Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери.
Февраль

Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г.
К оглавлению


1 февраля

Явление иконы Богоматери «Плачущей», в Румынии

Эта икона Божией Матери находилась в церкви православной духовной семинарии при Сокольском Румынском монастыре. В 1854-м году, в феврале месяце, она прославилась замечательным чудом истечения слез.

После того, как 1-го февраля в семинарской церкви была отслужена литургия, к экклесиарху, иеромонаху Исаии, прибежал испуганный причетник и сказал, что икона Божией Матери плачет. Немедленно же несколько человек из служащих поспешили в церковь. Там они все увидели ясные, еще не высохшие следы от слез, текших из очей Божией Матери.

Видел это чудо и ректор семинарии епископ Филарет Скрибан. Он вынул образ Богоматери из киота, внимательно осмотрел его, вытер следы от слез полотенцем и опять поставил на место. Затем, попросив всех выйти из церкви, он тщательно осмотрел храм и запер его на ключ.

Когда же наставники и воспитанники этой семинарии, во главе со своим ректором, пришли через несколько часов в церковь к вечерне, то все были поражены тем же чудесным истечением слез из очей изображенной на иконе Богородицы. Немедленно же ректором семинарии был отслужен молебен с акафистом Божией Матери.

Скоро вся Румыния узнала об этом чудесном событии, и жители со всех ее концов стали стекаться в Сокольский монастырь на поклонение явленной иконе Богородицы. Чудесное истечение слез происходило иногда ежедневно, а иногда с промежутками в два, три или четыре дня. Благодаря этому многие удостоились видеть само чудо истечения слез и лично убедились в нем. Те же, которые не видели самого чуда, могли видеть засохшие следы слез на иконе и также убедиться в действительности чуда.

Однако были и сомневающиеся...

Явление иконы Богоматери «Плачущей» было во время Крымской войны. По случаю этой войны Молдавское княжество было занято австрийскими войсками. Главнокомандующий ими, генерал Паар, послал своего полковника в Сокольский монастырь, приказав ему тщательно расследовать это чудо и донести о результатах расследования.

Полковник повиновался. Прибыв в монастырь, он долго и внимательно рассматривал икону Богоматери «Плачущей». Из нее в это время не истекали слезы. Не найдя в ней ничего особенного, он положил икону обратно в киот. После этого он взял зажженную свечу и со свечой стал внимательно всматриваться в лик Богоматери. Вдруг, как два бриллианта, заблестели две слезинки на глазах изображения Божией матери, и затем началось обильное истечение слез. Полковник в ужасе отскочил от иконы и воскликнул:

— Плачет?.. Это великое чудо! Отцы, молитесь Богу!

Полковник донес о случившемся своему главнокомандующему. Его донесение о чудесном истечении слез из иконы имеет, бесспорно, важное значение, ибо он приехал в Сокольский монастырь без всякой веры в возможность подобного чуда, а уехал уверовавшим и убедившимся в нем, как факте, не могущем подлежать каким бы то ни было сомнениям.

Но это не единственное свидетельство истинности чуда. Было много и других свидетельств о чудесном истечении слез от Сокольской иконы, притом от таких личностей, которых нет никаких оснований заподозрить в неискренности.

Заслуживает особого внимания свидетельство Мелхиседека, епископа Романского. Он был одним из первых свидетелей и очевидцев этого чуда и состоял в то время профессором семинарии при Сокольском монастыре. Этот старец, вспоминая потом через 35 лет о виденном им чуде истечения слез из очей Богоматери, говорил, что он долго задумывался прежде над вопросом: что означают эти слезы Богоматери? И пришел к убеждению, что и в древние времена существовали подобные иконы, по временам проливавшие слезы, и что подобное событие всегда предвещало тяжкие испытания для церкви Христовой и для отечества.

История оправдала вывод этого старца. Вскоре после чудесного истечения слез судьба молдовлахийских княжеств подверглась тяжким испытаниям. Тяжела была, в частности, и судьба Сокольского монастыря. Он имел такое же громадное значение для румын, какое имеет для нас, русских, Сергиева Лавра. И этот религиозно-национальный просветительский центр Румынии был упразднен. Семинария была переведена в Яссы, а местные воспитанники и монахи распущены. Так, на месте славной исторической семинарии, почти сто лет служившей рассадником духовного образования, осталась одна, да и то небольшая, начальная школа.

Трифоновская икона

Преподобный Трифон Кольский, или Печенежский (сконч. 15 дек. 1583 г.), известный просветитель лопарей, избрал местом для своих подвигов русскую Лапландию. Здесь до сих пор на берегу Ледовитого океана, недалеко от устья реки Пашича, в скалах находится пещера, освященная его молитвами, и в ней хранится старинная икона Божией Матери. Предание гласит, что она принадлежала преподобному Трифону. Этот св. образ Богоматери пользуется среди лопарей особенным почитанием.

2 февраля

Икона «Симеоново проречение», или «Умягчение злых сердец»

Св. старец Симеон Богоприимец, по внушению Духа Божьего, увидел во Христе, принесенном Девой Марией в иерусалимский храм в 40-й день после рождения, не просто младенца, а ожидаемого всем израильским народом Мессию, Искупителя. Провидя также прозорливыми очами, что пред ним предстоит безмужняя Матерь, старец обратился к Богоматери и сказал:

— Вот лежит Сей на падение и на востание многих во Израиле. И будет Он предметом пререканий: одни будут говорить, что Он благ, другие, напротив, что Он обманывает народ. И сделают Его, по слову пророка Иеремии, как мишень, в которую стреляют, повесивши Его на древе крестном и, как стрелами, пронзив Его гвоздями и копием. В то время и Тебе Самой, безмужняя Матерь, пройдет сквозь душу оружие печали и болезни сердечной, когда увидишь Ты Сына Твоего пригвожденным на кресте и когда Его будешь провождать из мира с великой скорбью и рыданиями.

Это пророчество Симеона изображено видимыми символическими знаками на некоторых иконах Божией Матери. Обыкновенно в качестве символа берется следующий образ: на иконе изображается Богоматерь с семью воткнутыми в сердце мечами — по три справа и слева и один снизу. Число 7 в Св. Писании вообще означает «полноту» чего-либо, а в данном случае полноту того горя, «печали и болезни сердечной», которые были перенесены Пресвятой Девой Марией в Ее жизни на земле. Указанный образ иногда еще дополняется изображением на коленях Богоматери умершего Младенца Христа.

После всего сказанного понятно вполне, почему такие иконы называются «Симеоново проречение». Они же иногда называются и «Умягчение злых сердец». Празднование этим иконам обыкновенно совершается в неделю Всех Святых.

Подобное же изображение имеет еще «Семистрельная» икона Божией Матери. Разница только та, что мечи, пронзившие сердце Богоматери, расположены на ней несколько иначе; на иконе «Симеоново проречение» — три из них справа и слева, а один (седьмой) снизу, — здесь, на «Семистрельной» иконе, — три с одной и четыре с другой стороны. Празднование этой иконе совершается 13-го августа, под каковым числом и помещены о ней более подробные сведения.

