Патриаршая проповедь после Литургии в Благовещенском соборе Дивеевского монастыря

23 октября, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения Благовещенского собора Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.
Патриаршая проповедь после Литургии в Благовещенском соборе Дивеевского монастыря

23 октября 2022 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Благовещенского собора Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Георгий! Многочтимая матушка! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

С совершенно особым чувством я взошел под сень этого величественного храма и с особым чувством совершал Божественную литургию. Когда смотришь на это великолепие, на эту золотую мозаику, на эти искусно созданные изображения, видишь, конечно, красоту, роскошь, богатство; и кому-то может прийти в голову вопрос: а что общего между этим золотом и смиренным старцем, который некогда жил здесь в избушке, который ходил, наверное, в рваненьком подрясничке, не имея ни нормальной одежды, ни нормальной пищи, ни нормального жилища? Что общего? Может быть, мы всё неправильно делаем, что золотом украшаем наши храмы? Может быть, надо так же, как преподобный Серафим? И ответ будет следующим: всё то, что мы видим, вся эта красота духовная создана людьми, талантливыми людьми, которые вкладывали в свое творение всё, что могли вложить — и силу духа своего, и интеллект свой, и профессионализм свой. Но, кроме того, как много людей жертвовали средства на то, чтобы здесь был возведен этот величественный храм! Действительно, в каждой мозаичинке — любовь и вера нашего народа. И как же не возблагодарить Господа за явление этого чуда, за строительство великого, прекрасного, замечательного храма в память о преподобном Серафиме Саровском!

Если человек стяжает для себя и только для себя — это грех, и Господь порицает такое стяжание. Если же люди от себя дают другим, разделяют с ними свои ресурсы, свои возможности, то этой жертвой часто искупаются грехи. Как нередко бывает, люди деловые, занятые, в храм не могут ходить достаточно часто и регулярно, но, принося свои жертвы и прося у Господа прощения, они получают это прощение, потому что от сердца жертвуют Господу, в том числе на украшение Божиих храмов. И потому величие храма, созданного на месте, где нес свое служение дивный старец преподобный Серафим, есть выражение веры современного русского православного человека, есть свидетельство его способности жертвовать, его способности разделять с другими то, что он имеет. И моя большая благодарность всем, кто внес свои средства в созидание этого замечательного величественного храма в память о преподобном Серафиме, всем, кто трудами своими, талантом своим содействовал и строительству, и украшению замечательного соборного храма Дивеевской обители.

И вот теперь следует задать такой вопрос. Если действительно всё то, что мы посвящаем Богу, в том числе наше материальное, преобразуется в духовное, то, может быть, и духовное преобразуется в материальное? Именно так! Чем больше мы жертвуем Господу, чем сильнее мы верим в Него, тем больше изменяется наша жизнь, а значит, наши мысли и поступки становятся другими — просветленными, возвышенными. В этих мыслях, в этих поступках, в этом целеполагании часто появляется кто-то другой, кто очень нуждается в нашей помощи, и меняется траектория человеческой жизни: от себя, любимого, к другому, который, по слову Божиему, становится ближним твоим.

Вот если таким образом будет развиваться духовная жизнь нашего народа, то Россия будет действительно непобедимой. Ведь сказанное полностью расходится с логикой развития современных так называемых цивилизованных стран, где человек всё делает в первую очередь для себя, ради личного обогащения, а уже потом, часто по остаточному принципу, решаются другие задачи, и в центре всего — человек, а не Бог. А вот в центре нашей православной цивилизации — Сам Господь, и во имя Божие мы трудимся, созидая духовные и материальные блага. И те, кто еще не трудится, должны трудиться во имя Божие, а чтобы это было действительно так, нужно всегда посвящать нечто от своего имущества Богу — очень часто через служение ближнему, тому, кто нуждается.

Господь нас судит не по словам — Он судит нас по делам. Благочестие наше — не по золоту, которым мы украшаем храмы, а по силе нашей молитвы. А золото должно помочь нам сильно молиться, потому что, взирая на эту дивную красоту, понимаешь, что люди пожертвовали ради нее Господу. Значит, есть в людях вера крепкая и сильная, и потому даже молитва в таком храме должна нас назидать и направлять к совершению добрых дел.

Дивеевская обитель всегда отличалась совершением добрых дел, и сегодня здесь многое делается для того, чтобы ближнему было жить лучше. Но главное, что здесь совершается, — это горячая молитва за Отечество наше, за Церковь нашу и за всех тех, кто просил насельниц этой обители совершать о них молитвенное поминовение. Молитва соединяет нас с Богом, так же как с Богом соединяют нас добрые дела. Вот и существуют эти две составляющие, без которых не может быть спасения. Вера без добрых дел мертва есть (см. Иак. 2:20), и такой верой спастись невозможно. Как и добрые дела, которые никак не ориентированы по вертикали к Богу, к небу, чаще всего перестают быть добрыми и не приносят блага ни тому, кто их совершает, ни тому, кому они якобы адресованы. Вот почему вертикальное измерение жизни, от нас к небу, от каждого из нас к Господу, через святых угодников, есть единственное спасительное измерение жизни человеческой. И если бы было так в масштабах всей человеческой цивилизации, то в мире царили бы мир, благополучие, покой и любовь.

Но мы знаем, что это не так. Именно сегодня Отечество наше проходит через испытания, которые связаны с обращением в сторону России злых взглядов, злых помыслов, злой воли. Некоторые считают, что настало время, когда можно покончить с Россией. Почему? А потому что Россия — это альтернативный взгляд на мир, на Бога, на человека. Он не укладывается в рамки той запрограммированной системы, которая исключает Бога из жизни людей, и потому Россия для многих как бельмо в глазу. То, что сегодня происходит, — это не просто очередная военная кампания. Создается впечатление, что многим захотелось стереть с лица земли Русь православную. Но да не будет так! И потому сегодня наша особая молитва — за власти наши, за воинство наше, за Президента нашего, за всех тех, от кого действительно зависит исход той битвы, в которую мы не по воле своей вступили.

И ведь с нами — святые земли Русской и святой милостивый смиренный старец преподобный Серафим! Сегодня он тоже с нами, сегодня он тоже с Россией, потому что он оттуда, из Царства Небесного, с той точки, перед которой открыты горизонты вечности, видит и знает, что происходит с Отечеством нашим. А потому и к нему должна быть сегодня горячей молитва, чтобы своим предстательством ко Господу он даровал победу воинству нашему там, где идут военные действия, чтобы он умиротворил и умирил людей, чтобы прекратилась всякая междоусобная брань на земле исторической Руси и всякое нашествие иноплеменных.

Молитвами святого преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского да хранит Господь землю Русскую, Церковь нашу и сию святую обитель. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Форумы