Гимнография, посвященная свт. Григорию Паламе

Свт. Григорий Палама. Роспись кафоликона свт. Николая (парекклисион св. Иоанна Крестителя) мон-ря Ставроникита на Афоне. Сер. XVI в.

Фрагмент статьи из т. 13 «Православной энциклопедии». Москва, 2006 г.

В совр. богослужебных книгах память Г. П. отмечается дважды - 14 нояб. (ноябрьская память) и в Неделю 2-ю Великого поста (триодная память). Вопреки распространенным в лит-ре представлениям (ср.: Meyendorff. Introduction. P. 169; RegPatr, N 2540) нет оснований считать, что патриарх К-польский св. Филофей Коккин, автор первоначальных службы и Жития Г. П. (по его собственному свидетельству в томосе Собора 1368 г.; см.: PG. 151. Col. 711), установил именно триодную память святого. Эти представления основаны, во-первых, на убеждении исследователей в неизменности практики литургического почитания Г. П.; во-вторых, на атрибуции триодной службы Г. П. свт. Филофею; в-третьих, на словах самого свт. Филофея, к-рый в соборном томосе о замене локального почитания Г. П. общецерковным проводит параллель между ней и историей прославления свт. Афанасия К-польского († после 1315), когда в Неделю Торжества Православия в храм Св. Софии монахами-почитателями свт. Афанасия была торжественно внесена его икона, и только потом почитание святого было утверждено как общецерковное (PG. 151. Col. 712). Но последний из этих аргументов не может служить основанием для отождествления установленного в 1368 г. общецерковного почитания Г. П. (см.: Rigo. 1993) с его триодной памятью - история с процессией с иконой свт. Афанасия в Неделю Торжества Православия приведена свт. Филофеем лишь в качестве примера, а сам факт шествия с иконой святого в эту неделю (когда ежегодно совершалось шествие с различными иконами) вовсе не влечет за собой увязывание памяти святого с периодом Великого поста (так, память упоминаемого свт. Филофеем свт. Афанасия К-польского - 24 окт.),- а исследование рукописей XIV-XVI вв. опровергло оба др. аргумента. Во-первых,- как убедительно показал диак. (ныне прот.) Василий Волудакис в своем анализе данных греч. рукописной традиции (исследователь использовал лишь рукописи собраний Греции, но его выводы подтверждаются и на материале греч. рукописей др. собраний),- практика петь службу Г. П. во 2-ю Неделю Великого поста возникла не ранее 2-й пол. XV в. (Βολουδάκης. Σ. 33-42; одно из наиболее ранних свидетельств о появлении этой практики, неупоминаемое Волудакисом, содержится в рукописи Vindob. Gr. Theol. 187. Fol. 72, ок. 1500 г.), тогда как ноябрьская память святого, напротив, была известна уже к посл. четв. XIV в. Во-вторых, ноябрьское последование Г. П. сохранилось уже в совр. свт. Филофею рукописях и содержит в т. ч. 2 канона с именем Филофей в акростихе, а триодное последование Г. П. известно по рукописям не ранее рубежа XV и XVI вв. и вместо канонов авторства Филофея, как правило, содержит др. канон - без акростиха в тропарях, но с именем Георгий в акростихе богородичнов.

Т. о., представления об установлении свт. Филофеем триодной памяти Г. П. не имеют подтверждения в источниках, в то время как его авторство для канонов и ряда др. песнопений ноябрьской службы Г. П. и почитание им 14 нояб. как дня смерти святителя (он пишет, что святой почил на следующий день после памяти свт. Иоанна Златоуста, т. е. 14 нояб.; см.: PG. 151. Col. 635) - несомненны. Но, если выбор 14 нояб. как дня памяти Г. П. очевиден, причины установления триодной памяти святителя менее ясны. Для их выяснения можно прибегнуть к свидетельству главного гимнографического текста триодного последования Г. П.- канона. Имя Георгий в акростихе богородичнов, присутствующее в этом каноне, характерно для мн. канонов авторства гимнографа IX в. Георгия, поэтому можно предположить, что комплект богородичнов был заимствован из одного из них; однако среди опубликованных канонов Георгия эти богородичны не встречаются. С др. стороны, те факты, что канон был создан ок. сер. XV в.; что имя Георгий носил в миру один из самых известных правосл. богословов того времени - патриарх К-польский Геннадий II Схоларий; что свт. Марк Эфесский, оказавший большое влияние на буд. патриарха Геннадия, известен как автор неск. песнопений в честь Г. П.; что сам Геннадий II Схоларий написал канон Г. П. с акростихом «Схоларий» в богородичнах, привели диак. В. Волудакиса к выводу об авторстве Геннадия Схолария (еще до принятия им монашества) и для триодного канона Г. П. (Idem. Σ. 40). Можно высказать и дальнейшее предположение - что само установление памяти Г. П. в Неделю, следующую за Неделей Торжества Православия, принадлежало патриарху Геннадию Схоларию и имело целью подчеркнуть отказ правосл. Церкви от предложенной на Ферраро-Флорентийском Соборе унии с католичеством и др. соблазнов того времени.