5 февраля

Икона Сицилийская, или Дивногорская

Явление этой чудотворной иконы последовало 5 февраля 1092 года в Сицилии. Замечательно то обстоятельство, что этот образ Богоматери хотя и прославился в пределах западной церкви, однако, изображение его совершенно православное, т. е. он написан в греко-византийском, а не романском стиле. В частности, Предвечный Младенец изображен сидящим на лоне Богоматери и, что особенно важно, благословляющим обеими руками именословно, чего не встречается в иконописи западной церкви. Это обстоятельство объясняется тем, что в XI и XII веках в Сицилии и в Италии было немало православных христиан, отправлявших греческое богослужение. Немало греков переселялось на Запад и после от набегов и притеснений турок. Таким образом, вместе с их переселением был перенесен в западные их колонии и византийский стиль иконописи.

Кем же и когда эта икона перенесена к нам в Россию? Предание говорит, что Сицилийская икона принесена в Россию двумя благочестивыми иноками, старцами Ксенофонтом и Иоасафом, и уже после взятия Константинополя турками, т. е. в конце XIV века, после того как многие из греков покинули свою родину и переселились в Сицилию и Италию.

Ныне этот чудотворный образ находится в Дивногорском Успенском женском монастыре Воронежской епархии, почему и называется не только Сицилийским, но и Дивногорским. В Воронежской епархии эта икона пользуется особым почитанием, и ее почти весь год носят по городам и селениям. Каждый год 1-го июля бывает крестный ход с ней в г. Коротояк, где она пребывает до 14-го августа.

Из многочисленных чудес, бывших от Дивногорской иконы Божией Матери, особенно памятен для воронежцев случай, бывший в 1831 году, когда по молитвам перед этой иконой прекратилась в губернии холера.

Не менее замечательно и другое чудо, совершившееся не так давно — в 1863 году. Мы имеем в виду чудесное исцеление от этой иконы государственной крестьянки слободы Бутурлиновки Бобровского уезда Воронежской губернии, Евдокии Ивановой Сумерниной. Приведем то, что она сама рассказывала верующим о своей болезни и исцелении от нее.

Через пять лет после того, как она вышла замуж, она стала страдать лихорадкой, и эта болезнь не покидала ее около 15 лет. Однажды представилось ей во сне, будто бросилась ей в лицо кошка. На котором году от начала болезни это было, она не помнит. Больная проснулась от испуга и, почувствовав сильную жажду, устремилась к ведру с водой, стоявшему в той же самой комнате, где она спала. Однако сколько она ни пила воды, все же жажды своей утолить никак не могла. С этого времени она стала пить необыкновенно много воды; бывало так, что вода ртом и носом у нее лилась обратно, но жажда не прекращалась. Постепенно лицо ее и все тело стали опухать и, наконец, сделались блестящи, как стклянка. Она вся отяжелела. Есть ей ничего нельзя было, потому что все ей было противно. Не раз больная была приговорена врачами к смерти и напутствована Св. Тайнами.

К этой болезни у нее присоединилась еще другая — боль зубов. Следуя совету некоторых, она решилась дозволить вырвать у себя больной зуб. Но когда это сделали, рот у нее перекосило, левый глаз повредился и все лицо изуродовалось. Вместе с тем и боль усилилась до нестерпимости.

Перенося эти ужасные страдания в одиночестве, она однажды вечером припомнила свою покойную мать, которая ей очень часто говорила одни и те же слова:

— Дочка! Что бы с тобой ни случилось, всегда прибегай к Царице Небесной, Божией Матери. Она тебе во всем поможет. Она от всякого несчастья избавит.

Припомнив это наставление своей матери, она тотчас же встала и пала пред висевшей в ее комнате на стене иконой Богоматери. Долго со слезами и почти до полного изнеможения она молила Царицу Небесную об избавлении от мучительной болезни. Она не помнит, каким образом ей удалось вернуться в постель и крепко заснуть.

В эту ночь во сне она увидела, будто ходит по каким-то высоким меловым горам между большими столбами; потом она очутилась в какой-то пещере, из которой не находила никакого выхода, пока одна неизвестная черница не взялась ее оттуда вывести и не указала ей дверь. Но лишь только больная наполовину отворила эту дверь, как на противоположной стене представившейся ей комнаты она увидела образ Богоматери, который был весь в сиянии, богато украшен и весь в цветах. Изумленная и обрадованная, она не могла идти дальше. Черница, стоявшая за ее спиной, указывая на икону, сказала ей:

— Проси Дивногорскую Владычицу. Видение кончилось, и больная проснулась. Все мельчайшие подробности его живо сохранились в ее памяти, и она после не могла припомнить только одного: того, как черница назвала виденную ей икону. Сколько она ни спрашивала людей, где есть такая икона Богоматери, какую она видела во сне, никто ей сказать этого не мог; и куда она ни ходила с намерением отыскать ее, нигде, однако, не находила.

Идя однажды в Великоархангельскую слободу, где было освящение иконостаса, с надеждой увидеть там явившуюся ей во сне икону Божией Матери, больная случайно встретилась с одной Бутурлиновской черницей и рассказала ей на пути как о своем видении во сне, так и о долгих, но безрезультатных поисках виденной во сне иконы. Черница, выслушав ее, сказала:

— Иди ты в Дивногорский монастырь; там ты найдешь и виденную тобой во сне местность, и явившуюся тебе икону Царицы Небесной. Я там была и все там видела, о чем ты мне теперь рассказала.

Приняв совет черницы, больная к празднику Успения Богородицы, вместе с другими жителями слободы Бутурлиновки, отправилась в Дивногорский монастырь помолиться. Приближаясь к монастырю, она с удивлением стала замечать сходство данной местности с той, которую видела во сне: до мельчайших подробностей все было сходно.

«Когда же я, — приводим собственные слова исцеленной, — подошла к иконе Царицы Небесной, стоявшей в меловом столпе, я вся затряслась, обомлела и с места переступить не могла. Икона была точно такая, какую во сне я видела и которую столь долго искала. Пала я пред Царицей Небесной, обрадованная, — в Ней я видела избавление свое от многолетней тяжкой болезни. Служили молебен Царице Небесной; после молебна я приложилась к иконе и в то же время почувствовала облегчение от болезни: сильная боль головы и глаза унялась, шум и стреляние прекратились, глазом я могла видеть ясно, челюсти сошлись и стали на своем месте, говорить стала я свободно, лицо исправилось. От несказанной радости я не помнила себя, — облитая слезами, я отошла от иконы Царицы Небесной, но о благодатной помощи, ниспосланной мне, я в то время никому не сказала; только одна бывшая со мной на богомолье слобожанка, взглянув на меня, когда сели мы подкрепиться пищей, сказала мне:

— Тетя, у тебя рот на своем месте, да и глаз твой теперь не страшен, и лицо твое приняло прежний вид.

«Да, — сказала я, — теперь я, слава Богу, чувствую себя совсем здоровой; прежней боли я совсем не ощущаю, глазом и ртом я владею свободно; буду молиться и надеяться на милость Божию; Господь милосердый избавит меня от мучительной, долговременной болезни моей. — И точно, болезнь моя с того времени совершенно прошла, лихорадка миновалась, позыв на воду прекратился, есть я стала все, отвращения от пищи никакого не имею и, прострадав около 15 лет, ныне нахожу себя совершенно здоровой по ходатайству и заступлению Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Я несомненно верю, что Сама Она благодатным Своим посещением в сонном моем видении указала мне, что у Нее должна я искать помощи и где могу получить избавление от болезни».

