Гимнография, посвященная Вифлеемским младнцам

Избиение вифлеемских младенцев. Роспись собора мон-ря прп. Дионисия на Афоне. Сер. XVI в.

Фрагмент статьи из т. 8 «Православной энциклопедии». Москва, 2004 г.

Согласно Типикону Великой ц. (Mateos. T. 1. P. 166-168), 29 дек. поется следующее последование: на Пс 50 тропарь 1-го гласа «Τὰς ἀλϒηδόνας τῶν ἁϒίων, ἃς ὑπὲρ σοῦ ἔπαθον» («Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша»), на литургии прокимен 4-го гласа Пс 112. 1, 2 (слово «рабы» в тексте прокимна заменено на слово «отроцы»), Апостол Евр 2. 11-18, аллилуиарий 4-го гласа, со стихом Пс 131. 8. Евангелие Мф 2. 13-16. Причастен Пс 32. 1.

В различных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов в этот день предполагается соединение 3 последований: попразднства Рождества Христова, В. м. и прп. Маркелла; служба излагается в целом одинаково. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 312) на утрене указан общий канон младенцев и прп. Маркелла 4-го гласа; служба на литургии не описана. В слав. студийских Минеях (Горский, Невоструев. Описание. Ч. 3. Отд. 2. С. 41) уставные указания соответствуют Студийско-Алексиевскому Типикону, к канону младенцев добавляются тропари прп. Маркелла. Согласно Евергетидскому Типикону кон. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 364), последование В. м. не поется вообще, т. к. в этот день отмечается престольный праздник мон-ря - память освящения ц. Богородицы Евергетиды (Благодетельницы). В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 89) служба подробно не описана; на литургии служба в целом та же, что и в Типиконе Великой ц., стих аллилуиария другой - Пс 114. 5, причастен праздника и святых. В Типиконе Георгия Мтацминдели X-XI вв. (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 248), передающем особенности афонской редакции Студийского устава, указывается тропарь В. м. (тот же, что и в Типиконе Великой ц.). В иерусалимских Типиконах всех редакций последование В. м. не имеет существенных отличий от последования, указанного совр. Типиконом 29 дек., как и в старопечатных московских изданиях XVII в., оно не имеет праздничного знака, но в службе появился ряд особенностей, встречающихся преимущественно у святых с шестеричным знаком (такие как наличие полного комплекта самогласнов В. м., кондак В. м. после 6-й, а не 3-й песни канона, чтение песни из канона на блаженнах; см. ст. Знаки праздников месяцеслова).

Совр. последование В. м. включает в себя: тропарь 1-го гласа «Τὰς ἀλϒηδόνας τῶν ἁϒίων, ἃς ὑπὲρ σοῦ ἔπαθον» («Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша»), кондак 4-го гласа на подобен «Явился еси»: «᾿Αστὴρ Μάϒους ἔπεμψε πρὸς τὸν τεχθέντα, καὶ ῾Ηρώδης ἄδικον στρατὸν ἀπέστειλε κενῶς» (Звезда волхвы посла к Рождшемуся,  и Ирод неправедное воинство посла люто»); корпус стихир; чтения на литургии: прокимен Пс 112. 1, 9; 2 Кор 5. 15-21; аллилуиарий со стихом Пс 78, 3a; Мф 2. 13-23 (во многих древних рукописях это чтение короче, хотя длиннее указанного в Типиконе Великой ц.: Мф 2. 13-18 - см., напр.: Саввина книга. М., 1999. С. 616; Архангельское Евангелие 1092 г. М., 1997. С. 336). Каноны в совр. греч. и совр. рус. Минеях разные: в рус. канон 4-го гласа, без акростиха, ирмос: «Пределив пучину чермную Бог», нач.: «Звезда возсия в Вифлееме, и Едема от мрачныя разреши клятвы», в греч. плагального 2-го, т. е. 6-го, гласа, с акростихом «Νεοϒνὰ Χριστοῦ θύματα στέφω λόϒοις» (Новорожденные Христовы жертвы венчаю словами), с именем «Георгия» в богородичнах, ирмос «῾Ως ἐν ἠπείρῳ πεζεύσας» (Яко по суху пешешествовав), нач.: «Νεοποιεῖται ἡ κτίσις καὶ ἡ βροτῶν» (Обновляет творение и человека). Акростих включает в себя по 1 тропарю в каждой песни из канона в честь прп. Маркелла, также помещенному в последовании. В рукописях встречаются другие каноны В. м.: канон 4-го гласа, без акростиха, ирмос: «̀ρδβλθυοτεΑισωμεν ᾠδὴν ἐπινίκιον» (Поем песнь победную), нач.: «῾Ηρώδην ἀνελεῖν σε βουλόμενον ὡς Θεὸς τὸν διώκοντα ἔφυϒες» (От Ирода, взять Тебя желающего, как Бог, от преследующего убежал); канон плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа, без акростиха, с указанием на имя Германа, ирмос: «Τὸν ᾿Ισραὴλ ἐκ δουλείας» (Израиля от работы), нач.: «Τὸν ϒεννηθέντα ἀχρόνως ἐκ πατρὸς ἀμὴτορα» (Рожденного безвременно от Отца без матери) (AHG. T. 4. P. 724-739).

А . А . Лукашевич

Ссылки по теме
Форумы