• Источник:
  • Павел Лебедев - специально для Седмицы.Ru

В Израиле около Мегиддо откроется масштабный музейно-археологический центр

Музейный центр откроется в районе Тель-Йокнеаме

ИЕРУСАЛИМ. В районе Тель-Йокнеаме, местности, где уже с 1975 г. ведутся археологические исследования останков древнего поселения Йокнеам, Министерство древностей Израиля совместно с местным муниципалитетом в ближайшее время собираются открыть музейный центр, сообщает издание «TheJerusalemPost».

Древнее крупное поселение Йокнеам упоминается в Библии в качестве города левитов, расположенного неподалеку от Мегиддо. Йокнеам находился на пересечении двух древних торговых путей, и был, согласно эпиграфическим свидетельствам, завоеван египетским фараоном Тутмосом IIIво время знаменитой Битвы при Мегиддо, произошедшей в первой половине XVв. до Р. Х.

«Археологические раскопки в Тель-Йокнеаме ведутся с 1970-х годов, и на сегодняшний день найдено очень много артефактов, свидетельствующих о долгой и славной истории этого места», - сказал на открытии первой части музейно экспозиции глава муниципалитета Йокнеам Саймон Альфаси.

Частично музейная экспозиция, которая включает в себя десятки объектов и артефактов, обнаруженных при раскопках в Йокнеаме, доступна для посетителей уже сейчас, но пока лишь по выходным дням.

«Планируется создать здесь археологический парк и сделать его привлекательным местом для туристов и паломников, что, как мы надеемся, будет способствовать включению Йокнеама в обязательный маршрут для всякого, кто путешествует по Израилю», – добавил Альфаси.

Подлинной жемчужиной экспозиции является статую правителя Йокнеама, датируемая приблизительноIXв. до Р.Х. Также на экспозиции представлено несколько ритуальных керамических сосуда, обнаруженных в слоях позднего Бронзового века.

Тель-Йокнеам находится около города Йокнеам-Иллит и селения Йокнеам. После мусульманского завоевания холм и прилегающая к нему территория называлась «Каймун». В XIIв. европейские путешественники, в большом числе посещавшие Палестину после Первого Крестового похода, упоминали это место под именем Каин Монс (Kaym Mons или Kaim Monte, что переводится как «Гора Каина») и часто сопровождали свой рассказ легендой о том, что Каин был убит здесь из лука своим правнуком Ламехом, претендовавшим на владение этой местностью. Происхождение названия «Каин Монс», вероятно, является искажением арабского названия «Каймун», которое в свою очередь считается искаженным еврейским названием.

Площадь участка, на котором ведутся археологические исследования, и будет располагаться комплексная экспозиция с остатками строений, составляет около 4 га, высота холма достигает 60 м от основания.

Как и ряд других древних поселений Палестины Йокнеам был заселён ещё в Раннем Бронзовом веке (3300-2100 г. г. до Р.Х.). Лишь с небольшими перерывами в периоды разорения Йокнеам просуществовал вплоть до конца эпохи мамлюкского правления в Палестине (нач. XVIв. по Р.Х.).

Древнейшие археологические находки датируются поздними фазами Раннего Бронзового века (керамические изделия на северо-западном склоне Тель-Йокнеама). Однако однозначно интерпретируемые останки первых поселений относятся уже только к среднему Бронзовому веку II(1-ая половина 2 тыс. до Р.Х.).

Самым ранним архитектурным элементом является пещерная система, вырубленная в мягком известняке, датируемая началом среднего бронзового века (2000-1900 г. г. до Р. Х.). Пещера включает в себя несколько помещений, в которых были найдены скелеты двух женщин, положенные в специальные ниши; в нишах были обнаружена керамика, использовавшая в заупокойных ритуалах, а также скелет жертвенной (судя по всему) овцы рядом с одной из ниш.

