввакумом над ним слева от него, приносящим мистическую еду и питье) и Христа-Законодателя в окружении апостолов Петра и Павла. Частично сохранилось также изображение лошадей, запряженных в квадригу, но его интерпретация неясна. Это единственные ранне-христианские фрески на севере Италии.

Примерно на рубеже V века пространство для крещения было расширено, и слева и справа от атриума были добавлены две полуэллиптические камеры. Здание стало местом, где проводилось обучение катехизису, а стены и потолки были украшены фресками со сценами и фигурами из Ветхого и Нового Заветов. Фрески северной палаты являются самыми впечатляющими. Они были написаны в V веке необычайно одаренным художником, что удивительно для такого скромного места. Это фрески с очень изысканными изображениями лиц, одежды, архитектуры и динамичных действий. Даже фриз, представляющий собой трехмерный греческий меандр, кажется, отрывается от стены (и глубоко в нее погружается).

По обе стороны от входа в северную часть помещения изображены двое юношей с факелами. Эта иконография часто встречается у входа в римские виллы. Над входом и юношами изображен Христос на престоле с редким голубым нимбом. По бокам от него стоят в тогах безбородые апостолы, очень похожие на римлян. Две цилиндрические коробки у ног каждого из апостолов содержат свитки Нового и Ветхого Завета. Иисус и апостолы тоже держат свитки. Эта фреска датируется 6 веком.

Если повернуться налево, первая панель изображает Вход Христа в Иерусалим — событие, описанное в Евангелии от Луки. Следующая сцена из книги пророка Даниила показывает, что Седрах, Мисах и Авденаго отказываются поклоняться золотому идолу царя Навуходоносора II. Мотив продолжается в следующей фреске, где трое праведников стоят в огненной печи, защищенные ангелом, стоящим за ними.

Затем мы возвращаемся к Новому Завету с шокирующе динамичной сценой «Избиения Вифлеемских младенцев» из Евангелия от Матфея. Ирод справа командует двумя солдатами, которые забивают младенцев насмерть. Еще один ребенок истекает кровью на земле. Следующее изображение — Рождество Христово, но в нем отсутствует знакомая нам иконография. Вместо Марии и Иосифа, поклоняющихся Христу в яслях вместе с пастухами и животными, присутствуют только животные: бык и осел. Ясли поблекли, но все еще виден контур головы младенца Иисуса. Эта очень простая сцена с младенцем Христом и животными была самым ранним изображением Рождества. Мария, Иосиф и остальные персонажи появились в иконографии Рождества в более поздние века.

Рядом с Рождеством — ниша эллиптической формы. Две фигуры женщин в экзотической одежде украшают противоположные стены входной арки. Задняя стенка ниши имеет солярное изображение на задней стене с зонтиком на изогнутом потолке. Над входом в нишу очень плохо сохранившаяся фигура Марии. На потолке над ней темно-синий фон с белыми звездами. Это фреска, которая дала название храму и селению. Она датируется 9 веком.

И последнее, но не менее важное — фреска, не похожая ни на что, которая украшает куполообразный потолок камеры. Это серия трубок, четыре ряда из них, каждая разного цвета: красная внизу, затем синяя, желтая и зеленая. Каждая трубка украшена. Эта невероятно абстрактная фреска, вероятно, является архитектурной отсылкой. Римляне использовали «тубули», пустые глиняные трубы в куполах, чтобы заполнить пространство, облегчая давление на опорные стены. Художник, таким образом, раскрыл секреты конструкции купола.

Южная камера меньше по размеру, с менее сложной отделкой. Ее фрески относятся к 8 веку и сильно пострадали. Там изображен юноша, коорый держит свиток и дощечку с изображением руки Божией с религиозными надписями по бокам. В палате размещен не свойственный помещению погребальный алтарь I века. Он был разрушен, и на его фрагменте в XII веке была вырезана надпись с упоминанием Папы Урбана III.

Гипогей использовался в 8-м и 9-м веках как безопасное место для встреч христиан, когда правили лангобарды, и он был обустроен для совершения приходских служб в 1100 году, когда церковь над ним была сильно повреждена в результате землетрясения. В 1187 году Папа Урбан III объявил, что все паломники, посетившие это место, получат полные индульгенции. Он использовал этот древний алтарь, чтобы обозначить победу Христианства над язычеством.

Гипогей использовался в основном как колодец в позднем средневековье, но его религиозное значение возродилось в конце 16 века. Он был освящен для совершения Мессы епископом Веронским в 18 веке.

Гипогей был закрыт для посещения в 2008 году из-за плохого состояния. Фрески были поражены толстыми минеральными отложениями и биологическим налетом. Проникновение воды из церкви наверху привело к потере краски, а материалы, использованные при ошибочной реставрации в 1960-х годах, также испортились. В 2016 году в рамках новой программы консервации, документации и светового дизайна фрески были восстановлены, и пространство снова было открыто для посетителей на очень ограниченной основе, чтобы поддерживать стабильную температуру и влажность в хрупкой среде. Реставрация северной камеры была особенно успешной, так как удаление отложений показало, что цвета фресок все еще были достаточно яркими.

Форумы