Реставраторы обнаружили, что колокольни одного из древнейших христианских храмов построены на 80% из глиняных кувшинов

Реставрация заложенного в 303 году собора была начата в 2014 году
ЕРЕВАН. Завершаются работы по усилению несущих конструкций самого древнего христианского храма – кафедрального собора Святого Эчмиадзина.

Реставрация заложенного в 303 году собора была начата в 2014 году. В ходе восстановительных работ реставраторы сталкивались с рядом сложнейших задач, а также обнаружили ряд скрытых и ранее неизвестных фресок и имитационных, потайных стен. Так, в 2018 году реставраторы обнаружили ранее не известную фреску под известково-песочным слоем стен находящегося под охраной ЮНЕСКО кафедрального собора. Теперь же реставраторы открыли иного рода секрет, к которому прибегали средневековые армянские зодчие. Реставратор-строитель Амиран Бадишян рассказал в сюжете армянского церковного телевидения «Шогакат», что при демонтаже колокольных башен оказалось, что 80% башен облеплены глиняными сосудами разных форм и размеров. Это кувшины до 1 метра высотой или горшки в несколько сантиметров. Причем древние строители использовали как уже бывшие в употреблении обожжённые, а в некоторых случаях и с расколами сосуды, так и новые горшки, из сырой, не обожжённой глины, которые с течением времени деформировались под тяжестью и под влиянием внешних факторов. Глиняные сосуды применялись для обеспечения легкости всей конструкции. Они крепились к балкам и основным стенам, и уже на них ставились облицовочные плиты, на которых вытесывались разные узоры. Однако этот прием, который применялся строителями в сейсмически активных регионах, для придания легкости строениям, в то же время стал одной из причин появившихся на стенах трещин и коррозии. Дело в том, что через внешние щели в пустые горшки стекала вода.

По мнению Амирана Бадишяна, образовалось слишком много пустого пространства. С течением времени древнейший христианский собор стал аварийным. И более всего пострадали южная и главная восточная колокольные башни. На данный момент соскоблена половина керамических сосудов. При сборе демонтированных в ходе реставрации частей будут вновь использованы часть этих кувшинов и горшков. В основном будут использованы кувшины, которые лучше сохранились, а другая часть станет музейными экспонатами.

Амиран Бадишян. Скриншот телесиюжета "Шогакат"

Также на данном этапе восстановления собора идут работы по установлению реставрированных крестов на башнях. Кресты были изготовлены в XVII веке из бронзы. Их подложки, из железа, пришлось сменить на нержавеющий металл. Строители предельно соблюдают реставрационный порядок с использованием тех же материалов, что и 17 веков назад, и, лишь в исключительных случаях заменяют какие-то детали из современных материалов.

В ноябре 2018 года кафедральный собор Св. Эчмиадзина на неопределенное время полностью закрыли для посещений. Такое решение было принято по рекомендации реставраторов, обеспокоенных состоянием верхних (южного купола) и опорных конструкций храма. Никакие сроки окончания работ не называются с учетом их серьёзности, а также значимости собора Святого Эчмиадзина как объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.

По преданию, место строительства собора указал святому Григорию сошедший с небес Иисус Христос (с древнеармянского – грабара – «Эчмиадзин» означает «Сошествие Единородного»). Храм был воздвигнут рядом с царским дворцом в 303 году. Существует предание, что он был сооружен на месте языческого храма. Первоначально построенный в форме базилики, собор был перестроен в V в. при армянском ишхане - князе Вагане Мамиконяне в крестово-купольный храм. В первой половине VII века, после перестроек, произведенных при Католикосах Комитасе и Нерсесе III Строителе, план собора приобрел очертания, сохраняющиеся доныне. В VII в. в окрестностях Эчмиадзинского монастыря были построены храмы св. Рипсиме (618 г.) и св. Гаяне (630 гг.) — классические памятники армянской архитектуры. В XVII в. над кафедральным собором возвели новый купол, а перед западным входом — трехъярусную колокольню. В XVIII в. над северной, восточной и южной апсидами надстроили шестиколонные ротонды, что придало собору пятикупольное венчание. В 1869 году с восточной стороны к собору была пристроена обширная ризница для хранения церковной утвари и драгоценных реликвий. Роспись интерьеров собора была выполнена в начале XVIII в. художником Нагашем Овнатаняном; в конце XVIII в. ее восстановил и дополнил его внук Овнатан. В храме, кроме главного алтаря в восточной апсиде, еще шесть алтарей. Один из них — алтарь Сошествия — расположен в центре собора, на традиционном месте видения святому Григорию.

Форумы