Истинность этого рассказа засвидетельствовал духовный отец исцеленной, протоиерей Иаков Пахо-мов. Сам же рассказ сообщен высокопреосвященнейшим Иосифом, архиепископом Воронежским, и напечатан в журнале «Душеполезное Чтение» за 1863 год, в апрельской книжке, на 454—458 страницах.

Икона «Взыскание погибших»

Имя этой иконы принадлежит к числу трогательнейших наименований, какие только были усвоены Пречистой Деве, и выражает глубокую и благодарную думу человечества о Богоматери, как о последнем прибежище, последней надежде потерянных людей.

«Погибший» — какое страшное слово! Над человеком, значит, добро окончательно утратило свою силу; он никогда не вернется в число людей, живущих здоровой жизнью. Никому не нужный, лишняя обуза для себя, всеми презираемый, влачит он жалкое существование, без цели падая из одной лужи в другую, жалкое посмешище «врага», потерянный для земли, потерявший себя для неба...

И вот таких-то безнадежных людей спасительницей, этих «погибших взысканием» является Богоматерь...

Когда люди считают какого-нибудь человека безвозвратно потерянным, и он сам чувствует, что все для него кончено, невидимо следящая за ним Богоматерь является его надежной опорой. Она с жаром материнской любви и ни пред какой действительностью не отступающей веры борется за такого погибшего и сообщает ему новые жизненные силы, когда он лежит почти трупом.

Что шепчет Богоматерь такой измученной, пропавшей душе: это тайна Ее, эта тайна спасаемого Ею человека... Но чудным образом Она льет целительный бальзам на сплошную язву души, выпрямляет, выхаживает, оздоровляет пропадающего человека.

В проникнутом горячей верой акафисте Покрову Богоматери знаменитый проповедник Иннокентий Херсонский проводит следующую замечательную .мысль о чудесном заступлении Богоматери: «Господь, желая показать людям бездну щедрот Своих, силу терпения Своего, даровал Тебя людям, как непреодолимую защиту. И если кто из них праведным судом Божиим оказывается достойным осуждения, — Твоим державным покровом сохраняется «а покаяние».

Русский народ с незапамятных времен усвоил Богоматери трогательное название «Взыскание погибших» — и издавна в России писались иконы с этим наименованием, пока, наконец, прославление одной из них не сделало это имя особенно известным.

В половине XVIII столетия в селе Бор Калужской губернии, почти на границе ее с Московской, был деревянный, крайне бедный храм. Один из прихожан, живший в деревне Вязовке, Федот Алексеев Обухов, по силе возможности своей, помогал убогому храму, в котором ризы были крашенинные, а сосуды оловянные, жертвуя туда иконы и утварь.

Крестьянин Обухов часто бывал в городе Волхове Орловской губернии, разъезжая оттуда по окрестным селам и деревням, скупая пеньку и конопляное семя. Однажды зимой, в лютый мороз он был застигнут в пути страшной вьюгой и сбился с дороги; лошадь его выбилась из сил и стала на краю непроходимого оврага. Ехать дальше было некуда, а вьюга и мороз все ожесточались. В этой крайности несчастный Обухов от всего сердца помолился Божией Матери и дал обет написать список с Ее иконы «Взыскание погибших», находящейся в Георгиевской церкви города Волхова, и пожертвовать его в свой приходский храм. Затем он отпряг лошадь, привязал ее к саням, укрылся, чем мог, лег в сани и стал понемногу замерзать. Еще несколько минут, и он бы погиб. Но не дремало над ним око Той, Которую он с такой верой призывал. Совершилось необъяснимое происшествие: сани с отпряженной лошадью, стоявшие у края оврага, вдруг очутились у ворот крестьянина соседней деревни. Сидя внутри избы, этот крестьянин услыхал под окном голос: «возьмите». Вышедши к воротам, он увидал привязанную лошадь, а в санях Федота Алексеева. Его внесли в дом, оттерли, обогрели и вернули к жизни.

Когда Алексеев совсем оправился от последствий ужасного события, он заказал в Волхове, согласно обету, икону «Взыскание погибших»; по написании ее, отвез ее к себе в дом, а потом на своей голове благоговейно перенес ее в храм. Икона эта, писанная в память чудесного спасения человека от гибели, и сама прославилась чудесами. На поклонение ей ежегодно собирается много народа, и на копейки усердных богомольцев на месте прежней бедной деревянной церковки воздвигнут прекрасный, богатый каменный храм, где пышно отправляются службы.

Замечательны обстоятельства, сопровождавшие строение храма. Два соседние помещика спорили между собой, так как каждому из них хотелось, чтобы храм стоял на его земле. В это время староста храма, человек благочестивый, видел во сне, что он из старого храма на голове вынес икону «Взыскание погибших» и поставил там, где она и теперь стоит в новом храме, и был при этом голос: «Здесь Мне будет место». Вскоре пришел из Синода указ строить храм на том самом месте, которое видел во сне староста.

Великое чудо сотворила Богоматерь через Борскую икону «Взыскание погибших» в 1871 году. Было холерное время, и жители Серпухова пожелали принести к себе икону. В городе был мальчик, немой и не владевший ногами. Увидав икону, он вдруг произнес: «вот взыскание погибших» и тут же стал на ноги. По принесении иконы холера в Серпухове прекратилась. В воспоминание об этом серпуховские граждане пожертвовали в храм села Бор драгоценное Евангелие с изображением иконы и с надписью, говорящей о чуде.

Борская икона «Взыскание погибших» отличается громадными размерами. В вышину она более сажени, а в ширину аршин и три четверти. Вверху иконы изображено Крещение Христово — в память того, что именно в праздник Крещения крестьянин Алексеев избавлен был от гибели. Богоматерь изображена в полурост, обхватив обеими руками стоящего во весь рост Божественного Младенца.

Древняя чудотворная икона «Взыскание погибших» находится в селе Малижине Богодуховского уезда Харьковской губернии. Обретена она, по преданию, около 1770 года; прославлена исцелением помещицы Лесницкой и троекратным избавлением той местности от холеры.

В Троицком женском монастыре при селе Раковском Самарской губернии пребывает чудотворный образ «Взыскание погибших», силой которого исцелился в ноябре 1896 года 58-летний крестьянин села Большой Каменки Самарского уезда Алексей Казаков от страшного нарыва, потребовавшего трех операций и обезобразившего все его лицо, а также от сильной зубной, головной и глазной боли. 16 августа 1898 года эта же икона исцелила диакона села Вязовки Николаевского уезда Петра Кандалинцева, а 28 июля того же года крестьянина села Большой Глушицы, того же уезда, Василия Лазарева.

Известны еще чудотворные местночтимые иконы «Взыскание погибших»: в Москве, в храме Рождества Христова, что в Палашах, и в храме святителя Николая в Звонарях; в городе Волхове, в Георгиевской церкви («первообраз Борской иконы»); в селе Красном Конотопского уезда Черниговской губернии; в городе Воронеже и в г. Козлове Тамбовской губернии. С 1835 года при Московском Александровском Сиротском институте существует церковь во имя этой иконы.

Икона Елецкая-Черниговская

Относительно обретения этого св. образа известно следующее.

