Елеазаров Анзерский скит

Свято-Троицкий Анзерский скит. Фото 1990-х гг.


Статья из т. 2 «Православной энциклопедии». Москва, 2001 г.

Анзерский Елеазаров во Имя Святой Троицы мужской Соловецкого мон-ря, расположен на Анзерском о-ве близ Троицкой губы. Источниками сведений об основании А. Е. с. являются автобиографическая записка («Свиток») прп. Елеазара Анзерского († 1656) и житие святого, составленное, вероятно, иноком Макарием [Маркианом]. В 1612 г., стремясь «имети житие пустынное», постриженик Соловецкого мон-ря прп. Елеазар по благословению игум. Соловецкого мон-ря прп. Иринарха поселился на горе Анзерского о-ва у оз. Круглого. Первые неск. лет прп. Елеазар жил один, добывая средства к жизни изготовлением деревянных сосудов, к-рые он ставил у морской пристани, взамен рыбаки и купцы оставляли преподобному хлеб и др. припасы. Ок. 1616 г. прп. Елеазар встретился с отшельником иером. Фирсом и принял от него постриг в схиму. Когда к подвижнику стали приходить насельники Соловецкого мон-ря, искавшие отшельнического образа жизни, он перешел на др. место (недалеко от Троицкой губы), где рядом с ветхой ц. свт. Николая Чудотворца срубил келью. Ц. во имя свт. Николая была построена в Соловецком мон-ре при игум. Иакове и в 1583 г. перенесена на Анзерский о-в для окормления солеваров и рыбаков (ок. 70 чел.), трудившихся на монастырских варницах и рыболовных тонях. Игум. Иаков предполагал основать на Анзерском о-ве мон-рь, но неизвестно по каким причинам в 1596 г. грамотой царя Феодора Иоанновича строительство обители было запрещено. К нач. XVII в. варницы были закрыты, остров посещался лишь моряками.

18 марта 1620 г. Патриарх Московский Филарет, извещенный игум. Иринархом и мон. Александром (Булатниковым) о существовании общины отшельников на Анзерском о-ве, выдал грамоту на основание скита на острове и указ на строительство силами Соловецкой обители деревянного «клетчата» храма с 2 престолами: во имя Св. Троицы и «государева царева ангела» прп. Михаила Малеина (церковь освящена в 1621); позже царь Михаил Феодорович пожертвовал скиту утварь, а также определил ружное жалованье насельникам - по 3 четверти ржаной муки в год, «по осмине солоду ячменного и по осмине овса», по 1 р. 50 к. каждому на облачение.

В скиту прп. Елеазар ввел особый устав по образцу «древних отец скитских, еже комуждо особь келия, и пища, и молчание», в частности по образцу устава прп. Нила Сорского. Все насельники имели кельи, к-рые располагались на расстоянии версты друг от друга, братия собирались в храм в дни больших праздников и на воскресные богослужения. Всего общих богослужений было 170 в год. Каждый монах кроме уставного правила совершал еще особое келейное правило: ежедневно читал каноны Иисусу Сладчайшему, Божией Матери, Ангелу-хранителю, Акафист, 4 кафизмы из Псалтири, 600 молитв Иисусовых, клал 300 земных поклонов. В отличие от прп. Нила прп. Елеазар разрешал в скиту монашеский постриг, принимал любую милостыню.

В 1621 г. строителем А. Е. с. был назначен иером. Варлаам, в 1624 г.- прп. Елеазар (при нем насельников было 12 чел.), в 1656 г., после кончины преподобного, строителем стал его любимый ученик - мон. Никодим (братии в скиту было 17 чел.). Указом царя Михаила Феодоровича от 7 февр. 1628 г. А. Е. с. предписывалось иметь 20 чел. братии, к-рые содержались на доходы от Двинских угодий. Царским же указом от 31 июля 1633 г. скиту была дарована независимость от мон-ря с разрешением братии избирать строителей из своей среды; соловецкому игумену предписывалось не вмешиваться в управление скитом и не запрещать братии мон-ря при желании переходить в скит. Двинский воевода обязывался своевременно высылать в скит назначенное содержание. В 1635-1639 гг. насельником скита и учеником прп. Елеазара был Никон (Минов), впосл. Патриарх Московский и всея Руси. Будучи Патриархом, Никон оказывал покровительство скиту: в 1655 г. он исходатайствовал у царя отпускать обители в год 1 пуд ладана, 3 пуда воска, 3 ведра вина, 4 четверти муки для просфор, к жалованью каждому насельнику было прибавлено по 1 р.