Вплоть до XVIII в. обе памяти в греч. традиции сосуществовали (см.: Γιάϒκου. Σ. 120-127), однако в печатные греч. Минеи последование Г. П. не вошло, а к 1-й пол. XX в. ноябрьская память святого в греч. практике почти перестала совершаться (ср.: Idem. Σ. 121) - помимо отсутствия службы в печатных Минеях этому способствовала большая популярность триодной памяти Г. П., а также сложность соединения службы 14 нояб. с более древней памятью этого дня (14 нояб.- память ап. Филиппа и заговенье на Рождественский пост). Уже в XV в. сложность соединения служб Г. П. и ап. Филиппа привела к тому, что память Г. П. могла переноситься на 13 нояб. (когда празднуется память свт. Иоанна Златоуста - так в Типиконе Athen. Bibl. Nat. 2047, составленном в Фессалонике при блж. Симеоне Солунском), на воскресенье перед 13 нояб. или на 5 нояб. (см.: Βολουδάκης. Σ. 53; Γιάϒκου. Σ. 121-124). Можно предположить, что день 5 нояб. был выбран для празднования памяти Г. П. по той причине, что в этот день отмечается память др. святого по имени Григорий, свт. Григория Александрийского, не имеющая отдельного последования (чаще всего в Минеях в этот день приводится вседневная служба мученикам Галактиону и Епистимии), а сам день близок к воскресенью перед 13 нояб.

В печатные греч. издания Типикона ноябрьская память не входит в отличие от триодной, к-рая указывается в Типиконах уже с 1-го издания (Венеция, 1545. [Σ.] 184-185). Последование святителя здесь в значительной степени вытеснило более древнее триодное последование (отменены канон, посвященный притче о блудном сыне (о нем см.: Bertonière. P. 84-87, 94; выводы Г. Бертоньера о службе Г. П. неверны, поскольку он не был знаком с работой диак. В. Волудакиса; см. также ст. Блудного сына неделя), и др.- то же, как правило, и в афинских изданиях Постной Триоди; однако в рим. изданиях Триоди, напротив, древнее последование сохраняется, а службы Г. П. нет; впрочем, в рим. Анфологионе 1964 г. она напечатана), но на литургии нет ни чтений из Апостола и Евангелия, посвященных Г. П. (только рядовые), ни песнопений в его честь (только Недели), а устав службы в целом можно сравнить с уставом соединения памяти шестеричного святого с воскресным днем. В приходских греч. Типиконах протопсалта Константина (Τυπικὸν ἐκκλησιαστικὸν κατὰ τὸ ἔθος τῆς τοῦ Χριστοῦ Μεϒάλης ἐκκλησίας. Κονσταντινούπολις, 1838. Σ. 165-166; слав. версия этого Типикона используется в Болгарской Церкви) и принятом ныне Виолакиса Типиконе (Βιολάκης. Τυπικόν. Σ. 339-340) устав службы в целом тот же, что и в старопечатных Типиконах, но на литургии появились песнопения святого (чтения по-прежнему только рядовые, поскольку греч. приходская практика избегает соединения 2 литургийных чтений). В Церквах, перешедших на новоюлианский календарный стиль, отдельную проблему составляет устав соединения триодной службы Г. П. с последованием праздника Благовещения Пресв. Богородицы, к-рый в рамках этого стиля может приходиться на 2-ю Неделю Великого поста (см.: Μπεκατῶρος. 1964).

