В Чехии найдены доказательства человеческих жертвоприношений, совершавшихся в Средние века при строительстве

При раскопках замка 11-го века обнаружены останки трех человек в основании фундамента

ПРАГА. При раскопках замка Бржеслав в Чешской Республике были обнаружены останки трех человек в средневековых фундаментах . Возможно, это жертвы ритуальных жертвоприношений, передает Тhehistoryblog.com.

Человеческие останки были найдены под замковыми стенами 11-го века, обнаруженными в прошлом году . Они были помещены рядом друг с другом поверх первого слоя камней крепостного вала, и их положение предполагает, что они могли быть связаны вместе. Железный предмет полтора фута длиной был помещен над ними. Он сужается на одном конце. Но объект слишком корродирован, чтобы его можно было идентифицировать.

«Эти несчастные, похоже, стали жертвами какой-то жестокой языческой практики или убийства», — объясняет археолог Мирослав Деймал. «Трудно представить, что все трое погибли одновременно случайно. И что наиболее важно, размещение их на первом слое камней недавно построенного вала и положение тел предполагают, что они были фактически принесены в жертву», — сказал исследователь.

«На следующей неделе вместе с антропологами мы постараемся узнать больше о погибших. Посмотрим, сможем ли мы выяснить, были ли они связаны или были «местными жителями». Предполагалось, что они могут быть рабами, возможно, военнопленными, которых использовали для строительства стен, а затем, возможно, принесли в жертву или казнили», — отмечает Мирослав Деймал. Несмотря на то, что к 1050 году местное население было обращено в Христианство, многие языческие обряды, зачастую жестокие, все еще сохранились, напоминает чешский археолог.

«Я бы не стал связывать это с работой крипто-язычников. Строитель замка Бржетислав I, герцог Богемский, был христианином, как и его отец, его дед и так далее вплоть до первого герцога Богемского, Борживоя I, в 9 веке. Династия Пржемысловичей включает в себя двух святых, Людмилу и ее внука Венцеслава (Вячеслава). Христианство утвердилось к началу 11-го века, не менее чем в двух его конфессиях (славянская православная и римско-католическая). Если трое действительно были принесены в жертву во благо замка, вы не можете предполагать, что Бржетислав и/или его подчиненные не знали об этом или даже не имели к этому никакого отношения», — сказал Мирослав Деймал.

Истории жертвоприношений, совершенных при строительстве зданий, изобилуют в фольклоре многих культур по всему миру. Многие страны Восточной Европы — Сербия, Албания, Румыния, Болгария, Венгрия — имеют народные песни, посвященные легендарной жертве основания. Истории о женщине, окруженной стенами, и ее многочисленные варианты рассказывают о каменщиках, строящих замок, чьи работы волшебным образом каждую ночь разрушаются. Они узнают, что должны замуровать первую женщину, которая придет к месту строительства на следующий день, чтобы разрушить заклинание и закончить строительство. Жена зодчего в итоге и оказывается несчастной жертвой. Таков сюжет большинства легенд и песен такого рода.

Исследователи фольклоры, начиная с Якоба Гримма, старшего из братьев, собирающих сказки, выдвинули гипотезу о том, что истории жертвоприношений основываются на дохристианских ритуалах, посвященных «умиротворяющим божествам» — духам природы, возмущенным людьми, строящими здания на их земле.

«Хотите построить мост через реку? Лучше дать речному богу некоторое вознаграждение за всех будущих утопленников, которых он помилует», — отмечает Мирослав Деймал.

В New Statistical Account of Scotland (1845 г.) рассказывается, что такая почитаемая в западной христианской традиции фигура, как святой Колумба, ирландский миссионер, проповедовавший шотландцам в 6-м веке, якобы похоронил заживо своего лучшего друга в основании монастыря св. Ионы.

Это спорное предание утверждает, что когда Колумба впервые попытался возвести монастырь св. Ионы, стены по вине какого-то злого духа упали так же быстро, как были возведены. Колумба получил неким сверхъестественным путем информацию о том, что здание никогда не будет возведено, если человеческая жертва не будет принесена путем захоронения заживо.

Согласно одной из версий, жребий упал на Орана, спутника святого Колумбы, как жертву, которая была востребована для успеха предприятия. Другие утверждают, что Оран добровольно предложил себя и был соответственно похоронен заживо.

Согласно легенде, по прошествии трех дней Колумба якобы захотел прощально взглянуть на своего старого друга и раскопал землю. Оран поднял мутные глаза и сказал: «В смерти нет ничего удивительного, и ад не такой, как о нем говорят». Святой Колумба был настолько потрясен этим «нечестивым» ответом, что сразу же приказал снова забросать Орана землей, произнеся слова: «Uir! Uir! air beal Orain ma’n labhair e tuile comh’radh», то есть « Земля! Земля! На уста Орана, чтобы он больше не болтал».

Автор New Statistical Account of Scotland делится этой «сочной» историей, но сомневается в ее правдивости, обвиняя кельтских друидов в том, что они придумали клевету на святого Колумбу и Христианство, «тем более, что вмененный ему дикий обряд практиковали только язычники».

Считается, что слово «детинец», которым в Древней Руси обозначали кремль, также происходит от человеческих жертвоприношений языческой поры, когда ритуально убитых детей могли погребать в основании строящейся крепости.

Форумы