• Источники:
  • Синодальный отдел по монастырям и монашеству
  • Седмица.Ru

В столице Кипра начала работу международная конференция "Монашество и современный мир"

Для участия в конференции на Кипр прибыла делегация монашествующих Русской Православной Церкви
НИКОСИЯ. 28 ноября 2019 года в Никосии начала работу международная конференция «Монашество и современный мир», для участия в которой на Кипр два дня назад прибыла делегация монашествующих Русской Православной Церкви, сообщает Синодальный отдел по монастырям и монашеству.

Утром перед началом конференции члены делегации посетили Архиепископию Кипра. Гостей приветствовал епископ Месаорийский Григорий, викарий Блаженнейшего архиепископа Кипра Хризостома II. Его Преосвященство пожелал хорошей работы участникам форума, напомнив, что монашество является хребтом Православной Церкви. Владыка Григорий выразил надежду, что делегация сможет увидеть величие и красоту кипрского монашества. При этом Месаорийский епископ отметил, что качество веры не связано ни с территориальными, ни с временными преимуществами. Епископ Григорий также сказал, что будет с нетерпением ждать опубликованных докладов, которые смогут прочесть те, кто не присутствует на конференции.

В Архиепископии Кипра делегация монашествующих посетила кафедральный собор апостола и евангелиста Иоанна Богослова и Византийский музей при Фонде архиепископа Макария III.

Затем делегация Русской Православной Церкви отправилась на подворье святого Прокопия мужского ставропигиального монастыря Киккской иконы Божией Матери, где в течение двух дней будет проходить конференция.

С приветствием к прибывшим на монашеский форум обратился митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор. Митрополит Никифор напомнил о том, что именно монашество создало и взрастило богословие, гимнографию, иконопись, заложило основы литературы, искусств и образования. Его Высокопреосвященство подчеркнул авторитетный состав участников конференции и содержательность ее программы и выразил надежду, что ее ход будет соответствовать ожиданиям организаторов, направленным на раскрытие значения монашества для современного мира.

В заключение своего вступительного слова митрополит Никифор обратился к присутствовавшим с эмоциональным высказыванием на тему, волнующую весь православный мир.

«Будучи епископом Православной Церкви, я ощущаю глубокую необходимость выразить беспокойство по поводу болезненного кризиса, разразившегося в недрах нашей Православной Церкви по причине неканонического решения Вселенского Патриарха Константинопольского Варфоломея признать раскольническую церковь Киева и даровать ей так называемую автокефалию вопреки единогласной канонической традиции и исторической церковной деятельности, – отметил владыка Никифор. – Эта трагедия раскола возлюбленной во Христе братии угрожает расколоть тело единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Христовой. Мы переживаем сегодня события, которые, к сожалению, напоминают преддверие великого раскола 1054 года, разделившего Вселенское христианство на западных католиков и восточных православных. Раскол угрожает Вселенскому православию после присоединения Предстоятелей Александрийской и Элладской Церквей к решению Вселенского Патриарха. Непозволительно никому, и особенно нам, православным монахам, которые являются первыми защитниками нашей Церкви, оставаться безучастными перед драматическим положением, в котором оказалось наше православие. Мы все должны перевести наше пассивное беспокойство в активную ответственность. Мы должны в молитве призвать милость Божию и просвещение Святого Духа, с тем чтобы Предстоятели Поместных Православных Церквей со всеобъемлющей любовью и смиренными и жертвенными помыслами прислушались ко гласу Господа, превозмогли непозволительный эгоизм, навязчивые идеи и манию власти и начали братский всеправославный диалог, направленный на преодоление настоящего кризиса, угрожающего единству православия. Мы не должны забывать, что грех раскола неисцелим и непростителен. Только если будет действовать принцип соборности, на который всегда опиралась Православная Церковь, может быть найден выход из сегодняшнего положения…»

«Я молюсь, чтобы Всемилостивый и Всеблагий Господь с искушениями даровал и выход», – заключил свое выступление архипастырь Кипрской Церкви, еще раз выразив пожелание участникам конференции трудиться в духе братской любви.

