В СПбДА прошёл III семинар Сообщества преподавателей и исследователей Священного Писания

Семинар был посвящен трудным вопросам толкования и методическим вопросам преподавания Библии
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. С 16 по 17 декабря в СПбДА прошёл III семинар Сообщества преподавателей и исследователей Священного Писания. Помимо кафедры библеистики организаторами мероприятия выступили Учебный комитет Русской Православной Церкви, Федеральное учебно-методическое объединение по теологии и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

Первый день

Основной темой докладов в первый день стали трудные вопросы толкования Библии. Заседание открыл ректор Духовной Академии епископ Петергофский Силуан. В своём приветственном слове он отметил, что изучение Священного Писания должно иметь не только научный характер, но и являться путём к постижению Бога:

«С первых лет существования Христианства священные тексты стали выразителями богословских воззрений Церкви. Библеистика родилась как попытка объяснить Евангелие, выразить его, учитывая различные культурные условия. Как тогда, так и сегодня перед толкователями Библии стоит цель — передать дух вечного Слова Божия своим собратьям, показать красоту, объёмность и актуальность Благой вести Спасителя, причём аргументированно и в то же время ясно».

После этого специалист Учебного комитета Русской Православной Церкви Н. Н. Свокс зачитал приветственное слово председателя Комитета протоиерея Максима Козлова, а проректор, заведующий кафедрой библеистики ПСТГУ протоиерей Алексей Емельянов выступил с приветствием от имени председателя Федерального учебно-методического объединения по теологии протоиерея Владимира Воробьёва.

Модератором встречи выступил заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Дмитрий Юревич. Он познакомил участников с форматом мероприятия и обратил их внимание на некоторые организационные особенности семинара.

В первой сессии с докладом «Проблемы толкования и перевода книги Екклезиаста 1:1» выступил ректор МинДА, доктор богословия архимандрит Сергий (Акимов). Он обратил внимание на сложности в понимании термина «Екклезиаст» и установлении автора текста, а также отметил особенности переводов и еврейского толкования первого стиха книги Екклезиаста.

Заведующий библейским кабинетом МДА протоиерей Александр Тимофеев прочитал сообщение на тему «”Сей же род изгоняется только молитвою” (Мф 17:21)», в котором привёл точки зрения библеистов на добавление слова «пост» в текст евангельского отрывка. Он подчеркнул, что выражение «постом и молитвой» выражает новозаветное учение о синергии — совместном действии Бога и человека.

После перерыва кандидат богословия, заведующий кафедрой библеистики СПбДА протоиерей Дмитрий Юревич представил доклад «”Благодать на благодать”: трудные вопросы Пролога Евангелия от Иоанна (1:1–18)». Докладчик рассмотрел трудные для экзегетики места в Прологе Евангелия от Иоанна.

Далее проректор, заведующий кафедрой библеистики ПСТГУ протоиерей Алексей Емельянов выступил с сообщением «”Вера же есть…”: святой апостол Павел о вере в послании к Евреям 11:1». Он привёл перевод оригинального текста и отметил, что смысл веры в данном отрывке понимается как верность, полное доверие и реальность христианской жизни.

В третьей сессии с докладом «”Дева” или “молодая”? Экзегеза термина “Альма” (Ис 7:14) в контексте Ветхого Завета» выступил кандидат богословия, заведующий кафедрой библеистики Саратовской духовной семинарии А. С. Кашкин. Он рассмотрел случаи употребления термина «альма» в тексте Священного Писания, отметив, что данное слово чаще всего используется для обозначения девушки брачного возраста. Мессианское прочтение и толкование данного отрывка отчетливо закрепляется в переводе Семидесяти.

В заключительной секции состоялись тематические круглые столы «Актуальные интернет-ресурсы по библеистике» и «Преподаю, но не изучал: перепрофилирование на библеистику выпускников других богословских специальностей», ведущими которых выступили доцент кафедры библеистики МДА М. В. Ковшов, заведующий библейским кабинетом МДА протоиерей Александр Тимофеев, кандидат богословия доцент СПбДА Д. Г. Добыкин, учёный секретарь Федерального УМО по теологии, специалист Учебного комитета Русской Православной Церкви М. В. Таланкина.

Второй день

Второй день семинара был посвящён сложным методическим вопросам преподавания Библии и состоял из четырёх сессий.

Первую сессию открыл магистр богословия, старший преподаватель Самарской духовной семинарии С. В. Соловьев, который в своём выступлении «О новой концепции преподавания предмета “Введение в библеистику”» отметил, что обычно введения в Ветхий и Новый Завет преподаются в одном и том же учебном заведении отдельными блоками, зачастую даже разными преподавателями. Главная идея докладчика заключалась в том, чтобы объединить два указанных раздела и преподавать совместно те темы, которые имеют общее содержание для Священного Писания как Ветхого, так и Нового Заветов. Тем самым, по его мнению, удастся передать студентам наиболее целостное представление о предмете и более эффективно использовать часы, выделенные на преподавание, освободив больше времени для материала по экзегетике.

