Международная конференция «Смерть и умирание в технологическом обществе: между биомедициной и духовностью» состоялась в Москве

Форум был приурочен к 3-й годовщине встречи Папы Франциска и Патриарха Кирилла
МОСКВА. Международная конференция «Смерть и умирание в технологическом обществе: между биомедициной и духовностью» состоялась 12 февраля в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД). Форум, который совместно организовали Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Папский совет по содействию христианскому единству, Папская академия жизни и ОЦАД, был приурочен к третьей годовщине встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском в Гаване.

В пленарном заседании приняли участие: председатель ОВЦС, ректор ОЦАД митрополит Волоколамский Иларион; председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох; председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон; президент Папской академии жизни архиепископ Винченцо Палья.

Приветствуя участников конференции, прибывших из разных стран мира, митрополит Иларион подчеркнул, что первая в истории встреча Патриарха Московского и Папы Римского, которая состоялась 12 февраля 2016 года в аэропорту Гаваны, определила перспективу развития наших двусторонних отношений между Русской Православной Церковь и Римско-Католической Церковью «на многие годы вперед».

«Именно в силу основополагающего значения Гаванской встречи было решено ежегодно отмечать это событие совместной конференцией на одну из актуальных тем, затронутых в Совместной декларации, которая была подписана по итогам переговоров Папы и Патриарха», – отметил митрополит Иларион. Он напомнил, что в первую годовщину встречи состоялась конференция во Фрибурском университете (Швейцария), участники которой говорили об общем значении этого события для отношений между двумя Церквами. В феврале 2018 года, в связи со второй годовщиной, в Вене была проведена конференция, посвященная положению христиан на Ближнем Востоке как основной проблеме, послужившей причиной для организации встречи Папы и Патриарха. На мероприятии, в частности, был представлен каталог разрушенных христианских храмов и святынь Сирии, подготовленный благодаря православно-католическому сотрудничеству.

Нынешнюю конференцию было решено посвятить христианскому отношению к эвтаназии, поскольку этой теме – как одной из актуальных проблем современности – также уделено внимание в Гаванской декларации, продолжил глава ОВЦС. Христианам непросто сохранить свои ценности в секулярном мире, где «права человека превратились, по сути, в инструмент манипулирования большинством, борьба за права человека становится диктатурой меньшинства по отношению к большинству». Так, проблема эвтаназии стала «зловещим результатом такого извращенного понимания прав человека»: уже есть страны, где эвтаназия легализована даже в отношении детей. Митрополит отметил, что в выступлениях Московских Патриархов Алексия II и Кирилла, в «Основах социальной концепции РПЦ» эвтаназия однозначно расценивается как «форма убийства или самоубийства», как «крайняя степень отпадения от Бога», как «преступление человека против самого себя и общества».

В Совместной декларации подчеркивается, что «распространение так называемой эвтаназии приводит к тому, что престарелые и больные начинают ощущать себя чрезмерным бременем для своих близких и для общества в целом». В этой связи Папа и Патриарх выражают озабоченность «все более широким применением биомедицинских репродуктивных технологий, ибо манипулирование человеческой жизнью – это покушение на основы бытия человека, сотворенного по образу Божию». Они также напоминают «о непреложности христианских нравственных принципов, основанных на уважении к достоинству человека, который призван к жизни, согласной с замыслом своего Творца», отметил митрополит. Именно поэтому, в развитие положений Совместной декларации, необходимо богословское и научное осмысление вопросов жизни и смерти человека в современном технологическом обществе, подчеркнул председатель ОВЦС.

Кардинал Курт Кох начал свою речь с нескольких красноречивых примеров взаимодействия Римско-Католической Церкви и Русской Православной Церкви за последнее десятилетие, которые воплощают, по его словам, «новый дух сотрудничества»: это принесение мощей свт. Николая из Бари в Россию в 2017 г. и визит госсекретаря Ватикана кардинала Пьетро Паролина в том же году; ежегодные летние курсы ОЦАД, в которых принимают участие католические священнослужители, и Летний институт для представителей РПЦ в Ватикане; общие выставочные проекты Музеев Ватикана и Государственной Третьяковской галереи.

Выразив радость в связи со сближением двух Церквей, иерарх более подробно коснулся совместного свидетельства католиков и православных в деле защиты ценности жизни в секулярном мире. По словам швейцарского кардинала, усилиям по защите жизни сейчас противостоят сторонники эвтаназии. Он напомнил о последовательной позиции Католической Церкви, выступающей против эвтаназии, за развитие возможностей паллиативной помощи как «особой формы милосердия». Кардинал процитировал те положения католического катехизиса, которые говорят о «нравственной неприемлемости эвтаназии как об акте неуважения к Богу и нарушения человеческого достоинства». В то же время он обратил внимание на слова Папы Франциска о духовном значении предсмертного состояния, о том внимании, которое должны проявить христиане, подготавливая человека к переходу в иной мир. Эти слова совпадают с принципами, изложенными в «Основах социальной концепции РПЦ», согласно которым духовная подготовка к смерти особенно важна, причем не только для умирающего, но и для его близких, и для медперсонала, отметил кардинал Кох.