От лица делегации монашествующих Русской Православной Церкви к собравшимся обратился председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству Московского Патриархата архиепископ Каширский Феогност. Его Высокопреосвященство передал благодарность Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Блаженнейшему Хризостому II за благословение провести международную монашескую конференцию на святой земле Кипра. Архипастырь также передал всем Патриаршее благословение и выразил надежду на то, что труды участников форума совершатся во славу Божию и принесут добрый плод.

«В Русской Православной Церкви около 1000 монастырей, в них идет полноценная литургическая, духовная и хозяйственная жизнь. Мы нуждаемся в опыте, имеющемся у Кипрской Церкви, – сказал архиерей, – и нас воодушевляет то, что при напряженной духовной жизни у монахов на Кипре всегда сохраняется радость».

Слушания докладов первого заседания конференции начались под председательством епископа Лидрского Епифания.

Митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия озаглавил свое выступление как «Монашество и мир». В первом разделе доклада владыка Исаия обрисовал исторические истоки института монашества, начиная с первых веков христианства, когда монашество еще не существовало в виде организованной системы, напомнив при этом о роли обета целомудрия, который давали как желающие индивидуального подвижничества, так и члены христианских братств. Докладчик подробно остановился на описании вклада святителя Василия Великого в развитие общежительного монашества и особенно – в дело социального служения и поощрения благотворительного труда монахов. По Божиему устроению монашество и мир функционируют в теле Церкви взаимообразно и обоюдно влияют друг на друга. «Василий Великий не только заложил основы монашеской жизни, но и предопределил социальное взаимодействие монашества и мира, что стало выражением действенной любви Божией к человеку», – подчеркнул владыка. При этом он отметил, что и проповедник пустынножительства преподобный Антоний Великий в обстоятельствах, когда требовалась его деятельная помощь людям, не отказывался от общественного служения и публичного исповедания веры; так же и всецело сосредоточенные на личном подвиге отшельники делом своей жизни полагали молитвенное заступничество за человечество.

Неоценимое наследие Церкви составляет вклад монашества в утверждение веры, служения, нравственности, благотворительности, в науки и искусства, констатировал митрополит Исаия. В заключительной части своего доклада владыка сделал особый акцент на том, что образ существования монахов и монастырских общин сохраняет живую богоданную традицию христианской жизни, заповеданную Самим Господом, и питает ею всех членов Церкви. Выполняя заповеди «непрестанно молитесь…» (Фес. 5:17), «так да светит свет ваш пред людьми…» (Мф. 5:16), монашество и в наше время остается «легкими» Церкви и ее авангардом, в том числе, не зная себе равных в порождении святых, в богословских изысканиях и миссионерских трудах, подытожил свое выступление митрополит Тамасосский и Оринийский.

За выступлением митрополита Исаии последовал доклад митрополита Лимасольского Афанасия «Внутренняя жизнь монаха в современном мире». Вначале владыка поделился воспоминанием о том, как он в юности был свидетелем принятия решения о возвращении на родину – на Кипр – старца Иосифа Ватопедского в 1978 году. Решающую роль сыграл в этом совет преподобного Паисия Святогорца, который сказал, что старцу нужно сделать всего две вещи: «возжечь погашенную лампаду» там, где долго не было богослужений, и совершать тонкую духовную работу в душах своих учеников. «Впоследствии я понял, – сказал владыка Афанасий, – что дело монашества – это дело евангельского возрождения и обновления человека в его целостности. Когда мы обновляемся через покаяние – это значит, что мы уходим от мирской логики и начинаем жить в логике Евангелия. Для монаха это дело всей его жизни. Все монашеские обеты ведут его к тому, чтобы не иметь в мире ничего, кроме Христа. Ориентиром на этом пути являются плоды, приобретаемые по милости Святого Духа: "любовь, радость, мир, долготерпение… милосердие, вера…" (см. Гал. 5:22–23)».