В отличие от триодного гимнографического последования Г. П., имеющего сравнительно небольшой комплект песнопений (в первую очередь потому, что оно всегда соединяется с воскресным и, согласно части памятников, триодным последованиями; возможно, также и по причине его первоначально дополнительного значения), ноябрьская служба Г. П., состав к-рой неск. различается в ее изданиях (см.: Βολουδάκης. Σ 43-48; Πάσχος. Σ. 372-373), содержит максимально полный гимнографический корпус; несомненно, составивший ноябрьскую службу свт. Филофей Коккин предполагал совершение ее как бденной (см. ст. Знаки праздников месяцеслова). К XX в. регулярное совершение ноябрьской службы Г. П. сохранялось лишь в практике Фессалоники; во 2-й пол. XX в. благодаря интересу к наследию Г. П. эта служба снова стала получать распространение наряду с триодной, чему во многом способствовали научное издание службы диак. В. Волудакисом (Βολουδάκης. 1978), а также создание новых песнопений в честь Г. П. известным гимнографом XX в. мон. Герасимом Микраяннанитом (см., напр., подготовленное им издание службы на юбилей преставления Г. П.: Γεράσιμος Μικραϒιαννανίτης. 1959).

В рус. традиции XV - 1-й пол. XVII в. триодная память Г. П. была неизвестна (триодное последование 2-й Недели поста соединялось, как и в греч. традиции до 2-й пол. XV в., с минейным последованием рядового святого), тогда как ноябрьская память была известна широко - т. о., в рус. традиции до сер. XVII в. сохранялась греч. практика 1-й пол. XV в. и была неизвестна последующая, что объясняется исторической ситуацией (разрывом отношений между Русской и К-польской Церквами в сер. XV в.). Не входя в Минеи, ноябрьская служба Г. П. регулярно выписывалась в сборниках служб рус. святым и праздникам - или под 14 (напр., рукописи РГБ. Троиц. осн. № 617, XV в.; № 619 и 628, 2-я пол. XVI в.; № 626, XVII в.; ГИМ. Син. № 315 и 317, XVI в.), или под 5 (напр., рукописи ГИМ. Син. № 677 и 891, XVI в.) нояб. Присутствие службы Г. П. в составе сборников служб рус. святым указывает на то, что она была переведена на слав. язык отдельно от основного корпуса минейных служб - вероятно, в XV в. Неопределенность даты празднования Г. П.- то 5, то 14 нояб.- сохраняется и в старопечатных московских изданиях богослужебных книг. В первопечатном Типиконе 1610 г. (Л. 306 об.- 307) память Г. П. указана под 5 нояб., но с предписанием петь ее в др. (по усмотрению экклесиарха) день, поскольку 5 нояб.- память свт. Ионы Новгородского; в изданной в том же году ноябрьской Минее память Г. П. указана под 14 нояб. (Л. 147), но вместо текста службы - отсылка на «Книгу новых чюдотворцев», т. е. сборник служб рус. святым. В Типиконе 1633 г., в к-ром по сравнению с Типиконом 1610 г. опущено большинство указаний на особенности рус. богослужебной практики, память Г. П. отсутствует; в Типиконе 1641 г. (последнем из печатных дониконовских) память Г. П. отмечена 14 нояб., без указания богослужебного последования.

Текст ноябрьской службы среди старопечатных московских изданий был опубликован в дополнительной части (соответствует рукописным сборникам служб рус. святым) Трефология 1637 г., а также в дополненных службами рус. святым (помещены «за числом», т. е. вслед за обычными службами) изданиях Минеи 1645 и 1666 гг. (Минеи ноябрь и сентябрь-ноябрь соответственно). Открывающая текст службы рубрика допускает совершение, при желании настоятеля, всенощного бдения - хотя последование (включающее в себя все элементы для совершения полиелейной службы) не имеет обычных для бденной службы комплектов стихир на стиховне малой вечерни и на литии (в греч. ноябрьском последовании эти стихиры есть; в рус. последовании также отсутствует 1-й из 2 канонов патриарха Филофея - он обращен не только к Г. П., но и к Трем святителям и поэтому, видимо, не был переведен на слав. язык).

В ходе богослужебной реформы 2-й пол. XVII в. ноябрьское последование Г. П. как не имевшее аналога в совр. греч. изданиях Минеи из рус. Минеи было исключено, что отразилось и на тексте Типикона: в исправленном московском Типиконе 1682 г. под 14 нояб. дается отсылка на 2-ю Неделю Великого поста, а из издания 1695 г. и последующих упоминание о службе Г. П. 14 нояб. исключено. Триодная память, напротив, вводится в рус. практику - она неизменно присутствует во всех изданиях рус. Типикона, начиная с московского 1682 г., правленного с использованием греч. старопечатных изданий, и занимает свое место в Постной Триоди (в укр. изданиях Постной Триоди, правленных по греч. печатным книгам уже в 1-й пол. XVII в., последование Г. П. появилось раньше (напр.: К., 1628, 1648), чем в московских). Согласно послениконовским рус. Типиконам, триодная служба Г. П. имеет в целом тот же устав, что и в первопечатном греч. Типиконе, но древние песнопения Триоди сохранены, а на литургии есть и песнопения и чтения святому (прокимен из Пс 48; Евр 7. 26 - 8. 2; Ин 10. 9-16; причастен - Пс 111. 6b).

