Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Феодосию (Шитову), епископу Алатырскому и Порецкому

16 июня за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Феодосия (Шитова) во епископа Алатырского и Порецкого. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Феодосия на служение и вручил ему архиерейский жезл.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Феодосию (Шитову), епископу Алатырскому и Порецкому

16 июня 2024 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, за Литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Феодосия (Шитова) во епископа Алатырского и Порецкого. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Феодосия на служение и вручил ему архиерейский жезл.

Преосвященный епископ Феодосий!

Ныне, во время Таинства хиротонии, через возложение на твою главу Евангелия и архиерейских рук ты сподобился принять благодать Всесвятого Духа.

Милостью Божией и соборной молитвой в сем храме, как в Сионской горнице, свершилась твоя личная Пятидесятница: ты получил великий дар и был сопричтен сонму епископов Русской Православной Церкви, которые продолжают великое дело, порученное Самим Господом святым апостолам.

В соответствии с древней традицией в эти особо значимые минуты обращаюсь к тебе со словом назидания и поддержки. Внемли мне и постарайся во все дни жизни памятовать о пережитом и услышанном тобою ныне.

Тебе предстоит совершать архипастырское служение в Алатырской епархии, входящей в состав Чувашской митрополии. Это ответственное делание потребует от тебя не только напряжения сил и воли, обширных знаний и административных навыков, но и твердой воли, твердой веры, молитвенного горения и духовного подвига.

Именно подвиг является сердцевиной архиерейского служения. Само слово «подвиг» связано со словом «движение» и предполагает, как я неоднократно говорил и сегодня повторю, не просто движение, а движение вперед и вверх. И это не громкие слова, а подлинное призвание. Именно такой подвиг включает в себя не только необходимость личного движения ко Господу, но, если говорить об архиерее, способность вести к Нему, Источнику жизни и бессмертия, и клир, и паству, а также умение сподвигать на желание изменить свою жизнь тех людей, которые пока еще не обрели счастья полноты бытия в Боге. Епископ получает власть не для того, чтобы властвовать над народом, тем более превозноситься, а для того чтобы со тщанием и любовью, с осознанием пастырского долга и великой ответственностью пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20:28).

За годы твоего многолетнего служения в Чебоксарской епархии ты стяжал немалый опыт и не понаслышке знаешь, каковы особенности жизни в этом поволжском регионе нашей страны.

Посещая пределы Чувашии, я имел радость молитвенного общения с клиром и паствой, с жителями этой прекрасной республики, видел обильные плоды церковного возрождения. Но сколько еще предстоит потрудиться, чтобы епархиальная жизнь здесь благоуспешно развивалась по всем направлениям!

Перед тобой, твоими сослужителями и соработниками огромное поле деятельности. Строительство и восстановление храмов, созидание новых приходских общин, духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи, социальное служение и благотворительность, пастырское окормление военнослужащих и членов их семей, укрепление межнационального мира и общественного согласия — все эти направления епархиальной деятельности ждут дальнейшего развития. Не жалея сил и времени, не щадя жизни своей, тебе вместе с теми, кто вокруг тебя, надлежит еще усердно трудиться и много молиться, чтобы в душах людей, обретших веру, изобразился Христос (Гал. 4:19), как о том пишет святой апостол Павел.

Осуществляя властные полномочия епископа, будь духовно бдителен и самокритичен, дабы со временем не превратиться тебе в авторитарного управителя, пренебрегающего суждениями своих соработников.

Вместе с тем, старайся избегать и другой крайности — зависимости от мнений других людей. Соборное обсуждение, разумеется, может включать в себя и дискуссию, и изложение различных точек зрения, но ответственность за принимаемые решения в конечном итоге будешь нести именно ты, причем не только перед священноначалием, но и перед Самим Богом.

Гармонично и творчески сопрягая два принципа церковного управления — иерархичность и соборность, — трудись со тщанием во вверенном твоему попечению уделе. Помни, что в Церкви, по слову апостола Павла, всё должно быть благопристойно и чинно (1 Кор. 14:40), а это значит, что именно от тебя как руководителя будет зависеть, на кого и какое послушание возложить. Для этого ты сам должен хорошо понимать, кто и на что способен, кто и на каком поприще сможет принести больше пользы. А потому никогда не выдвигай на высокие должности людей по личному знакомству или даже ввиду личного расположения, потому что такого рода выбор нередко приводит к плачевным последствиям. Недостойный человек, понимая, что его поддерживает архиерей, пренебрегает своими обязанностями, предполагая, что достаточно архиерейской власти, чтобы и его почитали как архиерея. Посему, принимая кадровые решения, будь внимателен к каждому человеку, обладающему творческим потенциалом и готовым его реализовать с максимальной самоотдачей. Еще раз подчеркну: вне зависимости от того, насколько этот человек близок тебе или далек, потому что именно объективная оценка способностей и духовных возможностей и обеспечивает беспорочный и безошибочный выбор епископом своих помощников.

Сегодня очень важно объединить усилия и священнослужителей, и активных мирян, особенно молодежи, в общем церковном делании. Ныне время благоприятно для проповеди и актуализации евангельского послания. А что это означает для нас, христиан XXI века?

Прежде всего, мы призваны стать носителями живой и действенной веры, быть светом миру и солью земли (Мф. 5:13-14), как нас к тому призывает Сам Господь, обладать способностью сопротивляться всякого рода соблазнам, искушениям и стихиям мира сего (Кол. 2:8). И это не фигура речи, а требование веры. Наш образ жизни должен быть иным, отличным от образа жизни людей, еще не познавших Истину. Тебе как архиерею надлежит делать все возможное, чтобы таковых не номинальных, а реальных христиан становилось все больше и больше. А посему, памятуя наказ апостола Павла, неустанно проповедуй слово, наставляй во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4:2). Учи и воспитывай, особенно детей и молодежь, в любви к Богу и ближним, в верности Церкви, в послушании родителям и в преданности Отечеству.

Совершая служение, в усердии не ослабевай и духом пламеней (Рим. 12:11), ревнуй о дарах больших (1 Кор. 12:31), и да даст тебе Господь по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит (Пс. 19:5). Помни: кто идет по пути правды и справедливости, у того много помощников, и главный его Помощник — Сам Всемогущий Господь.

Итак, восприняв благодать Святого Духа, укрепляясь Господом и могуществом силы Его, препоясав чресла истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир, а паче всего взяв щит веры, и шлем спасения, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6:10, 14-17), гряди к пастве твоей, ждущей тебя в пределах Алатырской епархии.

Теперь же, по древней традиции, вручаю тебе епископский жезл. Прими его и преподай благословение предстоящим людям, вместе с нами молитвенно соучаствовавшим в твоей архиерейской хиротонии. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Последние публикации раздела
Форумы