Предисловие

Сщмч. Митрополит Серафим (Чичагов). Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря


Многие причины препятствовали до сих пор напечатанию летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, отличающегося от других обителей редкой по интересу историей своего основания и развития; в особенности препятствовали события, происшедшие после смерти блаженного старца, отца Серафима Саровского. В продолжение 28 лет обитель отца Серафима беспрерывно страдала и терпела потрясения, вследствие вмешательства в судьбу монастыря постороннего лица, и затем в 1861 году возгорелась особая, нигде не бывалая еще смута, потребовавшая чрезвычайного следствия, по окончании которого, естественно, благоговейные сироты Серафимовы заботились лишь о водворении порядка, благочиния и о приобретении духовного покоя, а не об обнародовании правдивой истории монастыря. Наконец, необходимо было дождаться напечатания исторических документов, воспоминаний и показаний некоторых современников и решителей судеб Серафимо-Дивеевского монастыря, чтобы летопись имела характер повествования, основанного на неопровержимых исторических фактах.

Ныне изданы письма, мнения и резолюции в Бозе почившего митрополита Филарета Московского, который по воле провидения положил предел страданиям дивной Серафимовой обители, и теперь летописцы ее могут основывать события 1861 года на мудрых и безошибочных решениях благодатного святителя русской земли.

Серафимо-Дивеевский монастырь — есть необыкновенная обитель, как вследствие своего основания, так и духовного роста. Первоосновательницей надо считать великую рабу Божию, схимонахиню Александру, в миру — Агафью Семеновну Мельгунову, которая учредила общину не по своей воле, но по воле и указанию Самой Царицы Небесной, на местности, взятой Богородицей Себе в четвертый удел на земле. Блаженный старец о. Серафим засвидетельствовал эту истину тысячам народа, и потому Дивеево во многих печатанных брошюрах и воспоминаниях современников называется «четвертым жребием Божией Матери на земле». По кончине Мельгуновой обитель была возрождена о. Серафимом, и рядом со старой общиной еще учреждена другая — новая, под названием «девической». Царица Небесная Сама назвалась Верховной Игуменией Дивеевской обители, передала о. Серафиму на словах правила и устав монастыря, и блаженный старец, как высказал старшим сестрам и духовнику перед своей кончиной и говорил многим при жизни, не переставлял в Дивееве ни одного камня по своей воле. Предсказания о, Серафима о будущем Дивеевской обители свидетельствуют, что она может быть сравниваема только с Киево-Печерской Лаврой, которая есть третий удел Богоматери на земле. Многое уже сбылось из предсказаний великого старца, и монашествующие твердо верят, что обитель, по словам о. Серафима, будет впоследствии единственной женской Лаврой в мире.

Источниками для составления летописи Серафимо-Дивеевского монастыря служили следующие рукописи, записки, документы и печатанные материалы:

Рукописи (монастырский архив)

Тетрадь № 1: рассказы об основателе нашем старце священно-иеромонахе Серафиме (сообщения стариц и монахинь).

Тетрадь № 2: того же содержания.

Тетрадь № 3: «Достоверные сведения о двух Дивеевских обителях Н. А. Мотовилова и об исцелении его великим старцем Серафимом».

Тетрадь № 4: летописные сказания Серафимо-Дивеевского монастыря, составленные из записок протоиерея о. Василия Садовского и Николая Александропича Мотовилова: а) предисловие, б) г-жа Агафья Семеновна Мельгунова, в монашестве матушка Александра, в) первоначальная, так называемая Общежительно-Богоугодная, при Казанской церкви полковницы Мельгуновой женская общинка, г) Мария Семеновна Мелюкова, в схимонасех Марфа, д) Елена Васильевна Мантурова.

Тетрадь № 5: описание женского общежительного Серафимо-Дивеевского монастыря, составленное вследствие указа о том Преосвященного Модеста, епископа Нижегородского и Арзамасского в 1885 году и хранящееся в Духовной Консистории.

Тетрадь № 6: летописное сказание Серафимо-Дивеевского монастыря, составленное из записок протоиерея о. Василия Садовского и Николая Александровича Мотовилова и по рассказам Михаила Васильевича Мантурова: а) основание старцем Серафимом второй мельничной Дивеевской общинки, при селе Дивееве, б) построение двухпоставной ветряной мельницы в Серафимовом Дивееве, в) Михаил Васильевич Мантуров, г) построение первоначальных Рождественских церквей Серафимо-Дивеева. Рассказ протоиерея о. Василия Садовского, д) 81 рассказ стариц о предречениях батюшки о. Серафима.