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон обратил внимание на то, как принципиально изменилось отношение к смерти за последнее время: если раньше мудрым считалось помнить о смерти, то сейчас эта тема всячески вытесняется из сознания, при этом «люди не боятся самовольно прекращать свою жизнь». По его словам, это «крайне вредит человеческой душе». Задача Церкви – «помочь душе», помочь человеку подготовиться к переходу «в другую жизнь». Председатель Синодального отдела рассказал о работе православных священнослужителей и мирян – волонтеров, сестер милосердия – в больницах и хосписах, о помощи умирающим. Эта работа в России продолжается всего 30 лет, и епископ Пантелеимон считает полезным познакомиться с подобным опытом на Западе, где «эта традиция не была прервана», причем важно узнать не только о способах помощи умирающим, но и о поддержке самих служителей, о взаимодействии с врачами и в целом – об уровне осмысления этой проблемы.

Президент Папской академии жизни архиепископ Винченцо Палья построил свое выступление на осмыслении тех положений Гаванской декларации, которые посвящены единству христиан и человеческой солидарности. Он говорил о причинах «индивидуалистической революции», о культивировании «нарциссического отношения» к человеку, что в конечном итоге приводит к разобщенности, одиночеству и «забвению уникальности каждой личности». Касаясь вопросов экологии, биоэтики и, в частности, заботы об умирающих, он подчеркнул, что неизлечимо больных нельзя оставлять без ухода, «ведь любой человек на любой стадии обладает человеческим достоинством». Поэтому так возрастает роль паллиативной помощи, цель которой – повысить качество жизни не только больных, но и ухаживающих за ними близких. «Если человека нельзя вылечить, это не значит, что ему нельзя помочь», – отметил архиепископ, и эти слова буквально совпали со слоганом российского фонда помощи хосписам «Вера». При этом он уделил особое внимание духовным аспектам паллиативной помощи.

Профессор Ана Боровечки, доктор медицинских наук, доктор философских наук, член Европейского общества философии медицины и здравоохранения, член-корреспондент Папской академии жизни выступила с докладом «Конец жизни: этические вопросы и критерии». Она разъяснила основные положения документа Папской академии жизни (1999 г.) «Достоинство умирающего человека» и подчеркнула, что необходим холистический подход к помощи умирающим: усилия медиков, семьи, священнослужителей, психологов должны быть согласованы. Доклад показал, что в медицинской среде нет общей позиции по многим вопросам: в какой момент прекращать искусственное питание, насколько и до какой стадии эффективно использование опиоидов и седативных средств и т.д. В любом случае, необходимо учитывать выбор самого пациента и его семьи, причем замечено, что в странах южной Европы, где семьи более религиозные, роль семьи в решении подобных вопросов гораздо выше, чем в северных странах.

Доклад профессора Олега Резника, доктора медицинских наук, руководителя отдела трансплантологии и органного донорства НИИ хирургии и неотложной медицины Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И.П. Павлова был посвящен необходимости теологического осмысления новых биомедицинских технологий. Те из них, которые нацелены на «технологическое бегство от проблемы смерти», направлены на поиск «суррогатных форм бессмертия» и на право умереть быстро и безболезненно и сопряжены, соответственно, с квазирелигиозной верой во всесилие науки. Он привел примеры развития «индустрии эвтаназии» в тех странах, где она легализована (Бельгия, Нидерланды, Швейцария), а также новых ее форм – например, эвтаназии ради трансплантации органов. Профессор обратил особое внимание на необходимость формирования твердого морального подхода к работе медиков, который нужно сформулировать на основе христианской антропологии, иначе доктор неизбежно превращается во «врача-технолога», «специалиста по продлению и отключению жизни», что, в свою очередь, грозит массовым «варварством профессионалов».

Эту же тему, но с точки зрения светского философа, продолжил в своем докладе профессор Павел Тищенко (Институт философии РАН). По его словам, нерелигиозный человек на пороге смерти «тоже не чужд своего понимания духовности», и это необходимо учитывать тем, кто оказывает духовную поддержку умирающим.

В Западной Европе такие ценности, как духовность, религия, Бог, либо полностью забыты, либо находятся на обочине общественного сознания, – с таких слов начал свой доклад священник Берт Вандерхейген, член-корреспондент Папской академии жизни. Прослужив 23 года в больницах города Гента (Бельгия), он поделился опытом духовной поддержки умирающих, с которыми, по его мнению, нужно говорить не столько о смерти, сколько о «вечной жизни, которую Господь нам обещал». Обезболивающие могут избавить умирающего от физических страданий, но не от душевной боли, и священнику важно научиться говорить о смысле страдания в перспективе спасения, представлять страдание как «ту часть жизни, которая помогает приблизиться к вечности».