Возникший в сер. XX в. интерес к наследию Г. П. имел одним из своих следствий возобновление печатания ноябрьской службы святителя в рус. богослужебных книгах - она присутствует не только в московском издании Минеи 1978-1989 гг. (т. н. зеленая Минея, в к-рую помещено множество ранее никогда не включавшихся в рус. издания Минеи служб), но и в качестве приложения в репринтных воспроизведениях Миней синодальной печати (напр., М., 1997). Слав. текст вновь появившегося в рус. Минеях ноябрьского последования Г. П. (имеющего вид полиелейной службы без малой вечерни) очень близко воспроизводит текст дониконовских изданий и не только не выверен заново по греч. оригиналу, но и содержит такие языковые особенности, какие последовательно устранялись в ходе реформы рус. богослужения 2-й пол. XVII в.

Ноябрьское последование Г. П. (древнейшие известные рукописи: Athen. Bibl. Nat. 2008, 1365-1375 гг.; Vindob. Gr. Theol. 201, 2-я пол. XIV в.; анализ последования (без учета 2-й из названных рукописей): Βολουδάκης. Σ. 43-71; греч. текст: Ibid. Σ. 73-143) включает в себя (не считая богородичнов): 2 отпустительных тропаря 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа (᾿Ορθοδοξίας ὁδηϒέ, εὐσεβείας διδάσκαλε̇ (Православия наставниче, благочестия учителю) и ᾿Ορθοδοξίας ὁ φωστὴρ, ᾿Εκκλησίας τὸ στήριϒμα̇ (Православия светильниче, Церкви утверждение); в рус. Минее - только один тропарь, Православия наставниче, святителем украшение, являющийся (несмотря на свое начало) сокращенным вариантом 2-го из указанных греч.); кондак на подобен «Взбранной Воеводе»: Τὸ τῆς σοφίας ἱερὸν καὶ θεῖον ὄρϒανον̇ (Премудрости священный и божественный орган) с икосом; канон Трем святителям и Г. П. (в рус. Минее нет; 4-го плагального гласа; акростихи: в тропарях: Τῶν θεολόϒων συνῳδὸν ὑμνῶ τῶν μεϒάλων (Богословов великих единомышленника воспеваю), в богородичнах: Θιλόθεος (Филофей); ирмос: ῾Αρματηλάτην Θαραὼ ἐβύθισε̇ (Колесницегонителя фараона погрузи); нач.: Τῶν θεολόϒων τῶν τριῶν τὸν σύμπνουν (Единодушного трем Богословам)); канон Г. П. (и в греч. и в рус. последовании; 1-го гласа; акростихи: в тропарях: Στάθμην ἀνυμνῶ δοϒμάτων τῶν ἐνθέων (Богодохновенное правило догматов воспеваю), в богородичнах: Θιλόθεος (Филофей); ирмос: Σοῦ ἡ τροπαιοῦχος δεξία̇ (Твоя победительная десница); нач.: Σὺ τῶν χαρισμάτων τῇ πηϒῇ (Ты дарований источнику)); неск. седальнов (различаются в разных рукописях; немаловажно, что рус. последование содержит тот же набор седальнов, что и древнейшая рукопись греч. последования, Athen. Bibl. Nat. 2008); светилен; 14 самогласнов (включая славники; в рус. Минее - только 4, по причине отсутствия стихир на литии (8 самогласнов) и на малой вечерне) и 5 циклов стихир-подобнов (в рус. Минее - только 4) (количество и состав стихир различаются в рукописях; данные приведены по изд. диак. В. Волудакиса). Последование составлено свт. Филофеем Коккином, но не все песнопения были написаны им заново - ему принадлежат оба канона и кондак с икосом, светилен, стихиры-подобны (по крайней мере часть), вероятно, седальны, тогда как, напр., 12 из стихир-самогласнов заимствованы (с небольшими изменениями) из последований вмч. Димитрия Солунского (6 самогласнов), святителей Иоанна Златоуста (2 самогласна), Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского и прп. Афанасия Афонского (по 1 самогласну). Заимствование песнопений из службы вмч. Димитрия Солунского объясняется тесной связью Г. П. с Фессалоникой, из др. указанных служб - сопоставлением Г. П. с великими богословами прошлого и с афонским монашеством (Βολουδάκης. Σ. 63-69). Сопоставление Г. П. с величайшими правосл. богословами является основной темой и 1-го из 2 канонов авторства свт. Филофея, Г. П. и Трем святителям; во 2-м его каноне и др. написанных свт. Филофеем песнопениях не раз поэтически поднимаются темы нетварного Света и учения Г. П. о Боге (см., напр.: Ibid. Σ. 64-65).