Когда прп. Антоний Печерский (скон. 1072 г.) в 1060 году был изгнан из Киева великим князем Изяславом (1054—1073), он тайно удалился в пределы Чернигова. Там он ископал себе на горах Болдиных пещеру и стал вести уединенную подвижническую жизнь. В это именно время им и была обретена икона Божией Матери. Он увидел ее на ели сияющей светлыми лучами, так что она казалась окруженной огнем.

Благодаря содействию Черниговского князя Святослава прп. Антоний на месте обретения иконы основал обитель и построил каменную церковь во имя Успения Богоматери. Как обитель, так и явленная икона, которая была поставлена в этой обители, были названы Елецкими. Елецкая обитель существовала до времен нашествия на Русь татар. В 1238 году татарские полчища Батыя вторглись в пределы русских владений и разрушили как церковь, так и обитель, основанные прп. Антонием. Елецкая икона, однако, сохранилась во внутренности монастырской стены.

После этого там, где подвизался прп. Антоний, более двух столетий виднелись лишь одни развалины. Только в 1470 году благочестивый Киевский князь Симеон Олелькович возобновил Елецкий монастырь. Cв. икона опять была поставлена в храме. Однако в начале XVII столетия Елецкий монастырь постигла та же участь, что и в XIII веке: он вторично был разрушен полководцем Польского короля Сигизмунда III Горностаем. В это тяжелое время чудотворный образ Елецкой иконы Божией Матери совершенно утратился, и дальнейшая история его совершенно неизвестна христианскому миру.

Впрочем, есть еще другое известие, по которому св. икону еще раньше, — когда в 1579 году, в Баториеву войну, Чернигов перешел в руки Польского короля, — взял в Москву князь Барятинский, потомок Черниговского князя Святослава Ярославича.

В 1676 году братья Козелы привезли из города Владимира в Чернигов другой образ Богоматери, также называемый Елецким. Ныне эта св. икона находится в Елецкой обители. Она не оригинал, найденный прп. Антонием, а один из многочисленных списков с древней Елецкой иконы, прославленный, подобно древней иконе, многочисленными чудесами.

Архимандрит Иоанникий Голятовский, бывший настоятелем Елецкого монастыря в XVII веке, говорит об этом чудотворном образе следующее: «Этот образ Пресвятой Богородицы привез из Великой России, именно из Владимира, Никита Феодорович Козель в январе 1676 года в Чернигов на ярмарку, и этот образ купил у него Константин (Константинович), князь Мазопетта (Острожский), и отдал его (взамен утраченного) в церковь Елецкой Богородицы. Ибо такой образ московские люди называют Богородицей Елецкой, так как он обретен в Чернигове на ели, что они вычитали у какого-то русского летописца».

В том же 1676 году Иоанникий посылал своих старцев в Москву для того, чтобы точно установить, почему эта икона именуется Елецкой. На это происходивший от Черниговских князей боярин Никита Иванович Одоевский отвечал: «Слышали мы от своих дедов и прадедов, что близ Чернигова на ели найден был образ Богоматери, а потому и церковь, там основанная, названа Богородице-Елецкая. Кем был поставлен туда образ, неизвестно, но то известно, что это было при князе Черниговском Святославе Ярославиче, как записано в синодике епископа Черниговского Зосимы Прокоповича: церковь Елецкая основана в 6568 (т. е. в 1060) году. Из Чернигова во время военное сия икона перенесена в Москву, а в Чернигове сей иконы нет».

Архимандрит Иоанникий Голятовский возобновил разрушенный польским полководцем Горностаем Елецкий монастырь Богородицы и поставил в нем пожертвованную князем Острожским св. икону. Кроме того, он описал в своей книге «Скарбница», или «Скравница» (Сокровищница), изданной в 1678 году в Новгороде-Северском, те многочисленные чудеса, которые совершались от этой иконы.

На Елецкой Черниговской иконе изображена ель, среди зеленых ветвей которой помещается сам образ Богоматери с Предвечным Младенцем на коленях. Величина всего изображения — 1 аршин и 14 вершков в вышину (если измерять посередине, так как вверху икона полукругла) и 1 аршин 1 вершок в ширину. Длина же самой иконы, находящейся в ветвях дерева, составляет 10 3/4 вершка, а ширина — 51/2 вершков. Вся лицевая сторона образа покрыта серебряной вызолоченной ризой, а венец Божией Матери украшен дорогими камнями.

Елецкая икона Богородицы в летнее время находится в главном Успенском соборном храме обители, а на зимнее время переносится в теплый Петровский, где и занимает особое место в киоте, с правой стороны за клиросом. Перенесение это совершается с особенной торжественностью, при соборном участии братии в священных облачениях, с пением тропаря Богоматери и при колокольном звоне.

В Черниговском Елецком монастыре с очень давних времен существует обычай каждую среду пред литургией служить молебен Богоматери с акафистом. К этому молебному пению и акафисту, совершаемым пред чудотворной иконой, усердные богомольцы, несмотря ни на какую погоду, всегда стекаются в значительном числе. Жители Чернигова имеют обыкновение брать этот чудотворный образ в свои дома.

Икона Богоматери, называемая Елецкая-Черниговская, имеется также в Харьковском Успенском соборе. Окольничий князь Даниил Барятинский, находившийся под начальством князя Василия Голицына и командовавший новгородскими полками, в 1687 году возвращался из похода в Крым. В Харькове он сильно заболел и, находясь уже при смерти, отдал бывшую при нем в походе Елецкую икону Богоматери в харьковский Успенский собор, где она и находится до сего дня.

Этот образ Божией Матери прославился многочисленными чудесами. На нем имеется весьма древняя надпись, сделанная киноварью: «Образ Пресвятая Богородица Елецкая-Черниговская», а в древнейшей описи Успенского собора, сделанной в 1724 году, значится: «Образ чудотворной Пресвятыя Богородицы Елецкой; риза серебряная, позолоченная, подана курченином Финогеном Безходарным, а подсвещник позолоченный полковником Григорием Кветкою». Таким образом, древность этой иконы вне всякого сомнения.

6 февраля

Смирнская икона

В Смирне, одном из малоазийских городов, с древнего времени росло одно кипарисовое дерево, внутри которого неизвестно кем и когда был положен образ Пресвятой Богородицы. Открытие этого образа последовало 6-го февраля 892 года.

Некто, проходя мимо этого кипариса, заметил внутри его свет. Подойдя к дереву, он увидел, что свет этот исходит от иконы Божией Матери. Тотчас же он поспешил донести о виденном Смирнскому епископу. Епископ, обрадованный явлением иконы, прославил Бога и Пречистую Его Матерь за милостивое посещение его паствы, а потом соорудил на месте явления храм в честь Преблагословенной Богородицы, в котором и поставил новоявленный Ее образ.

8 февраля

Чудесная помощь Богоматери Иоанну Цимисхию

Это было в 971 году, когда Византийский император Иоанн Цимисхий (969—975) принужден был вступить в последнее и самое решительное сражение с русским князем Святославом (955—972). Накануне того дня, когда должно было произойти сражение, одна благочестивая женщина удостоилась видеть во сне Пресвятую Богородицу. Это видение было в Константинополе. Богоматерь, обращаясь к одному воину, говорила:

— Феодоре! Мой и твой друг Иоанн в опасности; спеши к нему на помощь.