Наблюдая за «успехами» эвтаназии, которая в Бельгии разрешена с 2004 года, о. Берт констатировал, что это фактически «переход общества к организованному суициду». По его словам, не только религиозные люди, но и многие атеисты противятся распространению эвтаназии, их аргумент: практику эвтаназии нельзя контролировать, поэтому нельзя ее разрешать.

Об особенностях служения священника в детском хосписе рассказал протоиерей Александр Ткаченко, основатель и генеральный директор первого детского хосписа в России, который действует с 2003 в Санкт-Петербурге. За прошедшие 15 лет в России удалось открыть еще три подобных заведения (в Домодедове, Павловске и Белгороде), по примеру которых создаются детские хосписы по всей стране, отметил о. Александр. Таким образом, можно говорить о возникновении нового направления в российской медицине, которое изменило федеральное законодательство и обрело бюджетное финансирование, подчеркнул священник. Неоценимую помощь в создании системы паллиативной помощи российским детям оказал международный католический благотворительный фонд «Помощь Церкви в нужде» (Kirche in Not). Обращаясь к присутствовавшему в зале руководителю Русского отдела Kirche in Not Петру Гуменюку, о. Александр Ткаченко выразил глубокую благодарность фонду.

Медицинская, психологическая, социальная и духовная составляющие паллиативной помощи неотделимы друг от друга – такой концепции придерживаются в детских хосписах, при этом работающие в них священнослужители должны быть членами команды профессионалов, утверждает о. Александр. Он привел исследование, проведенное среди пациентов и их семей, согласно которому запрос на духовную помощь достаточно велик, люди ожидают от священнослужителей не только совершения таинств, но и «разговора по душам», к которому священник должен быть готов, как и к тому, что среди пациентов будут семьи разных вероисповеданий. Хосписы открыты для всех, и администрация приглашает и готова приглашать по просьбе маленьких пациентов и их родителей священника той или иной конфессии, раввина, имама, буддийского ламу. О. Александр также настаивает на том, чтобы православные священники, окормляющие хосписы, были готовы корректно и уважительно «нести слово утешения» не только единоверцам.

Игумен Антоний (Кадышев) поделился опытом 15-летней работы с ВИЧ-пациентами московской инфекционной больницы, подробно рассказав о специфике душепопечения о таких больных. Священник Стефан Домусчи, доцент Московской духовной академии, кандидат богословия и кандидат философских наук, уверен, что священник, который общается с тяжелобольными и умирающими, должен готовиться к этому служению, не прибегая к готовым ответам «классического богословия», но учитывая состояние каждого страждущего и те стадии принятия болезни, которые проходит каждый из них. В ходе дискуссии своим опыте служения в хосписе поделился также протоиерей Михаил Потокин, руководитель социального отдела Московской епархии.

Подводя итоги конференции, архиепископ Винченцо Палья отметил, что обсуждение вопросов, связанных с уходом человека из жизни, должно быть продолжено в богословском, пастырском, этическом аспектах. Он констатировал высокую степень взаимопонимания православных и католических участников форума, общий взгляд на проблемы эвтаназии и развития паллиативной помощи. «Наша общая ответственность – придать душу, христианский подход движению паллиативной помощи», – сказал президент Папской академии жизни. Он предложил обдумать совместный документ в помощь пастырям и всем тем, кто сопровождает людей в последний путь, а также продолжить встречи на эту тему, привлекая широкий круг экспертов, «не замыкаясь в своих кругах».

Кардинал Курт Кох отметил важность выработки «общего взгляда на проблемы умирания и смерти» и поблагодарил всех участников конференции.

На заседании присутствовали представители поместных Православных Церквей при Патриархе Московском: Антиохийской – митрополит Филиппопольский Нифон, Сербской – епископ Моравичский Антоний, Чешских земель и Словакии – архимандрит Серафим (Шемятовский), Православной Церкви в Америке – протоиерей Даниил Андреюк, глава католической архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Павел Пецци и его генеральный викарий священник Кирилл Горбунов, генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, сотрудник Папского совета по содействию христианскому единству священник Иакинф Дестивель, эксперт в области биоэтики, медицинской и нравственной теологии священник Ренцо Пегораро, священник Малкольм Роджерс – настоятель англиканского собора св. Андрея в Москве, апокрисиарий (представитель) архиепископа Кентерберийского в России, представители научного сообщества, администрация и учащиеся ОЦАД.

Ссылки по теме
Форумы