Греч. текст написанных свт. Филофеем Коккином ноябрьского последования и Жития Г. П. был впервые издан в 1784 г. в Вене прп. Афанасием Паросским (см.: BZ. 1899. Bd. 8. S. 71-73; Petit. P. 101-102); корпус седальнов и стихир в этом издании значительно отличается от выписываемых в рукописях, что заставляет предположить авторство самого прп. Афанасия для части из них (Βολουδάκης. Σ. 57-59); на утрене здесь - 2 канона, 2-й из указанных выше (1-го гласа) и из триодного последования; в книге также приведены 2 канона Г. П. для пения на молебне: авторства прп. Афанасия Паросского, 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, с обратным алфавитным акростихом Ω-Κ в 1-6-й песнях (кроме богородичнов), ирмосы и богородичны взяты из малого молебного канона Божией Матери, нач.: ῾Ως ὄρϒανον θεῖον τοῦ Παντουρϒοῦ (Как божественный орган Вседетеля); и авторства (согласно прп. Афанасию; канон выписан - позднейшей рукой - и в Athen. Bibl. Nat. 2008, без указания атрибуции) мон. Манассии, 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа, с поврежденным акростихом, ирмос: ῾Ως ἐν ἠπείρῳ̇ (Яко по суху), нач.: Κατὰ τὸ πλῆθος τῶν πόνων καὶ ὀδυνῶν (По множеству тягот и скорбей) (Βολουδάκης. Σ. 148-170).

Последование Г. П., помещенное в совр. греч. и слав. Постной Триоди в Неделю 2-ю Великого поста, включает в себя: тропарь 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа: ᾿Ορθοδοξίας ὁ φωστὴρ ᾿Εκκλησίας τὸ στήριϒμα̇ (Православия светльниче, Церкви утверждение ); канон 4-го гласа, без акростиха (но с именем песнописца Георгия в акростихе богородичнов), ирмос: ᾿Ανοίξω τὸ στόμα μου̇ (Отверзу уста моя), нач.: ῾Ρητόρων οἱ ἔνθεοι καὶ θεολόϒων οἱ πρόκριτοι (Риторов божественнии, и боголовов изряднии); кондак с икосом; седален; светилен; 2 самогласна и 2 цикла стихир-подобнов. Самогласны в последовании взяты из служб свт. Григория Богослова и свт. Иоанна Златоуста; подобны отсутствуют в ноябрьском последовании Г. П. согласно совр. рус. Минее, но известны по греч. рукописям ноябрьского последования (1-я группа подобнов - только по позднейшим). Все последование приписано авторству патриарха Филофея Коккина, что является ошибкой - главная составляющая последования, канон, ему не принадлежит (возможно, автор канона - патриарх Геннадий Схоларий), хотя ряд мелких песнопений, совпадающих с песнопениями ноябрьской службы и известных по древнейшим рукописям, действительно были написаны свт. Филофеем; атрибуция ему триодного последования Г. П. обязана своим появлением тому, что свт. Филофей был широко известен как автор ноябрьской службы (Βολουδάκης. Σ. 33-41; Πάσχος. Σ. 368-371).