Началась решительная битва. Во время сражения, по свидетельству греческих летописцев, появился на белом коне неизвестный воин и привел в смятение русские полки. В то же время с юга подул сильный ветер, подул прямо в лицо русским и ослепил их густыми облаками пыли. Они должны были прекратить битву и отступить с большим уроном.

Иоанн Цимисхий видел в этом не свою победу, а победу Пресвятой Богородицы и св. великомученика Феодора Стратилата, скончавшегося в 319-м году.

Императору была приготовлена великолепная колесница для торжественного его вступления в город.

Но он отказался сесть на нее и приказал положить на нее болгарские одеяния, а поверх них поставить образ Богоматери. Сам же он на белом коне сопровождал колесницу до торжища, где при громадном стечении народа был отслужен благодарственный молебен Пресвятой Богородице.

10 февраля

Огневидная икона

Относительно времени и места явления Огневидной иконы Богоматери никаких сказаний не сохранилось. Божия Матерь на этой иконе изображается одна, без

Младенца Иисуса. Лик Ее обращен в правую сторону. Одежда на Пресвятой Деве красного цвета, и это послужило поводом к наименованию сей иконы Огневидной.

11 февраля

Керкирская, или Корцирская икона

Эта св. икона Богоматери в настоящее время находится на острове Корфу, в одном предместье, расположенном недалеко от города Керкиры, или Корциры. От этого места она и получила свое наименование.

Прославилась она И февраля 1603 года. Так как сей образ Богоматери значительно обветшал, то его хотели обновить в г. Парга. С этой целью был приглашен один живописец. Он осмотрел икону и оставил ее в храме, на архиерейской кафедре, намереваясь на следующий день приняться за работу. Но на утро местные жители были встревожены страшными громовыми раскатами, несшимися из храма. Они поспешили туда. И вот на глазах собравшегося народа святая икона Богоматери была поднята невидимыми руками на воздух и перенесена на свое прежнее место.

В воспоминание об этом чуде каждый год пред Корцирской иконой Божией Матери совершается по особому чину молебен.

12 февраля

Иверская-Московская икона

Заветную святыню древней русской столицы Москвы составляет Иверская икона Богоматери. Среди московских святынь есть иконы, имеющие за собой громадную давность, какова, например, знаменитая Владимирская икона, писанная, по преданию, при жизни Богоматери и с Самой Пречистой Девы евангелистом Лукой. Такую же давность имеют — гвоздь, послуживший при распятии Христа, и риза Христова. Иверская икона сравнительно совсем недавняя: она написана на Афоне и прислана в Москву при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне в XVII веке, так что по времени происхождения своего она является одной из самых недавних московских святынь.

Но почитание ее чрезвычайно распространилось и укрепилось в московском населении, и нет другой святыни, которая настолько, так сказать, вошла бы в обиход Москвы, слилась с бытом ее жителей, как Иверская икона.

Иверская часовня находится в средоточии московской жизни, в двух шагах от Кремлевских стен, от исторической Красной площади, самых многолюдных улиц шумной, торговой Москвы — Ильинки, Никольской, Кузнецкого Моста, около городской Думы, Охотного ряда, кормящего Москву, в центре всей хлопотливой деятельности торговой Москвы. С раннего утра до позднего вечера вы увидите всходящий по чугунным плитам во внутрь заповедной часовни московский народ всех слоев. Многие представители крупных московских фирм не начнут торгового дня, не побывав у Иверской. Редкий учащийся не зайдет к ней перед экзаменами; и незадолго до того хваставший своим неверием юнец в гимназической или студенческой форме с трепетом и надеждой вперяет просящие глаза в потемневший лик...

Сколько тут произнесено молитв, сколько излито скорбей! Поколения рождаются, проходят со всей своей разнообразной жизнью пред этой московской святыней, скрываются в могилы. Их дети, их внуки, их правнуки стоят пред старым ликом, как стояли отцы, деды и прадеды — и все так же неизменный, всеслышащий лик Богоматери на старой доске склоняет венчанную короной небес главу к этим детям земли с их нескончаемой повестью страданий и нужд, к неслышному воплю утомленных сердец и затаенных надежд.

Но при таком стремлении москвичей в эту часовню лишь очень малая часть богомольцев видит подлинную икону, так как ее возят почти круглые сутки по домам людей, желающих принять ее у себя. Во всякий час вы можете встретить тяжелую, громадную, влекомую шестью лошадьми, карету, в которой на передней стороне помещена громадная икона с зажженным пред ней большим, утвержденным в полу фонарем. Чем-то отрадным, счастливым веет на вас при всякой такой встрече. И когда икону вносят в дома, проходящий народ поспешно к ней подбегает и прикладывается.

Около полудня икону привозят к часовне, для смены духовенства, и иногда на четверть часа вносят в часовню. По большей же части оставляют ее в карете, у которой распахивают обе дверцы. Тогда народ, толкаясь, спешит поскорей приложиться, и приходится силой закрывать дверцы, когда надо тронуться дальше.

Затем, поздней ночью, после полуночи, икона возвращается опять к часовне, куда ее и вносят на более продолжительное время, но и тут она не остается одна. Вообще замечательно, что Московская Иверская икона есть, быть может, единственная в мире святыня, которая никогда не бывает заперта, никогда не остается без присутствия при ней людей. Казалось бы, ночью, особенно в зимнее время, народа могло бы не быть у Иверской часовни. А между тем на чугунном помосте лестницы и на ближайших панелях стоит и ходит народ, ожидая возвращения иконы. Есть в Москве обычай, что люди, ищущие особого предстательства Богоматери, дают обет — известное количество раз, напр., 3, 7, 12, сходить ночью на богомолье к Иверской. Конечно, для трудящегося люда это составляет немалый подвиг...

Побыв какие-нибудь полчаса в часовне, икона опять увозится. Желание принять ее у себя так велико у москвичей, что они не останавливаются пред ночными часами... И так изо дня в день лик Богоматери объезжает град Богоматери... Ведь Москва, при начале ее могущества, была митрополитом Петром и великим князем Иоанном Калитой посвящена Богоматери и называлась «домом Богоматери».

Ученые исследователи не находят возможным согласиться с тем довольно распространенным мнением, будто Иверская икона, стоящая в часовне у Воскресенских ворот, есть та самая, которая прислана с Афона царю Алексею Михайловичу и патриарху Никону. О той известно, что она размерами своими, как и во всем, подобна Афонской. Теперешняя же московская икона значительно больше ее. Неизвестно, когда и кем поставлена икона в часовне, издавна приписанной к Перервинскому монастырю. Построена сама часовня около 1660 года. Уже в 1693 году Иверская из этой часовни икона была настолько чтима, что ее носили по домам, и «для провожания от бесчисленных людей» посылали при иконе по два человека караулу. Многочисленные привесы на иконе свидетельствовали о благодарности людей, получивших от иконы исцеления.

В 1812 году икона была с прочими московскими святынями увезена во Владимир. Французы разграбили часовню, а оставленный в часовне, сделанный в 1758 г. список с нее, который заменял икону во время разъездов ее, пропал.

Список сделали новый, какой и чтится москвичами.

О происхождении первоначальной Афонской Иверской иконы рассказывается под 31 числом марта.