По мнению учёных, такой способ захоронения крайне редок для Среднего Бронзового века. Примеры погребальных ниш в эпоху Средней Бронзы и был обнаружен лишь ещё в трёх древних поселениях в Израиле, которые все расположены на северном побережье и юго-западной окраине Изреельской долины. Этот тип захоронений демонстрирует особое отношение к умершим: хотя в одном помещении может быть похоронено более, чем одно тело, однако каждое тело размещено в индивидуальной нише.

Новая эпоха в истории этого места, в течение которой город не был укреплен, началась на позднем этапе Среднего Бронзового века и продолжалась вплоть до начала Железного века. На первом из этапов расселения, датированном 1650-1550 г. г. до Р. Х., жители хоронили своих умерших, особенно детей, под полами домов в объемных кувшинах или в гробах. Рядом с телами умерших клали ритуальные подношения и художественно выделанную керамику.

В письмах Амарнского архива (XIVв. до Р.Х.) один из правителей Йокнеама упоминается в связи с военно-политическими конфликтами между ханаанскими городами-государствами. Между 2-ой половиной XIII-го в. и началом XII-го в. до Р.Х. город, как указывает ряд археологических находок, был разрушен и сожжен, подобно многим другим древним городам Ближнего Востока.

Это разрушение Йокнеама и его последующее восстановление в начале Раннего Железного века многие исследователи относят к эпохе завоевания Палестины израильтянами при Иисусе Навине. Город упоминается три раза в Еврейской Библии в Книге Иисуса Навина. Первый раз – в Нав 12:22 – он появляется в списке из 31-го города-государства, побежденного Иисусом Навином и израильтянами, что может как раз служить указанием на событие разрушения города в поздний период Бронзового века. В Нав 19:11 и 21:34 Йокнеам упоминается как город на территории колена Завулуна, заселенный «сынами Мирариными» из колена Левия.

Несколько раз на протяжении X-VIв. в. до Р.Х. в результате внутриизраильских военных конфликтов и внешних вторжений происходило разрушение, запустение и последующее восстановление, а в некоторые периоды и расширение Йокнеама. На протяжении всего Персидского периода, с конца VI-го в. по IVв. до Р.Х. город был густо населён. Собственные имена на керамических черепках, найденные археологами, – еврейского, персидского и финикийского происхождения, указывают на то, что Йокнеам в тот период был космополитическим городом. В эллинистическую эпоху город приходит в упадок.

В период римского правления в Палестине поселение лишь дважды упоминается в римских надписях. Материальных следов поселения этого времени обнаружено археологами не было. Евсевий Кесарийский (IVв.), говоря о библейском Йокнеаме в своём «Ономастиконе», писал, что в его время это была деревня под названием «Каммона, расположенная в Великой равнине, в шести римских милях к северу от Легио, на пути к Птолемаиде». Керамика указывает на то, что там было поселение в IV в. В ходе раскопок были найдены остатки византийской церкви, построенной где-то между IVи VIIв. в.

В период Крестовых походов поселение называлось Каймонт и некоторое время было столицей Иерусалимского Королевства. Оно было застроено в этот период, вероятно, до размеров, каких не имело со времён Железного века. В XIIIв. поселение было захвачено мамлюками.

Во время Османо-мамлюкской войны 1516-1517 г. г. Йокнеам вместе с остальной частью Леванта переходит под власть османов. В исторических хрониках XVIIIв. говорится, что Захир аль-Умар, который правил тогда Галилеей, возвёл в Йокнеаме крепость, но археологических подтверждений это свидетельство не получило. К середине XIXвека Тель-Йокнеам, по описаниям английских путешественников, представлял собой полностью запустевшие развалины, территория которых служила для выпаса овец.

Археологические раскопки и исследования в Тель-Йокнеама проводятся в рамках региональной научной программы, в которую входят также два других археологических объекта – Тель-Касиш и Тель-Кири.

Форумы