Кроме канонов, вошедших в ноябрьское и триодное последования Г. П., по греч. рукописям известен еще один канон Г. П. на 14 нояб., плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом: Θεῖον Θεός σε τοῖς βροτοῖς δῶρον νέμει (Божественный дар Бог тебя смертным дает), ирмос: ῾Αρματηλάτην Θαραὼ ἐβύθισε̇ (Колесницегонителя фараона погрузи), нач.: Θείας Θεοῦ ἀθανασίας, ἔνδοξε (Божественного бессмертия Бога, преславне) (Ταμεῖον. Σ. 94), а также канон Г. П., написанный патриархом К-польским Геннадием Схоларием, 2-го гласа, с акростихом: ῾Η σὴ πόλις στέφει σε τοῖς ὕμνοις, πάτερ (Град твой гимнами тебя венчает, отче) и именем Схоларий в богородичнах, ирмос: Ϫεῦτε, λαοί, ᾄσωμεν̇ (Приидите, людие, воспоим), нач.: ῾Η ἐπὶ σοὶ λάμψασα χάρις τοῦ Πνεύματος (Осиявшая тебя благодать Духа) (изд.: Σιδερίδης. 1921; текст воспроизведен в кн.: Gennade II (Georges) Scholarios. Œuvres complètes / Éd. L. Petit, X. A. Sidéridès, M. Jugie. P., 1931. Vol. 4. P. 394-397). В XX в. мон. Герасимом Микраяннанитом было написано множество новых песнопений Г. П., как в отдельности (2 полных последования, молебный канон, акафист и др.), так и вместе с др. святыми (полное последование, молебный канон и акафист святителям Фотию К-польскому, Марку Эфесскому и Г. П.; полное последование Трем святителям и Г. П.; молебный канон прав. Анне, матери Пресв. Богородицы, ап. Андрею Первозванному, вмч. Димитрию Солунскому, святителям Феоне Солунскому и Г. П. и прп. Иоанну Кукузелю и др.) (Πάσχος. Σ. 374-375).

Помимо отдельных памятей Г. П. поминается в службе собора Афонских святых во 2-ю Неделю по Пятидесятнице. Во 2-й пол. XX в. в правосл. мире также получили распространение иконографические изображения и гимнографические последования собора Трех новых святителей, или Трех столпов Православия,- святителей Фотия К-польского, Марка Эфесского и Г. П.

Литература: Σιδερίδης Ξ. ᾿Α. Γενναδίου Σχολαρίου κανὼν εἰς Γρηϒόριον τὸν Παλαμᾶν // Γρηϒόριος Παλαμᾶς. Θεσσαλονίκη, 1921. Τ. 5. Σ. 137-141; Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 101-102, 244-245; Γεράσιμος Μικραϒιαννανίτης, мон. ῾Ιερὰ ὑμνολοϒία ἐν τῇ μνήμῃ τοῦ ἁϒίου πατρὸς Γρηϒορίου ἀρχιεπισκόπου Θεσσαλονίκης τοῦ Παλαμᾶ̇ ἐπὶ τῷ ορτασμῷ τῆς ξακοσιοστῆς ἐπετείου ἀπὸ τῆς ἐν Κυρίῳ κοιμήσεως τοῦ ῾Αϒίου 14 Νοεμβρίου 1359 - 14 Νοεμβρίου 1959. Θεσσαλονίκη, 1959; Μπεκατῶρος Γ. Γρηϒόριος ὁ Παλαμᾶς̇ Τάξις λατρείας // ΘΗΕ. 1964. Τ. 4. Στ. 794-796; Βολουδάκης Β., диак. [ныне прот.] ᾿Ακολουθία τοῦ ἐν ἁϒίοις πατρὸς ἡμῶν Γρηϒορίου ἀρχιεπισκόπου Θεσσαλονίκης τοῦ Παλαμᾶ. Πειραιεύς, 1978; Rigo A. La canonizzazione di Gregorio Palama (1368) ed alcune altre questioni // RSBN. 1993 [1994]. Vol. 30 (N. S.). P. 155-202; Bertonière G. The Sundays of Lent in the Triodion: The Sundays Without a Commemoration. R., 1997. (OCA; 253); Γιάϒκου Θ. Ξ. ῾Ο ορτασμός τῆς μνήμης τοῦ ἁϒίου Γρηϒορίου Παλαμᾶ // ῾Ο ἁϒίος Γρηϒόριος ὁ Παλαμᾶς στήν ἱστορία καί τό παρόν̇ Πρακτικά διεθνῶν ἐπιστημονικῶν συνεδρίων ᾿Αθηνῶν (13-15.11.1998) καί Λεμεσοῦ (5-7.11.1999) / ᾿Επ. Γ. ᾿Ι. Μαντζαρίδη. ῞Αϒιον ῞Ορος, 2000. Σ. 113-128; Πάσχος Π. Β. ῾Υμνοϒραφικά στόν ἅϒιο Γρηϒόριο Παλαμᾶ // Ibid. Σ. 365-377.

Диак. Михаил Желтов

Ссылки по теме
Форумы