• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Сомалийский шейх семь лет борется против псевдо-исламского обычая уродования женских гениталий

Он надеется вывести единоверцев из тьмы заблуждений и положить конец варварству

 

МОГАДИШО. Сомалийский шейх семь лет борется против псевдо-исламского обычая уродования женских гениталий, стараясь вывести единоверцев из тьмы многовековых заблуждений и положить конец этой жестокой народной традиции, сообщает religionnews.

Когда шейх Ибрагим Хассан (Ibrahim Hassan) вернулся на родину в Сомали после семи лет изучения исламского богословия в Йемене, он незамедлительно основал движение борьбы с этим народным обычаем. Сейчас ему 52 года, он признанный духовный наставник (улем), и говорит, что глубоко изучив все четыре священные книги ислама и законы шариата, он нигде в канонах вероучения не нашел ни малейших оснований для нелепой народной традиции уродования женских гениталий – оправдываемой в наши дни мнимыми предписаниями ислама. «Для меня было настоящим шоком узнать, что ни один из священных текстов ислама не содержит ни единого слова в оправдание этих жестоких увечий, – говорит Хассан в интервью изданию

Religion News Service. – Я с горечью осознал, что многие миллионы моих единоверцев веками жили во тьме невежества, а миллионы невинных девушек погибли, не перенеся этой операции, либо остались калеками».

В 2018 году вышел статистический отчет ООН с прогнозом, согласно которому до 2030 года в мусульманских странах не менее 70 млн. девушек станут жертвами варварской операции уродования женских гениталий (FGM, female genital mutilation). Авторы отчета признают, что все попытки положить конец этому обычаю, пришедшему из тьмы веков, почти бесполезны из-за ложных религиозных предубеждений. В результате почти все девушки, достигшие брачного возраста, подвергаются традиционной операции полного или частичного удаления клитора и срамных губ, проводимой невежественными знахарями в антисанитарных условиях.

Эта увечащая женщину операция считается инициацией, знаменующей вступление девушки в права женщины, а потому те из девушек, кому удается ее пережить, обычно тут же бросают учебу в школе и выходят замуж. «Необрезанные» девушки подвергаются травле, насмешкам, презрению и всяческой дискриминации в своих общинах. По данным Детского фонда ООН, на сегодня в Сомали 98 процентов женского населения в возрасте 15-49 лет искалечено операцией FGM.

Шейх Хассан неустанно читает проповеди в мечетях и постоянно выступает в местных СМИ, втолковывая своим слушателям, что обычай уродования женских гениталий является дикарской исторической традицией, не имеющей ничего общего с канонами подлинного ислама. «Бывает немыслимо трудно убедить людей отказаться от этого обычая, хотя как бы глубоко вы ни изучали священные книги, вы не найдете в них ни малейших упоминаний о женском обрезании, – указывает шейх Хассан в одном из своих выступлений по радио. – Мы уродуем тела и мечты наших девушек этим жестоким надругательством. Знайте, что те, кто идет на эту операцию, поступают так по обычаям предков, но ни в коей мере не по учению Корана и Сунны, ибо в них нет ничего подобного». [Сунна – мусульманское священное предание с примерами из жизни исламского пророка Мухаммада в поучение мусульманской общине и каждому правоверному; является вторым после Корана источником исламского права].

На днях шейху удалось спасти от обрезания более 200 девушек в Сомалиленде (непризнанное государство в северной части Африканского Рога на территории бывшей колонии Британское Сомали). Родители уже свезли девушек помимо их воли к хижине знахаря, практикующего обрезания, но Хассану удалось убедить их своим словом и авторитетом вероучителя, что этот дикий обычай не имеет ничего общего с подлинным исламом.

Мало-помалу ситуация в обществе меняется, и все больше духовных наставников и государственных чиновников в Сомали присоединяются к движению против варварского обычая FGM. В июле в стране было возбуждено первое в истории уголовное дело по факту операции уродования женских гениталий, приведшей к гибели 10-летней девочки. Ахмед Дахир (Ahmed Dahir), генеральный прокурор страны, держит на контроле ход расследования по делу о смерти несчастной девочки, которая истекла кровью после обрезания, выполненного сельским знахарем в антисанитарных условиях. «Мы ведем следствие по делу о смерти ребенка, это наше первое в истории уголовное преследование виновных в уродовании женских гениталий, – говорит Дахир. – Мы неуклонно действуем строго по закону и обязательно доведем дело до суда».

В прошлом году Зейнаб Абди (Zeinab Abdi), супруга президента страны Мохаммеда Фармааджо (Mohamed Farmaajo), организовала конференцию с участием более 100 видных религиозных деятелей страны для обсуждения путей борьбы с обычаем уродования женских гениталий. Религиозные деятели единодушно призвали местных политиков и законодателей разработать и ввести в действие законы, предусматривающие суровые наказания для инициаторов, участников и исполнителей этих операций. Однако все попытки ввести уголовную ответственность за женские обрезания оканчиваются, как правило, одними разговорами, поскольку конкретные реформы для политиков слишком рискованны, ибо могут привести к потере голосов избирателей.

Назлин Умар (Nazlin Umar), глава Национального совета мусульман Кении, говорит, что успех движения за искоренение обычая уродования женских гениталий – и в Сомали, так и в любой иной стране – зависит как от совместных усилий духовных авторитетов и видных политиков, так и от эффективности программ народного просвещения. Следует добиться полного осознания родителями и девушками порочности этого обычая и тех страшных опасностей, которым он их подвергает, считает духовный лидер. «Видные вероучителя и авторитетные политики должны рассказывать народу правду об обычае женского обрезания в свете истин Корана, – говорит Умар. – Этот жестокий обычай не имеет ничего общего с учением ислама. Пророк не подвергал обрезанию ни одну из своих возлюбленных дочерей».

Шейх Хассан считает, что важнее всего разорвать ложную веру о взаимосвязи канонов исламского вероучения с операцией обрезания в умах самих женщин. «Обычно эта операция затевается и выполняется по инициативе старших женщин в семьях, которые считают ее делом чести, следуя древнему народному поверью и обычаю,– подчеркивает Хассан. – Кроме того, их подталкивает опасение, что их дочери и внучки могут стать отверженными и незамужними в своих общинах, если не сделают обрезание. Однако я не устаю повторять, что наша вера этого не требует. Подобное уродование плоти грубо противоречит вероучению ислама, и я твердо провозглашаю людям эту истину везде и всюду, где бываю, пытаясь всеми силами положить конец этому жестокому обычаю».

 

Форумы