13 февраля

Долинская, или Долисская икона

Как время, так и место явления Долисской иконы Богоматери не известны. Божия Матерь на ней изображается с Младенцем Иисусом, сидящим у Нее на левой руке. Лик Богомладенца обращен не к лику Богоматери, а в противоположную сторону.

В книге «Новое небо» содержится следующий рассказ. Во французской земле, на месте, называемом «Долис», находится сделанное из камня изображение Пречистой Девы Богородицы. Однажды два человека стали издеваться над этим изображением. Один из них в своем безрассудстве дошел до такой дерзости, что схватил камень и бросил его в образ Богоматери. Сильным ударом камня была отломана рука Предвечного Младенца. Она упала на землю, и тотчас же из плеча Младенца вышла кровь, как у живого человека.

Бросивший камень был строго наказан за свое издевательство: он тут же упал на землю и умер. Другой, хотевший ему оказать помощь, также умер на другой день.

Терванская икона

О Терванской иконе Божией Матери нет почти никаких сведений. Известно только то, что ей совершается празднование 13 февраля и что она явилась 14-го мая 892 года.

15 февраля

Далматская икона

В Пермской губернии, Шадринском уезде, на берегу реки Исети, находится Успенский Далматов монастырь. В соборной церкви этого монастыря хранится чудотворный образ Успения Божией Матери, принадлежавший иноку Далмату, основателю этой обители.

Один житель города Тобольска, дворянин Димитрий Иванов Мокринский, оставив жену и детей, удалился в Невьянский монастырь (Тобольской епархии), где и принял иночество с именем Далмата. Это было в первой половине XVII-го столетия.

Так как инок Далмат отличался высоким подвижничеством и добродетельной жизнью, то братия Невьянского монастыря пожелала избрать его своим игуменом. Но смиренный Далмат, избегая этого высокого и ответственного сана, удалился из обители, взяв с собой икону Успения Богоматери. В 1644-м году он прибыл в Пермскую губернию и здесь поселился в пещере, во владениях Тюменского татарина Илигея.

Когда Илигей узнал, что в его владениях поселился инок, намеревающийся даже основать здесь монастырь, он вознегодовал. Собрав своих родственников, он немедленно отправился с намерением изгнать отшельника. Илигей остановился на ночлег против самой

Далматовой пещеры, за рекой Исетью, рассчитывая на рассвете сделать нечаянное нападение на отшельника.

По-видимому, иноку Далмату грозила неизбежная опасность, а в случае сопротивления или самозащиты — и смерть. Помощи от людей он ниоткуда ожидать не мог, а равным образом не мог и спасаться бегством, так как не предполагал, что за рекой притаился под кровом темной ночи его враг, готовый ежеминутно ринуться на свою жертву. Но иноку и не нужна была человеческая защита: защитницей его была Небесная Царица.

Когда Илигей спал, ему во сне явилась Божия Матерь в венце и в багряном одеянии, с пламенным мечом в руках. Богоматерь строго запретила причинять Далмату какую бы то ни было обиду и приказала Илигею дать отшельнику земли для построения обители. Пробудившись после этого страшного видения, татарин со смирением пришел к иноку Далмату в сопровождении всех своих спутников и дал ему часть земли для постройки обители.

Эта чудесная защита Небесной Царицей инока Далмата последовала в 1646 году. К этому же году относят и основание Далматова монастыря.

В конце 1646 года на новоучрежденную обитель сделали нападение калмыки. Они сожгли начатые монастырские постройки, монахов, спасавшихся бегством, частью убили, частью забрали в плен. Во время этого разгрома обители чудесным образом спасся от гибели один только основатель ее старец Далмат. Он же сохранил и принесенную им из Невьянского монастыря икону Успения Божией Матери.

Когда калмыки удалились, старец Далмат снова возвратился на то же место и стал трудами своими возобновлять обитель. Через несколько лет, благодаря его усердию, на месте разрушенного монастыря уже возвышалась деревянная церковь, а недалеко от нее появились и келии для иноков. Сюда стали стекаться богомольцы и делать свои пожертвования на украшение обители и храма. С этого времени слава монастыря быстро разносится по всем не только ближайшим, но и очень отдаленным местам.

Не прошло и двадцати лет со времени основания Далматского монастыря, как он подвергся опять нападению в 1664 году. В этот раз на него напал один сибирский князек Девлет-Гирей. Он разграбил и сжег обитель. Икона Божией Матери, однако, и на этот раз осталась невредимой, хотя церковь вся сгорела; только на задней стороне доски обгорело то место, к которому прикоснулся рукой один мусульманин.

Обитель была восстановлена уже сыном Далмата, архимандритом Исааком. Он в 1707 году выстроил каменную церковь, где и находится ныне чудотворная икона Успения Божией Матери. Риза и венцы на ней серебряные, вызолоченные, с драгоценными камнями.

Каждый год 15-го февраля, а также 15-го августа, в день храмового праздника обители, в Далматском монастыре бывает большое стечение народа, приходящего сюда для поклонения чудотворному образу. Болящие, по вере своей, неоднократно получали исцеление от этой чудотворной иконы Божией Матери.

Икона Венская, что в Уграх

Явление Венской иконы, что в Уграх, последовало в 1570 году. Уже само наименование ее заставляет думать, что она принесена с Запада. В противоречии с этим, по-видимому, находится то обстоятельство, что само изображение Богоматери на Венской иконе сделано в православно-восточном стиле, а отнюдь не в западном; она очень сильно напоминает Свято-Ильинскую икону Богородицы, сведения о которой помещены под 10 числом месяца марта. Но противоречие это только кажущееся. Несомненно то, что в Вене и Венгрии искони было немало православных христиан.

От них-то Венская икона и могла перейти в Россию даже после отделения Западной церкви от Восточной. По некоторым сказаниям, св. икона Богоматери «Венская, что в Уграх» перешла к нам в Россию не пряма из Венгрии, а через Афон, где она находилась некоторое время в монастыре св. Дионисия. Из России она впоследствии опять была возвращена на Афон.

16 февраля

Кипрская икона.

Сведения о Кипрской иконе Богоматери помещены под 20 числом апреля.

17 февраля

Икона Тихвинская на Афоне

Тихвинская икона Божией Матери находится на Афоне, в Ильинском скиту. 17-го февраля 1877 года она прославилась чудесным истечением слез.

Это чудо совершилось в четверг, на второй неделе Великого поста. После того, как были отправлены великопостные часы, в соборной церкви во имя св. пророка Илии остались семь человек монастырской братии. В третьем часу дня все они заметили на иконе Божией Матери Тихвинской, находившейся в киоте за престолом в алтаре сей церкви, ясный след слез, истекших из правого глаза чрез всю икону вниз и остановившихся на раме иконы. Из левого же глаза тут же, в присутствии всех семи иноков, одна большая капля скатилась вниз. Видевшие это чудо вынули из киота икону Богоматери и тщательно ее осмотрели со всех сторон. Образ оказался совершенно сухим. Братия вытерли слезы ватой начисто и потом опять поставили икону на место. После этого все вышли из церкви и двери заперли на ключ, чтобы никто туда не мог входить.

