• Источник:
  • Павел Лебедев - специально для Седмицы.Ru

Вышел очередной номер журнала «Библейская археология»

Номер получился самым объемным за последний год

ВАШИНГТОН. Общество библейской археологии опубликовало новый выпуск своего специализированного научно-популярного обозрения за июль-октябрь, сообщается на сайте организации.

Номер получился самым объемным за последний год. В него вошло не четыре основных статьи, как обычно, а девять, которые охватывают огромный тематический спектр по библейской археологии и истории: от практики поклонения в древних святилищах Ближнего Востока до рецептов изготовления хлеба иудеями Железного века и обычаев, связанных с похоронами младенцев в Древнем Ханаане.

Первая из девяти основных публикаций называется «Мудрая женщина из Авела-Беф-Мааха». Речь в статье идёт о женщине из 2 Цар 20:15-26. Там рассказывается, как она спасла свой город от разрушения его войском царя Давида, возглавляемым полководцем Иоавом. Кто была эта женщина и какую роль она играла в жизни своего города? Авторы статьи, Нава Паниц-Кохен и Наама Йахатом-Мэк из Еврейского университета (Иерусалим), которые возглавляют раскопки в Тель Авеле, высказывают предположение, что женщина эта могла быть пророчицей. Свою догадку они связывают с указаниями Библии и археологическими находками.

Так, город в 2 Цар 20:18 предстаёт как место, где находилось пользовавшееся популярностью и признанием прорицалище («кто хочет спросить, спроси в Авеле»). Такой статус этого города предположительно подтверждают, в частности, найденный недавно в Авеле-Беф-Мааха среди руин святилища около алтаря вместительный керамический кувшин с 425 таранными костями коз, баранов и оленей. Большинство учёных склоняются к мнению, что этот «комплект» костей мог использоваться в целях распознавания воли Бога и гаданий о будущем (что-то, вероятно, сходное с «умимом и туммимом» из Исх 28:30; Лев 8:8;1 Цар 28:4 и др.). В статье рассказывается и о других находках в Тел Авеле и вариантах их интерпретаций.

В ещё одной большой статье номера под названием «Захоронения младенцев в эпоху Средней бронзы» проф. археологии Бет Альперт Нахай (Университет Аризоны) делится результатами исследований погребальных практик жителей Ближнего Востока в период с 2000 по 1500 гг. до Р. Х. Особое внимание уделяется захоронению младенческих останков в керамических кувшинах, который существовал уже в неолите, и, например, в Леванте, продолжался даже в эпоху Железного века (1200-587 до н. э.). В частности, в одном из ханаанских селений (каковых обнаруживается много от северной Сирии до границ Дельты Нила) было найдено захоронение младенца младше одного года с разной хозяйственной утварью, а также со скарабеем или клинков в сосуде. Такие керамические «гробики» помещались в подпол дома или в родовые склепы.

Третья тематическая статья посвящена недавно обнаруженной хурритской эпической поэме, носящей название «Песнь освобождения», созданной около 1600 года до Р. Х. Обширные фрагменты двуязычной Хурритско-Хеттская редакции этой поэмы, написанной клинописью на глиняных табличках около 1400 г. до н. э., были найдены среди руин Хаттусы, столицы царства хеттов, в 1983 году. В поэме поднимается тема освобождения от политического и экономического гнёта. Один город, Эбла, подчинил себе другой город, Игингаллиш, но боги потребовали у совета Эблы освободить граждан подчинённого города от всех повинностей.

Ещё две большие тематические статьи номера посвящены археологическим местностям, которые исследователями идентифицируются с известным селением Тимна (см. Нав 14) и священной горой Гаризим (Нав 8:31-35).

Две другие основные статьи посвящены некоторым повседневным занятиям и ритуалам Иудеи допленного и послепленного периодов. Первая из них, написанная проф. эгзегетики Нового Завета Упсальского университета Сесилией Вассен, называется «Ступенчатые бассейны и каменные сосуды: переосмысление еврейской практики очищения в Палестине». В ней автор предлагает свою интерпретацию роста количества бассейнов и купален в эллинистическую и римскую эпохи. Вторая статья касается способов выпечки хлеба древними евреями. Эти способы и рецепты стали известны благодаря раскопкам в Тель Халифе, в которых в качестве ведущего эксперта участвует автор публикации проф. иудаики и археологии Синтия Щафер-Эллиот (Университет Роклина, Калифорния).

В своей персональной колонке главный редактор журнала «Библейская археология» Роберта Р. Карджила рассуждает о месте и значении женщин в области библейской археологии и библеистики. Дело в том, что в этих научных областях доминировали в всегда мужчины. Однако в последние десятилетия многие ученые и администраторы решили заняться этим вопросом и начали предпринимать согласованные усилия по увеличению числа женщин в полевой археологии и на кафедрах библеистики. Благодаря этим усилиям мы стали свидетелями увеличения числа женщин, обучающихся по программам археологии и библеистики, выступающих с докладами на профессиональных конференциях, публикующих передовые исследования и получающих академические должности. Американская школа востоковедения (ASOR) даже избрала в 2014 г. Сьюзан Акерман своей первой женщиной-президентом.

В рубрике «Библейский взгляд» помещен очерк под названием «Мультикультурный Моисей. Переосмысление феномена икон» проф. религиоведения Хай-Поинтского университета (Северная Каролина) Аманда Буви.

Также, в номере есть обзоры последних наиболее значимых событий в области археологических исследований Древнего мира. Кроме того, помещено несколько небольших очерков, посвященных раннему иудаизму и Иудеи эпохи Второго Храма (в частности, строительным проектам Ирода Великого), рецензии на новые издания по библеистике и археологии, обзоры выставок, связанных с историей Древнего Востока, и многое другое.

Форумы