В период Соловецкого восстания 1668-1676 гг. мон-рь получал продовольственную помощь от скита. В 1670 г. А. Е. с. продал мон-рю 146 пудов свежепросоленной щуки, неск. сот сигов и 320 пудов трески. В июне 1674 г. анзерские старцы Авраамий и Александр с иерод. Питиримом выступили посредниками в переговорах воеводы И. Мещеринова с затворившимися в мон-ре восставшими - это была последняя попытка урегулировать конфликт мирным путем. Во время боевых действий скит был разорен, насельники покинули остров. В 1682 г. грамотой Холмогорского архиеп. Афанасия (Любимова) А. Е. с. был вновь приписан к Соловецкой обители, настоятелям к-рой поручалось строжайшее наблюдение за скитской братией. Для улучшения материального положения находившегося в запустении скита в 1698 г. архиеп. Афанасий учредил в нем должность казначея, назначаемого из Соловецкого мон-ря. К нач. XVIII в. в скиту насчитывалось 17 монахов, на их содержание вместо ружного и денежного жалованья Пётр I повелел выдавать 145 р. 24 алтына в год. Финансовое и духовное положение А. Е. с. улучшилось, когда в 1706 г. в него по благословению соловецкого архим. Фирса (Шарапова) был назначен новый строитель - мон. Иов (см. Иисус Анзерский). После секуляризации монастырских земель в 1764 г. А. Е. с. был приписан к Соловецкому мон-рю с назначением строителя и определением числа насельников - 12 чел.

Постройки скита располагаются на берегу глубоко вдающейся в остров губы, получившей название Троицкой. В 1729-1730 гг. была выстроена деревянная ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, в к-рую «за теснотою» из старого деревянного Троицкого храма были перенесены приделы прп. Михаила Малеина и иконы Божией Матери «Знамение». В 1740-1743 гг. приезжие каменщики Ф. Иванов и Я. Прокофьев разобрали обветшавший Троицкий храм и на его месте возвели новый, с восьмигранным барабаном. В 1880-1884 гг. Троицкая ц. была вновь перестроена по проекту архангельского архит. Г. Введенского. Новый храм, сохранившийся до наст. времени, был возведен на месте часовни прп. Елеазара, над его могилой (в 1925 мощи прп. Елеазара были вскрыты и вывезены с острова, их местонахождение неизвестно). В 1803 г. был построен примыкавший к Троицкому храму двухэтажный корпус братских келий, над ним - каменная колокольня с 7 колоколами, в 1843 г.- новый жилой корпус. За оградой скита находился деревянный двухэтажный корпус для трудников и паломников. Скит имел свое хозяйство - конюшни, кузницу, скотный двор и др. Развивался промысел рыбы и морского зверя. У входа в Троицкую губу в 1875 г. была открыта Троицкая спасательная станция, старшина и гребцы выбирались из числа братии Соловецкого мон-ря. К нач. XX в. А. Е. с. стал местом активного паломничества, на берегу Троицкой губы были построены валунная пристань, гостиница, баня. В нач. XX в. в скиту проживало 7 монахов и 3 послушника под управлением иеромонахов-строителей.

В А. Е. с. находилась богатая б-ка, основателем к-рой был прп. Елеазар. По описи А. Е. с., составленной соловецким архим. Макарием 12 июля 1676 г., б-ка насчитывала более 200 старопечатных и рукописных книг. В Соловецком собрании РНБ хранятся 10 рукописей из Анзерской б-ки с записями о принадлежности их прп. Елеазару. Содержание записей разнообразно: о принадлежности книг келейной б-ке преподобного, покупке им рукописей в Соловецком мон-ре, переписке им лично рукописей. Среди святынь скита почиталась икона Нерукотворного образа Спасителя, написанная, по преданию, прп. Елеазаром в 1624 г. В 1854 г. образ был поставлен над Св. вратами Соловецкого мон-ря (местонахож­дение после 1921 неизвестно).

А. Е. с. был закрыт в 1920 г. По свидетельству «Приемно-сдаточной описи зданий и сооружений на Анзерском острове», составленной летом 1923 г. при передаче архипелага в ведение ОГПУ, в А. Е. с. насчитывалось 18 каменных и деревянных построек (Тогда на Анзерском острове. С. 145-149). В 1923-1939 гг. в них размещался СЛОН. Сщмч. Иларион (Троицкий), дважды отбывавший наказание в СЛОН, писал о лагере: «Надо побыть в этой обстановке хотя немного, а так не опишешь. Это воочию сам сатана». В 20-х гг. XX в. в системе СЛОН на о. Анзер устроили штрафную командировку. В 1924 г. в А. Е. с. были привезены первые «политические» заключенные (ок. 70 чел.), но в 1925 г. их вывезли в лагеря на материк. Вместо «политических» в качестве наказания из штрафного изолятора на Заяцких о-вах в бывш. скит привезли женщин и кормящих матерей, родивших детей на Соловках, т. н. мамок. Кормящие матери жили в главном корпусе, там же в 1929-1931 гг. разместили заключенных монахинь, а в амбаре по соседству - проституток. В А. Е. с. располагался лагерный театр, выпускалась газ. «Красный Анзер». В 1929 г. на о. Анзер сослали большую группу правосл. и католич. духовенства, в 1932 г. оставшихся в живых священнослужителей вернули на Б. Соловецкий о-в. На территории бывш. скита находилась также молочная ферма (до 60 коров), огороды и парники. Сельским хозяйством занимались в основном женщины. Заключенные жили в деревянных зданиях; охрана, начальство и заключенные - сотрудники ОГПУ-НКВД размещались в главном каменном доме. В 1937 г. бывш. келейный корпус с церковью был переоборудован под тюрьму.