Через три часа, т. е. в половине седьмого, простучали в доску к вечерне. Церковь была открыта, иноки вошли в нее. На Тихвинской иконе они опять увидели не совсем ясные следы слез из обоих глаз Божией Матери. Слезы, истекавшие из правого глаза изображения Богородицы, остановились на правой ланите, затем на груди и внизу на раме. Слезы же, истекавшие из левого глаза, остановились на правой благословляющей руке Предвечного Младенца, и она была вся смочена этими слезами. В то же время на левом глазу иноки заметили большую слезную каплю. Последняя только через четверть часа скатилась по иконе вершка на три. Иноки опять вытерли слезы на иконе, но после этого чудесное истечение слез не повторялось.

Иноки скита в этом истечении слез усмотрели чудесное знамение милости Небесной Царицы и установили ежегодно праздновать 17-го февраля в честь Божией Матери. Питая особую веру ко св. Тихвинской иконе, они прибегают к ней во всех трудных и скорбных обстоятельствах жизни.

О чудесном истечении слез от Тихвинской иконы Богоматери существует запись, подкрепляемая и удостоверенная печатью скита, а также подписями старшей скитской братии и очевидцев.

Тихвинская икона Богоматери, находящаяся в Ильинском скиту на Афоне, есть точный список с древней чудотворной Тихвинской иконы Богоматери, находящейся в Тихвинской обители Новгородской губернии (сведения о ней помещены под 26 июня). Она пожертвована на Афон благотворителем

Ильинского скита — М.А. Вьющиным. Икона Тихвинская на Афоне помещена на горнем месте в алтаре соборного храма скита.

19 Февраля

Явление Богоматери преподобному Досифею

Преподобный Досифей с ранних лет жил у одного богатого своего родственника и воспитывался среди роскоши и мирских удовольствий. Никто тогда не мог подумать, что этот отрок впоследствии отречется от всего мирского и будет служить своей подвижнической жизнью единому Богу. Да и как об этом можно было подумать, если его воспитание было слишком далеко от религии? Если Досифею не внушали мыслей о пренебрежении ко всему, что соединено с верой в Бога и вообще с религией, то все же, с другой стороны, никто не говорил ему ничего о Боге, о будущей загробной вечной жизни, о спасении человеческого рода от греха, проклятия и смерти через страдания и крестную смерть Иисуса Христа, о священных предметах и т. п. Все время мысль отрока направлялась условиями его жизни исключительно к мирскому, земному благосостоянию.

Случайно, по-видимому, Досифей столкнулся в своей жизни со странниками, которые и рассказали ему о святом граде Иерусалиме. Рассказ их заинтересовал отрока. Он испросил у родственника своего позволение Съездить в Иерусалим, чтобы поклониться гробу Господню и святым местам. Родственник отпустил его с одним своим знакомым человеком, который в то время также отправлялся в Иерусалим по своим делам.

По прибытии в Палестину, Досифей, между прочим, зашел в Гефсиманию. Он увидел там картину, изображавшую Страшный Суд Господень, и эта картина привлекла к себе все его внимание. Когда он рассматривал ее, к нему подошла величественная Женщина, облеченная в багряницу, и стала объяснять ему ее содержание. Особенно отрок был удивлен и растроган Ее рассказом о той страшной участи, которая постигает после всеобщего суда грешников. Думая о их судьбе, Досифей невольно спросил:

— Госпожа! Что должно делать, чтобы избавиться от вечных мучений в аду?

На это Она ему отвечала:

— Постись, не ешь мяса и молись чаще и тогда будешь избавлен от этих мучений.

После этих слов величественная Женщина в багрянице стала невидима. Была же то, несомненно, Сама Пресвятая Дева Мария Богородица. Преподобный Досифей был поражен этим видением не менее, чем слышанным рассказом о Страшном Суде. В нем произошло перерождение: он отказался от всего суетного и мирского во имя вечного и небесного.

Прп. Досифей удалился в монастырь к авве Сериду и там, приняв иноческое звание, всю жизнь соблюдал три заповеди, преподанные ему Пресвятой

Богородицей. Обитель аввы Серида, где подвизался преподобный, находилась в Палестинском городе Газе; время же его подвигов относится к концу VI-го или началу VII века.

21 февраля

Козельщанская икона

Эта икона принадлежит к числу позднейших по времени прославления чудотворных икон Богоматери и вместе к числу наиболее почитаемых. Событие, прославившее эту икону, получило самую широкую огласку, произвело глубочайшее впечатление. Это событие было не каким-нибудь древним преданием, которое можно было бы отрицать, но произошло, так сказать, во очию современников. Множество людей видели ту, на которую впервые излилась чудотворная благодать этой иконы, — видели безнадежно-больной; знаменитые врачи признали ее неизлечимой, но повеяла исцеляющая благодать Пречистой Девы — и чудо совершилось...

Козельщанская икона была семейной в роде графа Владимира Ивановича Капниста и находилась в его имении, в селе Козельщине. Икона эта древняя. Характер письма говорит об итальянском ее происхождении. Лики Божественного Младенца и Богоматери на этой необыкновенно красивой иконе полны какой-то утешительности. Икона принадлежала в XVIII веке жене запорожского войскового писаря Сиромахи, который в 1764 году подписал акт окончательного присоединения Малороссии к России, был за то жалован землями и по желанию императрицы Елизаветы Петровны женился на одной из ее фрейлин итальянского происхождения. У графа Капниста была дочь Марья Владимировна, воспитывавшаяся в Полтавском институте.

В 1880 году, на маслянице, девушка вывихнула себе ногу с искривлением ступни. Полтавский врач Мейер признал повреждение незначительным. То же говорил и знаменитый харьковский хирург Грубе. Он наложил гипсовую повязку, советовал по особому его рисунку изготовить башмак, прописал теплые ванны и внутрь прием железа. В деревне все эти советы были .тщательно исполнены. Однако не только никакой пользы не было, но на Пасху появилось искривление другой ноги. Профессор Грубе приказал тогда везти больную на Кавказ и лечить минеральными водами. На Кавказе обнаружились новые повреждения: вывихи в плечевых суставах и в левом бедре и крайняя чувствительность в позвоночном столбе, обусловленная страданием спинного мозга. Электричество, ванны, железистые воды — все было испробовано без пользы. Граф повез дочь в Москву. Больная была исследована знаменитыми невропатологами, профессорами Кожевниковым и Корсаковым, хирургом Склифасовским и терапевтами проф. Павлиновым, Митропольским и Каспари. Они не могли оказать помощи и отправляли к европейским знаменитостям Гютеру и Шарко. Приезда Шарко и без того ждали в Москве, куда его звал известный капиталист Лямин. Поэтому граф Капнист остался ожидать его, а дочь с женой отправил в деревню, условившись, что они выедут в Москву по первой его депеше.

21 февраля 1881 года пришла от графа в деревню телеграмма, что Шарко выехал в Москву. Графиня решила ехать на другой же день и посоветовала дочери помолиться пред их семейной иконой и почистить при этом ризу на иконе. Такой был обычай в их семье.

Больная крепка обняла икону слабыми страдающими руками и, прильнув к ней, излила в горячем молитвенном порыве всю свою веру. Вдруг она почувствовала, что с ней творится что-то чудесное. Присутствие жизненной силы внезапно появилось в руках и ногах, дотоле лишенных чувствительности. Вне себя графиня громко закричала: «Мама, мама, я чувствую ноги, я чувствую руки!» И тут же она стала быстро срывать с ног тяжелые, по восьми фунтов, металлические бинты и упорки. Мать думала, что дочь лишилась рассудка. Ее порывистые движения, радостное лицо и крики казались настрадавшейся женщине припадками безумия. Но, наконец, она удостоверилась, что дочь чудесно исцелена.