Далее митрополит Афанасий обратился к проблеме современных молодых людей, приходящих в монашество, и сказал, что самая большая трудность, которую они сейчас испытывают, не необходимость физической работы, ограничений в пище или сне и даже не молитва. Это – необходимость разрушения «образа идола» – кумира страстей и мирских приобретений, которыми мир очень крепко держит сегодняшних людей. И здесь для духовника таится наибольшая опасность: разрушая «идола», этот лживый образ, он не должен разрушить самого человека. По выражению владыки, «великое искусство духовного отца заключается в том, как постепенно отделить ветхого человека, не разрушив в своем чаде образ Христа». Современные люди нуждаются в том, чтобы увидеть пример истинного «человека во Христе». Говоря об этом, митрополит Афанасий вспомнил старца Софрония (Сахарова), которого он знал лично. Люди, и, может быть, в наибольшей степени те, кто приходит в монастыри, нуждаются в свидетельстве – этой мыслью архипастырь завершил свое выступление.

После перерыва началось второе заседание конференции. Президиум возглавила игумения Иулиания, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигального женского монастыря Москвы.

В президиуме находились митрополит Святогорский Арсений, викарий Донецкой епархии, наместник Свято-Успенской Святогорской лавры, и епископ Можайский Леонид, наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь.

Митрополит Арсений свое выступление «Подвижники благочестия XX века – преемники преподобных основателей монашества» начал с небольшого экскурса в историю православия в своем Отечестве, построенного на основании церковного предания, летописей, византийских и западноевропейских хроник, а также житий святых, открывающих, по слову владыки Арсения, картину воцерковления народа Киевской Руси, на территории которой расположены современная Россия, Украина и Белоруссия. Опираясь на документальные свидетельства, митрополит Арсений показал, что христианская духовная жизнь существовала на Руси уже за несколько столетий до Крещения и православная вера, утвержденная князем Владимиром ради объединения славянских племен, была не случайным выбором правителей, а следствием постепенного возделывания «доброй почвы», на которую упало семя слова Божия. Далее владыка рассказал об истории Киево-Печерской лавры – колыбели монашества народов Святой Руси – и вкладе монастырей в духовное просвещение населяющих ее людей.

Освещая период гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ веке, митрополит Арсений подчеркнул, что именно при этом атеистическом режиме жили и духовно формировались пережившие лагеря и тюрьмы исповедники православной веры, молитвенники и прозорливцы, духоносные старцы и подвижники благочестия, благословлявшие своих чад на монашество и крестный путь возрождения Христовой веры в советской стране. Живое церковное предание игумены и игумении современных монастырей восприняли от своих предшественников, претерпевших страдания, но воспринявших на этом пути благодать Святого Духа.

Подводя итог выступлению, владыка заметил, что монашескую жизнь можно сравнить с войной. И, как на обычной войне, в войне духовной бывают как поражения, так и победы – главное, чтобы на этой войне не было предательства.

Описывая современное состояние жизни православных людей в своей стране, митрополит Святогорский Арсений напомнил, что Украинская Православная Церковь не просила о предоставлении ей автокефалии и что обращение к Константинопольскому Патриарху Варфоломею было политическим решением, исходившим от конгрессменов, которые не являлись чадами Русской Православной Церкви. Но, как и в советское время, гонения на Церковь, устроенные после 2014 года пришедшим в результате государственного переворота правительством Петра Порошенко, лишь укрепили народ Божий в решимости идти исповедническим путем. За те пять лет, что каноническую Украинскую Православную Церковь в составе Русской Православной Церкви возглавляет Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий было рукоположено 15 епископов (всего в настоящее время в УПЦ – 100 епископов); появилось 30 новых монастырей (всего в Церкви 258 монастырей, из них три лавры); открыто новых приходов на 184 больше, чем за предыдущие пять лет, несмотря на трудности регистрации при действовавшей после 2014 года власти. Всего в канонической Украинской Православной Церкви в настоящее время 12500 приходов и 439 священнослужителей. «Порой приходится слышать такое мнение, что Украинская Церковь умаляется в связи с происходившими в стране в последние годы событиями. Но Церковь не умаляется, а лишь возрастает», – заключил митрополит Арсений.

По окончании доклада вниманию участников конференции был предложен документальный фильм «Украинская Православная Церковь и раскол. От возникновения до легализации», в котором его создатели «Союз православных журналистов Украины» и информационно-просветительский отдел Свято-Успенской Святогорской лавры показали, как живет каноническая Церковь на Украине с момента получения статуса широкой автономии до наших дней.

Вечером этого же дня участники конференции посетили с паломнической поездкой Святой царский ставропигиальный монастырь Махера.

Форумы