С 1929 г. в помещениях бывш. спасательной станции у входа в Троицкую губу находились в заключении многие церковные иерархи. В монастырских корпусах на берегу Конорского оз., предназначавшихся в XIX в. для косарей и рыбаков, по свидетельству лагерного врача, в 1929 г. также содержались иерархи РПЦ. В мест. Кирилловская тоня в 20-30-х гг. была устроена «командировка» по рыбной ловле, заготовке плавника, сбору водорослей. Построенная здесь в XIX в. часовня использовалась под жилье для заключенных. Поблизости были сооружены электростанция, склады, ледник для рыбы. В пункте Пушхоза Старые Городки разводили песцов, к-рые расплодились в таком количестве, что нападали на людей. Песцы нередко кормились трупами, оставшимися незахороненными у основания горы Голгофа. Дорогостоящие меховые изделия из соловецких песцов предназначались в основном для международных аукционов и ярмарок. Неподалеку от Старых Городков в мест. Новые Городки находились жилые помещения СЛОН. В р-не знаменитых древних лабиринтов лесотундровой части о-ва Анзер в 20-х гг. была вырыта землянка УСЛОНа, служившая, очевидно, одной из «командировок» по заготовке плавника. В плотницкой избе, монастырском строении XIX в., в 20-30-х гг. жили заключенные - сборщики плавника. Здесь возвышался большой Поклонный крест, испещренный надписями заключенных. В 1,5 км от А. Е. с. находился источник, снабжавший питьевой водой скит и Троицкую спасательную станцию. У источника стояла часовня, на стенах к-рой еще в 80-х гг. XX в. сохранялись многочисленные надписи заключенных, возивших отсюда воду. Так осуществлялась тайная «почтовая связь» между соловецкими мучениками. На кресте и стенах часовни оставляли сообщения для заключенных, прибывавших с др. островов, и для тех, кто отбывал на материк.

Не установлено, какое количество священнослужителей побывало в заключении на о-ве Анзер и сколько из них здесь скончалось. Сщмц. Иларион (Троицкий) называет «Анзерским выходцем» сщмч. Дамаскина (Цедрика), находившегося на Анзере в период 1929-1933 гг. В числе соловецких узников был и последний наместник Симонова московского мон-ря игум. Антонин (Чубаров), погибший здесь в 1925 или 1926 г.

В 50-80-х гг. XX в. старинные скотные дворы, пастбища и сенокосы скита использовались колхозом «Беломор». С 1976 г. постройки скита находятся в ведении Соловецкого гос. историко-архитектурного и природного музея-запо­вед­ника. В нач. 90-х гг. XX в. по инициативе наместника Соловецкого мон-ря архим. Иосифа (Братищева) и музея-заповедника в скиту были начаты реставрационно-восстановительные работы, вскоре прекращенные из-за недостатка средств; скит продолжал разрушаться, рухнула колокольня. К 2001 г. сохранился Троицкий храм, примыкающие к нему трапезные палаты, келейный корпус и деревянный Млечный корпус, входивший в комплекс построек монастырской фермы.

Ист.: Вкладная книга Анзерского скита 1710 г. // РНБ. Солов. № 2/1370; Житие и чудеса преподобного отца нашего Елеазара чудотворца начальника Анзерского скита, собрано от многих и верных сказителей и списано вкратце // ПС. 1860. № 1. С. 108-120, 237-252; Житие Елеазара Анзерского, написанное им самим / Подгот. текста и коммент. Л. А. Дмитриева // ПЛДР. XVII век. 1989. Кн. 2. С. 299-304, 622-623; Тогда на Анзерском острове: Мат-лы по истории Соловецкого отшельничества / Сост. С. Морозов. М., 2000.

Лит.: Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального Соловецкого монастыря. М., 1836; Сырцов И. Преподобный Елеазар, положивший начало житию на Анзерском острове и основавший Анзерский скит // Архангельские ГВ. 1867. № 74, 76, 77; Яхонтов И. Жития святых севернорусских подвижников Севернорусского края как исторический источник. Каз., 1881. С. 195-200; История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря. СПб., 1899; Зарубин Н. Н. Очерки по истории библиотечного дела в Древней Руси // Сб. Российской Публичной библиотеки. Пг., 1924. Т. 2. Вып. 1. С. 190-229; Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. М., 1980; Скопин В. В. На Соловецких островах. М., 1990; Елеазар // СККДР. Ч. 1. А-З. Вып. 3. С. 300-303; Белоброва О. А. Елеазар Анзерский в русской гравюре нач. XIX в. // ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 407-412.

Т. М. Кольцова, Л. А. Головкова

Ссылки по теме
Форумы