Евсевий Кесарийский. Об Игнатие и его посланиях



Евсевий Кесарийский

В тоже время в Азии процветал собеседник Апостолов Поликарп, получивший епископство над смирнскою церковию от самовидцев и служителей Господа. При нем славился Папий, епископ иерапольской паствы, муж, обладавший всестороннею ученостию и знанием Писания [34]; также Игнатий, второй после Петра епископ антиохийский, котораго и теперь еще весьма многие восхваляют. Есть предание, что, за исповедание имени Христова, он был отправлен из Сирии в Рим, и там соделался пищею диких зверей. Проходя Азию под строгим надзором стражи, Игнатий своими устными беседами и наставлениями укреплял христиан тех городов, чрез которые путешествовал, и увещавал более всего беречься возникавших и распространявшихся именно тогда ересей. В-особенности же убеждал твердо держаться апостольских преданий, которыя, для безопасности, счел нужным подтвердить собственным свидетельством и заключить в письмена. Так, быв в Смирне, где тогда находился Поликарп, он написал одно послание церкви ефесской, в котором упоминает о ея пастыре Онисиме; другое - к церкви магнезийской, что при реке Меандре, в котором так-же говорит об епископе Дамасе; третье - к церкви траллианской, над которою предстоятельствовал тогда, по его словам, Полибий [35]. Сверх того написано им послание и к церкви римской, которым он упрашивает римских христиан не удерживать его от мученической смерти и не лишать вожделенной надежды. В подтверждение сказаннаго нами хорошо привести несколько слов из этих посланий: «От Сирии до Рима, пишет Игнатий [36], я борюсь с дикими зверями, борюсь на суше и на море, ночью и днем, с десятью леопардами - окружающим меня отрядом воинов, которые делаются тем хуже, чем больше благодетельствуешь им. Обиды их поучительны для меня, но ни о сем оправдаюся (1 Кор. 4, 4). Молюсь и желал бы, как можно скорее, встретиться с приготовленными для меня зверями. Я приласкаю их, чтобы они немедленно пожрали меня, и не боялись прикоснуться ко мне, как к некоторым другим. А если сами собой не захотят, я принужду их. Простите меня; я знаю, что мне полезно. Теперь только я начинаю быть учеником; теперь не трогает души моей ни видимое, ни невидимое, да Христа приобрящу (Флп. 3, 8). Пусть приидут на меня огонь и крест, ярость зверей, расторжение костей, отсечение членов, измождение всего тела, мучения самаго диавола, лишь-бы мне приобрести Христа». Так писал Игнатий из Смирны к выше-упомянутым церквам. А находясь уже за Смирною, в Троаде, беседовал письменно с Филадельфийцами, с церковию сирийскою и отдельно - с предстоятелем ея Поликарпом. Хорошо зная его, как мужа апостольскаго, сей верный и добрый пастырь поручал ему антиохийскую паству и умолял иметь ревностное о ней попечение. В послании к Смирнянам он приводит следующия, неизвестно откуда заимствованныя [37] им слова о Христе: «Я знаю и верую, что Христос и по воскресении являлся во плоти; ибо, подошедши к Петру и бывшим с ним, сказал: возьмите, осяжите Меня и видите, что Я - не дух безтелесный. Они тот-час осязали Его и уверовали». - О мученичестве Игнатия знал и Ириней, который упоминает и о его посланиях. «Некто из наших, говорит он, за исповедание Бога осужденный на седение зверями, сказал: я пшеница Божия, которую измелют зубы зверей, что-бы сделаться ей чистым хлебом». - Упоминает о том-же, в известном своем послании к Филиппийцам [38] и Поликарп, говоря слово-в-слово так: «Умоляю всех вас быть послушными и иметь возможное терпение, какое видели вы не только в блаженном Игнатие, Руфе и Зосиме, но и в других бывших среди вас, в самом Павле и прочих Апостолах. Будьте уверены, что все они не напрасно текли своим путем, но с верою и правдою, и пребывают в уготованном для них месте у Господа, которому спострадали; ибо они возлюбили не нынешний век, но Умершаго за нас и Воскрешеннаго ради нас Богом». - Потом присовокупляет: «вы и Игнатий писали ко мне, чтобы я с кем-нибудь из путешественников отослал ваши послания в Сирию: при удобном случае я или сам исполню это, или пошлю с вашим поручением другаго. Присланныя к нам Игнатием и прочия, имеющияся у нас послания, мы, по вашему требованию, отправили к вам, приложив их к сему нашему писанию. Вы можете почерпнуть из них великую пользу; потому-что они содержат в себе образцы веры, терпения и всякаго назидания о Господе нашем». - Это - об Игнатие. После него епископство в антиохийской церкви принял Ирос.

Источник: Евсевий Кесарийский. Церковная История. Глава XXXVI.

Ссылки по теме
Форумы