• Источник:
  • Седмица.Ru

Вышел очередной номер журнала «Росcия в глобальной политике» (январь-февраль 2019 года) в котором рассматриваются аспекты церковного вопроса на Украине

МОСКВА. «Фонд исследований мировой политики» образованный в 2006 г., выпустил очередной номер журнала «Росcия в глобальной политике» (январь-февраль 2019 года), посвященный церковному вопросу на Украине. Свежий номер доступен на по адресу https://globalaffairs.ru

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов в материале «Церковь на историческом распутье» отмечает необычность выбора темы номера, религиозная тематика почти не присутствовала ранее в выпусках журнала, «сфера эта слишком специфична, сложна и многогранна, чувствительна и зачастую взрывоопасна, затрагивать ее в неспециальном политическом издании кажется рискованным. И она точно не терпит штампов и упрощений, к которым склонен современный мир». Федор Лукьянов отмечает, что «Русской Православной Церкви не избежать очень серьезной дискуссии о собственном будущем в быстро меняющейся общественно-политической среде. Наш специальный выпуск – попытка наметить направления этой дискуссии и, возможно, натолкнуть на новые идеи, отвечающие духу наступающего времени».

Среди авторов журнала Сергей Кравец – главный редактор Большой Российской энциклопедии, руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия».

В статье «Анамнез раскола. Историко-политическая подоплека украинского томоса» автор подчеркивает, что для выпуска известного томоса Константинопольский Патриарх Варфоломей «должен был совершить два акта: во-первых, отменить решение Константинопольского же патриарха и синода от 1686 г. о переуступке Киевской митрополии Константинопольского патриархата Русской православной церкви. Во-вторых, найти – или создать – структуру, которая испросила бы томос от имени церковного сообщества».

Далее в материале обсуждается специфика традиционной политики Константинопольской Патриархии в отношении иноязычных православных христиан Османской империи и за ее пределами. Увлекательно описывается ситуация с церковным расколом, отчасти обусловленным попытками сохранения Византийской государственности, и положение в Москве накануне падения Второго Рима.

Сергей Кравец приходит к выводу, что «в православном мире сейчас происходит движение не к «просвещенной монархии», а к авторитаризму, самоволию. Делает это Константинопольский Патриархат, « не обладая никакими реальными богословскими, каноническими ресурсами, за исключением ресурса исторической памяти, «первенства чести». А это первенство – лишь объект всеобщей договоренности, но отнюдь не непреложный закон». Статья доступна по адресу https://globalaffairs.ru/number/Anamnez-raskola-19962

В статье «Религия и политика: неразрывный симбиоз?» главный редактор журнала «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом» Дмитрий Узланер рассуждает о том, что «осознанию того, что религия является полновесным фактором, влияющим на политические процессы, мешает «секулярная предвзятость» интеллектуалов. Глубоко засело убеждение, что религия и религиозность – в лучшем случае «надстройка» над серьезными элементами общественно-экономического «базиса». Статья доступна по адресу https://globalaffairs.ru/number/Religiya-i-politika-nerazryvnyi-simbioz-19959

В статье «Тернистый путь украинского православия» профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко приходит к выводу, что «после украинского раскола речь идет о создании в церковной жизни ситуации, параллельной той, которая сложилась в геополитике и обусловлена настойчивыми попытками привести Россию к полной изоляции и положению государства-изгоя». С материалом можно ознакомиться по адресу https://globalaffairs.ru/number/Ternistyi-put-ukrainskogo-pravoslaviya-19963

Секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви Андрей Шишков в статье «Старый пёс, новые трюки. К вопросу о языке описания современных религиозно-политических процессов» отмечает, что «Религиозно-политические процессы перестали совпадать с доминирующим в обществе способом их описания. Ситуация уже – постсекулярная, а способ ее публичного описания – все еще секулярный». https://globalaffairs.ru/number/Staryi-ps-novye-tryuki-19960

В статье «Вечный поиск баланса. Почему вновь актуальна проблема отношений государства и религии» почетный профессор Института философии права Венского университет Рихард Потц отмечает, что «старые каноны, созданные в совершенно других церковных и политических условиях первого тысячелетия, не дают четких ответов на сегодняшние вопросы, что, к сожалению, часто ведет к противоречивым трактовкам». https://globalaffairs.ru/number/Vechnyi-poisk-balansa-19961

Профессор Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» Святослав Каспэв материале «Украинский церковный раскол: политические проекции. Национальное против транснационального» констатирует, что «сжатие Московского патриархата почти до границ Российской Федерации радикально подорвет его автономию и подтолкнет Патриархию в объятия государства». https://globalaffairs.ru/number/Ukrainskii-tcerkovnyi-raskol-politicheskie-proektcii-19964

Директор аналитического центра Rethinking RussiaАлександр в статье «Зачем современному миру failed church?» приходит к выводу, что на фоне современного церковного кризиса «мессианство России обретает совсем уж мистические черты». https://globalaffairs.ru/number/Gibridnaya-vera-19965

Сопредседатель редакционного совета «Евразия.Эксперт» Петр Петровский в статье « Раскол мирового православия?» считает, что «Фактически украинский прецедент стал первым своего рода юридическим лимитом деятельности поместной церкви, ограничив ее государственными границами». https://globalaffairs.ru/number/Raskol-mirovogo-pravoslaviya-19966

Протоиерей Игорь Прекуп и историк Сергей Леонидов возлагают ответственность за разделение православных христиан на представителей достойной части нации и потомков иммигрантов в Эстонии на Патриарха Варфоломея. https://globalaffairs.ru/number/Baltiiskaya-repetitciya-19967

Протоиерей Александр Уэбстер (статья «Нам необходимо право на пророчество») отмечает, что «Россия сегодня – бастион традиционного православия. Я не говорю, что Россия – без греха. Ни один человек, ни одна страна не безгрешны. Но некоторые менее греховны, чем другие». https://globalaffairs.ru/number/Nam-neobkhodimo-pravo-na-prorochestvo-19968

Предлагаем ознакомиться с другими интересными и важными материалами последнего выпуска журнала.

Форумы