В рамках второй сессии кандидат богословия, доцент СПбДА, проректор по научно-богословской работе Рязанской духовной семинарии протоиерей Дмитрий Гольцев рассказал о методике преподавания библейской археологии на примере Академии на Неве, Сретенской и Рязанской духовных семинарий. Преподавание основано на использовании обширного архива фотографий и видеороликов, которые были отсняты им, а также преподавателями СПбДА и ряда других духовных учебных заведений во время регулярных поездок в страны библейского ареала на протяжении последних двенадцати лет. Наиболее значимая часть этого иллюстративного материала была издана СПбДА в 2012-2014 годах в виде трёх мультимедийных учебных пособий, содержащих описание археологических объектов библейских регионов: Святой Земли, Малой Азии и Иордании. После этого протоиерей Дмитрий Юревич представил очередное мультимедийное учебное пособие «Библейская археология. Контекст: артефакты в музеях мира», которое в 2019 году подготовила кафедра библеистики Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Кандидат богословия, доцент МДА М. В. Ковшов в докладе «Наследие апостола Павла в святоотеческой экзегезе, русской дореволюционной и современной библеистике» познакомил присутствующих с деятельностью научной школы при кафедре библеистики МДА по изучению наследия апостола Павла, которая была создана в 2010 году. По словам выступающего, теоретическим результатом работы научной школы стало формирование и разработка нового экзегетического подхода, характеризующегося холизмом, континуальностью, историзмом, а также особым вниманием к вопросам хронологии и контекста. Практическим результатом деятельности школы является заполнение лакуны в отечественных исследованиях по апостолу Павлу, возникшей после событий 1917 года.

После непродолжительного перерыва кандидат богословия, доцент СПбДА Б. А. Тихомиров и старший преподаватель МДА, кандидат экономических наук П. А. Коротков открыли третью сессию и рассказали об актуализации научного наследия русских библеистов XIX–XX веков. Первый докладчик подробно остановился на вопросе о составе ветхозаветного канона у русских исследователей. Второй докладчик обратил внимание присутствующих на необходимость следования церковной традиции, научной ответственности и вере в Церковь при изучении и толковании Священного Писания. Он подтвердил свои мысли ссылками на труды выдающихся библеистов, в частности Н. Н. Глубоковского, М. Д. Муретова, митрополита Московского Макария (Булгакова) и святителя Филарета (Дроздова).

В заключительной сессии размышлениями на тему «Нужен ли нам новый современный православный перевод с комментарием на все тексты Библии?» поделился кандидат богословия, доцент СПбДА Д. Г. Добыкин. Он отметил, что кроме святоотеческих и дореволюционных трудов на сегодняшний день есть некоторое количество современных русскоязычных (и переводных) библейских комментариев на всю Библию или на один из Заветов. Однако не существует единого православного комментария, соответствующего уровню студента бакалавриата (средний уровень) и, тем более, уровню студента магистратуры (высокий уровень). По его мнению, на данном этапе создать новый современный православный перевод или даже комментарий среднего уровня невозможно. Поэтому первостепенной задачей является издание комплекта учебников для бакалавриата, которые должны быть написаны коллективом авторов и иметь единую структуру. В качестве отправной точки можно ставить вопрос о создании Учебной Библии для нужд преподавателей и студентов, в которой модифицированный текст синодального перевода будет сопровождаться необходимым для учебного процесса историко-филологическим комментарием.

В завершение семинара доктор теологии, доцент МДА иеромонах Филофей (Артюшин) в выступлении «Нарратив vs аллегория? Место аллегорического метода толкования Библии в преподавании» рассказал о буквально-историческом и аллегорическом методах толкования Священного Писания в Александрийской и Антиохийской школах. Он продемонстрировал изменение отношения к типологическо-аллегорической методологии в истории и о преодолении антагонизма между буквой (littera) и аллегорией (allegoria) на основе комплексной методологии. Сторонники комплексной методологии, по мнению докладчика, придерживается такого отношения к тексту, при котором сам текст является критерием единства буквальной и аллегорической интерпретаций.

Большинство выступлений сопровождались презентацией фото- и видеоматериалов, и после каждого доклада участники имели возможность задать интересующие их вопросы и поделиться своим мнением с коллегами.

В первый день семинара епископ Петергофский Силуан наградил кандидата богословия, доцента Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерея Дмитрия Гольцева медалью апостола и евангелиста Иоанна Богослова II степени.

Форумы