• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

В Британском музее пройдет выставка тибетских произведений искусства из человеческих останков

Кураторы надеются, что выставка образцов тантрического искусства поспособствует «разоблачению мифов» о нем

ЛОНДОН. В Британском музее готовится выставка тантрических произведений искусства древнего Тибета, изготовленных из человеческих останков, одна из целей которых состоит в «разоблачении мифов» о них, сообщает theguardian.

Предметы тибетского искусства, изготовленные из человеческих останков и давно воспринимаемые в странах запада как примеры колдовства и атрибуты некромантии, будут впервые представлены публике на выставке в Британском музее – в надежде, что публика, наконец, «увидит в их истинном свете». В списке образцов этого искусства числится, к примеру, барабан, изготовленный из двух черепных крышек; труба из выдолбленной большой берцовой кости; ритуальная чаша из черепа; передник из бляшек и бус, искусно вырезанных из человеческой кости, и многое другое.

Для британских колониальных чиновников и христианских миссионеров, впервые ознакомившихся с образцами этого искусства в 19-ом и начале 20-го веков, такие предметы всегда представлялись свидетельствами извращенного поклонения дьяволу и смерти. Однако многие тибетцы традиционно воспринимают их как вид искусства, славящий радости жизни. Имма Рамос (Imma Ramos), куратор предстоящей выставки о Тантре, надеется, что беспристрастная и объективная демонстрация этих предметов с разъяснением об их смыслов и символов позволит ученым развеять мифы и суеверия, возникшие вокруг них. Эти предметы, по ее словам, показывают, что в тантрическом буддистском вероучении и обрядности жизнь воспринимается как подготовка к смерти. «В этом восприятии нет ничего нигилистического, – уверяет Рамос. – Напротив, там эти предметы считают напоминанием о празднествах и радостях жизни. Это гораздо более позитивное, спокойное и целостное отношение к смерти, в корне отличающееся от западных традиций, воспитывающих негативное отношение к смерти вплоть дотвращения ко всему, что с ней связано».

Музейные работники провели обширные консультации и семинары с тибетскими партнерами при подготовке к выставке, разработав для нее пояснительные аудио – и видеоматериалы. Так, Туптен Келсанг (Thupten Kelsang), студент Оксфорда и уроженец Тибета, оказавший значительную помощь в организации семинаров и консультаций, приветствует идею выставки. «Мы показываем непосвященным эзотерические предметы, весьма особые и непривычные для местного восприятия – и понятно, что многим будет трудно уяснить их суть в отрыве от исторического, эзотерического и культурного контекста, – говорит Келсанг. – Однако я рад, что через эту выставку мой народ может представить свою культуру, мировосприятие, веру и жизненный опыт».

Среди пяти предметов, впервые выставляемых на обозрение, видное место занимают двухглавый барабан «даммару» и труба из берцовой кости «канлинг», используемые в практике Чод («отрезание»). Они были изготовлены и введены в традицию в 11 веке известной тантрической жрицей Мачиг Лабдрон (Machig Labdrön), и с тех пор используются для «вызывания божественных духов на пир в теле призывающего» их монаха ради избавления от эгоизма и чувства собственной важности. Посетители увидят также чашу из черепа «капалу» 19 века – с крышкой и подставкой из богато украшенного металла. Этот ритуальный предмет обычно применяется в многодневных тантрических обрядах группами лам. Тибетские буддисты часто и охотно жертвовали свои останки ламам и монастырям на изготовление подобных священных предметов ради обретения духовных заслуг после смерти. Костяной передник «русгуан» представлыет собой образец праздничного облачения тибетских монахов и лам – считается, что он отгоняет несчастья от участников обряда..

Несомненно, что Джон Клод Уайт (John Claude White), колониальный британский чиновник, овладевший этим передников во время вторжения колониальных войск в Тибет в 1903-04 годах, считал его принадлежностью «дьявольского танца». Подобная терминология до сих пор широко используется в музеях, признает докторант Айеша Фуэнтес (Ayesha Fuentes), готовящая диссертацию о предметах из человеческих останков в обрядах тибетского буддизма. Она надеется, что выставка поможет изменить сложившиеся стереотипы в отношении этого искусства. «Терминология поклонения дьяволу, некромантии и колдовства ... возникла по невежеству в колониальное время, и с тех пор охватила весь англоязычный мир, – говорит Фуэнтес. – Я родилась в США, и там во всех музейных материалах используется подобная терминология из области страхов и суеверий».

Предметы из человеческих останков в музейных коллекциях часто внушают ужас и потому от них нередко стремятся избавиться путем репатриации. Художественный совет Англии недавно даже объявил о назначении особого специалиста по вопросам репатриации и реституции подобных предметов. Музеи нередко прячут подобные предметы в запасниках, опасаясь возмущения публики – хотя опыт показывает, что страхи безосновательны. Так, в Британском музее хранится в запасниках и в экспозициях более 6 тысяч подобных экспонатов – в том числе многочисленные египетские мумии, а также знаменитый «человек из Линдоу». Это тело человека, погибшего в торфяном болоте в середине 1 века, считается самой сенсационной археологической находкой «болотных тел» в Британии благодаря ее прекрасной сохранности.

Выставка предметов тибетского искусства из человеческих останков, зародившегося в шестом веке, станет первой подобной выставкой в стране. Одна из ее целей состоит в том, чтобы воспеть «божественность женской силы и оспорить восприятие женственности как пассивной и послушной части человеческого бытия». Выставка «Тантра: от просвещения к перевороту сознания» пройдет в Британском музее с 23 апреля по 26 июля.

Ссылки по теме
Форумы