В доме было много гостей. Прибежав на крик, они увидели, что молодая графиня ходит здоровой. Тут же был отслужен молебен, и можно представить себе, с каким чувством молились присутствующие.

Несмотря на полное исцеление дочери, графиня решилась везти ее в Москву, куда они и выехали на другой день, взяв с собой икону. В Москве граф устроил собрание ученых врачей. Врачи, во главе с Шарко, отказывались приискать научное объяснение происшедшему, и Шарко говорил, что если б не такие достоверные свидетели, как московские профессора, то он бы счел все это событие за мистификацию. Граф стоял в Лоскутной гостинице. Слух об исцелении быстро распространился по Москве, и народ стал стекаться сперва в номер гостиницы, а потом в церковь, куда перенесли икону и где происходила необычайная давка.

В последних числах марта семья графа с иконой выехала обратно в деревню. Тут в усадьбу пришла слепая девица, рассказавшая, что Богоматерь во сне велела ей идти к Ее иконе. Графиня вынесла ей икону, пред которой та долго молилась, и через несколько дней пришла уже зрячей на оба глаза. В графском саду была устроена сперва часовня, а потом и церковь. Чудеса записывались, и двадцать одно чудо было обследовано наряженной из Полтавы комиссией. Один мальчик исцелился на глазах комиссии. В 1885 году открыта в Козельщине женская община с больницей, училищем и приютом для калек.

Богомладенец на Козельщанской иконе полулежит на коленях Богоматери, держа крест. Справа изображена чаша с ложечкой, вероятно, в символ того, что Богоматерь принесла радость миру: «Радуйся, чаше, черплющая радость».

Чтимый список с этой иконы находится в Москве, в церкви Казанской иконы у Серпуховских ворот.

На Страстной неделе 1885 года в Астрахани от списка с Козельщанской иконы получила исцеление девица Гицевич.

23 февраля

Сокольская икона

Сокольская икона Божией Матери, явление которой последовало в 1172 году, ныне хранится в Сокольском Преображенском монастыре. Этот монастырь расположен на горе Духовой, при реке Ворскле, и находится в трех верстах от местечка Соколки Кобелякского уезда Полтавской губернии. Он был основан в 1714 году настоятелем полтавского Крестовоздвиженского монастыря. В 1731 году Сокольский Преображенский монастырь был разорен крымскими татарами. При этом были нанесены значительные повреждения и хранившейся в монастыре иконе Божией Матери. Они заметны и до сих пор. На Сокольской иконе, неоднократно прославленной чудотворениями, изображено Рождество Пресвятой Богородицы.

Есть еще другая икона Богоматери, также носящая название Сокольской. Она находится в городе Соколе, что на Буге, и написана в XVII веке с иконы Ченстоховской. Сведения об этой чудотворной Сокольской иконе Богоматери помещены под 6 марта.

Наконец, третья Сокольская икона, прославленная в 1854 году чудесным истечением слез, находилась в семинарии при Сокольском монастыре в Румынии. Сведения о ней помещены выше под 1 февраля.

24 февраля

Явление Богоматери прп. Эразму Печерскому

Эразм, инок Киево-Печерской обители, около 1160 года получил по наследству весьма большое богатство. Все это наследство он употребил на украшение Печерского монастыря. Потом через некоторое время, по внушению злого духа, исконного врага рода человеческого, Эразм стал сожалеть и скорбеть о своем поступке:

— Вот я теперь обеднел и обнищал, — думал он, — и никто уж больше не обращает на меня никакого внимания. Не лучше ли было бы мне, если б я раздал все свое большое богатство нищим?

Тоска и отчаяние овладели им совершенно. Его уже не волновала мысль о спасении души: он об этом перестал думать и относился ко всему с небрежением. Вскоре же братия заметила, что Эразм начал жить бесчинно.

Но Господь Бог не восхотел, чтобы дух злобы господствовал над душой инока. Не желая гибели ни одного грешника, Он, для спасения Эразма, навел на него лютую болезнь. Семь дней инок пролежал, едва дыша. В то же время он ничего не видел вокруг себя и не мог ни о чем говорить, так как был слеп и нем по воле Всевышнего.

На восьмой день пришли в его келию иноки. Видя его тяжкие страдания, они ужасались и говорили друг другу:

— Горе душе брата нашего: в лености и грехах жила она, и вот теперь что-то видит и мучится и не может разлучиться с телом своим.

Во время их разговора блаженный Эразм вдруг поднялся и сел, как бы никогда и не был болен. Затем он обратился к окружавшим его инокам с следующими, для них вполне неожиданными словами:

— Отцы и братия! Справедливо вы говорите, что я великий грешник и жил бесчинно, в лености и грехах. Но вот сейчас явились мне преподобные отцы Антоний и Феодосий и сказали: «Мы молились о тебе Господу, и Он даровал тебе время для покаяния». После этого я увидел Пречистую Госпожу Богородицу, как Она пишется на иконах, с Сыном Своим Христом и Богом нашим на пречистых руках, и множество святых с Ней. И Она, обратившись ко мне, сказала: «Эразм! за то, что ты украсил церковь Мою, возвеличил ее иконами, и Я украшу тебя и возвеличу славу в царстве Сына Моего. Теперь встань, покайся и приими великий ангельский образ, а на третий день Я очистившегося возьму тебя к Себе за то, что ты возлюбил благолепие дома Моего».

Сказав эти слова, блаженный Эразм, не стыдясь, открыто пред всеми братиями начал исповедывать свои грехи. Затем он встал, как совершенно здоровый, отправился в храм и там принял схиму, а на третий день с великой радостью отошел ко Господу.

26 февраля

Межецкая, или Межитская икона

Межецкая, или Межитская икона Божией Матери явилась близ Киева в 1492 году и прославилась многими чудесами. Божия Матерь изображается на ней с короной на главе и с Младенцем на левой руке.

29 февраля

Девпетерувская икона

Эта икона явилась в 1392 году 29 февраля. Один из древнейших списков с Девпетерувской иконы Божией Матери ныне находится в Николаевской церкви села Батюшкова, или Бататкова, Дмитровского уезда Московской губернии. На этом образе Младенец Иисус изображен стоящим с правой стороны на коленях Богоматери; левая рука Его положена на плечо Девы Марии, правая рука Которой покоится на правом плече Иисуса.

В тамбовском Преображенском кафедральном соборе, над гробницей святителя Питирима, находится другой чудотворный список Девпетерувской иконы Божией Матери. Этот образ прежде был келейной иконой святителя, и перед ней Питирим воссылал свои усердные молитвы к Господу Богу. Особенно она прославилась в 1833 году вследствие одного чудесного события.

Одна женщина, муж которой по ложному обвинению был заключен в тюрьму, увидела однажды во сне неизвестного ей старца. Этот старец приказал ей отыскать в соборе келейную икону святителя Питирима и отслужить пред ней молебен. Он показал ей также и саму икону. Женщина отыскала келейную икону святителя и просила отслужить пред ней молебен. Вскоре после этого ее муж был оправдан и выпущен из тюрьмы.

Ссылки по теме
Форумы