Тетради № 7 и 8: о блаженной Паше Саровской.

Тетрадь № 9: жизнеописание блаженной Пелагеи Ивановны.

Тетрадь № 10: рассказы о Прасковье и Марии Семеновнах Мелюковых.

Тетрадь № 11 (черновая в переплете): а) жизнеописание монахини Елены, в миру девицы Е. В. Мантуровой и б) рассказы разных лиц.

Тетрадь № 12: краткое описание Серафимо-Дивеевской обители.

Тетрадь № 13: сведения о Серафимо-Дивеевском монастыре.

Тетради № 14 и 15: краткое повествование о Свято-Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря.

Тетрадь № 16: кончина матушки Агафьи Семеновны и основание батюшкой Серафимом мельничной обители.

Тетрадь № 17: о Прасковье Семеновне Мелюковой.

Тетрадь № 18: воспоминания о жизни старца Антония.

Тетрадь № 19: сведения о блаженной Наталье Дмитриевой.

Тетрадь № 20: тридцать рассказов об исцелении батюшки о. Серафима.

Тетрадь № 21: сказание о последних двух днях жизни старицы Прасковьи Семеновны Мелюковой, переданное Феодорой Ерофеевой.

Тетрадь № 22: (черновые) рассказы о батюшке о. Серафиме, чудесах его и о болящих старицах, записанные В. А. Карамзиной.

Тетради № 23-28: летопись о первых первоначальницах общин и тетради (5) о целительных свойствах воды батюшки Серафима.

Тетради № 29-33: (черновые) рассказы о батюшке о. Серафиме, о чудесах его, о Мантурове и о первоначальницах.

Тетрадь № 34: письмо и записки исправника Павла Бетлинга.

Тетрадь № 35: древние бумаги М. В. Мантурова о покупке земли и о постройке Рождественской церкви.

Тетрадь № 36: (черновые) записи В. А. Карамзиной о чудесах батюшки о. Серафима.

Тетрадь № 37: некоторые замечания на книгу «Сказания о подвигах старца Серафима» соседом Саровской пустыни и Дивеевской общины.

Тетрадь № 38: сведения о батюшке о. Серафиме из Слободского Вятского монастыря, с копией письма Преосвященного Агафангела, епископа Вятского.

Тетрадь № 39: письма и телеграммы, относящиеся к юбилею игумении Марии.

Тетради № 40-60: записки Н. А. Мотовилова.

Печатанные:

1. Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима, иеромонаха, пустынника и затворника Саровской пустыни, с присовокуплением очерка жизни первоначальницы Дивеевской женской обители Агафьи Семеновны Мельгуновой. Издание иеромонаха Иосафа. СПб., 1849.

2. Издание второе. СПб., 1856.

3. Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. СПб., 1863. Изд. Саровской пустыни.

4. Издание четвертое. Муром, 1893. Изд. Саровской пустыни.

5. Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. Москва, 1884. Издание четвертое.

6. Житие и подвиги иеросхимонаха Иоанна, основателя и первоначальника Саровской пустыни. Муром, 1892.

7. Краткое жизнеописание старца Серафима Саровского и полковницы Агафьи Семеновны Мельгуновой, основателей Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Издание Серафимо-Дивеевского монастыря. Москва, 1874.

8. Серафимо-Дивеевский общежительный женский монастырь с приложением жизнеописания о. Серафима и матери Александры. Составлено княжной Еленой Горчаковой. Москва, 1889.

9. Двадцатипятилетнее юбилейное торжество игумении Марии, настоятельницы Серафимо-Дивеевского монастыря. Нижний Новгород, 1887.

10. Сказание о Христа ради юродивой подвижнице Пелагее Ивановне Серебренниковой. Тверь, 1891.

11. Преосвященный Антоний, архиепископ Воронежский и Задонский. Bоронеж, 1890.

12. Преосвященный Феофан затворник Вышенский. Москва, 1895.

13. Преосвященнейший Иеремия, епископ Нижегородский, Нижний Новгород, 1886.

14. Схиигумен Серафим, бывший настоятель Павло-Обнорского монастыря о. Иоасаф. Священника А. Братановского. Ярославль, 1885.

15. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Т. IV и т. V (часть первая).

16. Письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского к Высочайшим особам и разным другим лицам. Тверь, 1888.

17. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию. Ч. IV. Москва, 1884.

Архимандрит Серафим (Леонид Чичагов)

Форумы